Роман И.С. Тургенева Отцы и дети в оценке русской критики 60-х годов 19 века

Содержание

Слайд 2

КЛАСТЕР

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»

КЛАСТЕР Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Слайд 3

М.Н.Катков
«Роман Тургенева и его критики»

М.А.Антонович «Асмодей нашего времени»

Д.И.Писарев
«Базаров»

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»

М.Н.Катков «Роман Тургенева и его критики» М.А.Антонович «Асмодей нашего времени» Д.И.Писарев «Базаров»
в оценке русской критики 60-х годов 19 века

Слайд 4

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

Слайд 5

М.Н. Катков - известный русский публицист; родился в Москве в 1818 г.

М.Н. Катков - известный русский публицист; родился в Москве в 1818 г.
Учился в первой Московской гимназии, в пансионе известного профессора Павлова и в Московском университете на словесном отделении. Университетский курс он окончил в 1838 г. кандидатом, с отличием. В 1856 г. Каткову удалось благодаря поддержке товарища министра народного просвещения, князя П.А.Вяземского, получить разрешение на издание «Русского вестника». Катков много раз менял свои взгляды. Постепенно, на протяжении 30-летней публицистической деятельности, он из умеренного либерала превратился в крайнего консерватора.

Катков Михаил Никифорович

Слайд 6

М.А. Антонович – русский публицист, литературный критик, философ – материалист. Родился 27

М.А. Антонович – русский публицист, литературный критик, философ – материалист. Родился 27
апреля (9 мая) 1835 в г. Белополье Харьковской губернии. Окончил духовное училище, а затем Харьковскую семинарию (1855). В 1859 Антонович заканчивает Петербургскую духовную академию и становится кандидатом богословия. Но уже в годы учебы его взгляды принимают материалистический и атеистический характер. В 1862-1864 гг., ведя борьбу с «антинигилистической» литературой, исключительно резко оценивал роман Тургенева «Отцы и дети».

Антонович Михаил Алексеевич

Слайд 7

Д.И. Писарев – русский критик, публицист. Родился 2 (14) октября 1840 г.

Д.И. Писарев – русский критик, публицист. Родился 2 (14) октября 1840 г.
в с. Знаменское Елецкого уезда Орловской губернии. В 1851-1856 обучался в 3-й Петербургской гимназии (окончил с серебряной медалью), где в старших классах примкнул (до 1859) к «Обществу мыслящих людей». В 1856-1861 учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Отмечена его статья «Базаров» (1862), в которой коллизия романа «Отцы и дети» Тургенева рассматривается прежде всего как конфликт поколений, свидетельствующий о глубоком «разладе», проникшем во все «клеточки» российского общества.

Писарев Дмитрий Иванович

Слайд 8

Основные положения дискуссии:
- Базаров и нигилизм: реалии жизни или карикатура?
-

Основные положения дискуссии: - Базаров и нигилизм: реалии жизни или карикатура? -
«Отцы» в романе И.С. Тургенева: панегирик или
пасквиль?
- Отношение народа к Базарову: «братское
расположение» или «переряженные господа»?
-Ученики Базарова: прогрессисты или «пошлые
люди»?

Слайд 9

Словарная работа

Асмодей  - один из самых могущественных и знатных демонов. Дьявол

Словарная работа Асмодей - один из самых могущественных и знатных демонов. Дьявол
мести, ненависти и разрушения.
Карикатура - сатирическое или
юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.
Панегирик - похвальная публичная речь.
Па́сквиль - сочинение, содержащее карикатурные искажения, клевету и злобные нападки, цель которых оскорбить и скомпрометировать какое-либо лицо, группу, партию, общественное движение.

Слайд 10

Базаров и нигилизм: реалии жизни или карикатура?
М.Н.Катков : «Отрицательное направление (нигилизм)

Базаров и нигилизм: реалии жизни или карикатура? М.Н.Катков : «Отрицательное направление (нигилизм)
есть своего рода религия - религия, опрокинутая, исполненная внутреннего противоречия и бессмыслицы».
М.А.Антонович: «Нигилизм – философский термин, имеющий различные значения. Тургенев определяет его следующим образом:«…нигилистом называется тот, который ничего не признает, который не склоняется ни перед какими авторитетами». Нигилисты не признают искусства, не верят в науку. «Теперь всё отрицают, а строить не хотят…» Вот коллекция современных воззрений, вложенных в уста Базарову; что они такое? - карикатура».
Д.И.Писарев: «Ну, хорошо, Базаров – злодей, урод; браните больше…. Болезнь века раньше всего пристает к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. Базаров отличается замечательным умом…»

Слайд 11

«Отцы» в романе И.С. Тургенева: панегирик или пасквиль?
М.Н.Катков: «… в романе «Отцы

«Отцы» в романе И.С. Тургенева: панегирик или пасквиль? М.Н.Катков: «… в романе
и дети» никакого панегирика «отцам» нет».
М.А.Антонович: «Итак, каковы же «отцы», старое поколение? «Отцы» представлены в самом лучшем виде».
Д.И.Писарев: «На чьей стороне лежат симпатии художника? Кому он сочувствует? Базаров – единственный человек, которого автор уважает в самой ненависти своей».

Слайд 12

Отношение народа к Базарову: «братское расположение» или «переряженные господа»?
М.Н.Катков: «Базаров не просветитель

Отношение народа к Базарову: «братское расположение» или «переряженные господа»? М.Н.Катков: «Базаров не
и борец за народные интересы, а хулитель просвещения и враг прогресса».
М.А.Антонович: «…поборники нигилизма своей материальной грубостью оттолкнули от себя народ…».
Д.И.Писарев: «Заметив в одном месте, что Базарова любят простые люди, Тургенев говорит в другом месте, что мужики смотрят на него как на шута горохового .»

Слайд 13

Ученики Базарова: прогрессисты или «пошлые люди»?
М.Н.Катков: «В самом деле, что дурного в

Ученики Базарова: прогрессисты или «пошлые люди»? М.Н.Катков: «В самом деле, что дурного
этом Аркадии? Он не хищный, - но это и слава Богу. В этом его достоинство».
М.А.Антонович: «…другие «дети» романа глуповатые и пустые, слушают его [Базарова] и только бессмысленно повторяют его слова…»
Д.И.Писарев: «Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись.»

Слайд 14

Базаров и нигилизм
«Хотел ли я обругать Базарова или
его превознести?
Я этого сам

Базаров и нигилизм «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я
не знаю!»
«Отцы» в романе
«Меня уверяют, что я на стороне «отцов»… я,
который сделал смешным Павла Кирсанова!»
Отношение Базарова к народу
«У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа.
Однако Базаров видит и недовольство народа ».
Ученики Базарова
«Одни обвиняют меня в оскорблении молодого поколения, другие упрекают в низкопоклонстве перед ними».