Романтический мир Стихов о Прекрасной Даме А. Блока

Содержание

Слайд 2

СИМВОЛИЗМ -

это литературно-художественное направление конца 19 – начала 20 веков.

СИМВОЛИЗМ - это литературно-художественное направление конца 19 – начала 20 веков. Символизм
Символизм стремился через символы в ощутимой форме воплотить идею единства мира, выраженную в соответствии его самых различных частей, позволяющую краски, звуки, запахи представить одно через другое (Д.Мережковский, А.Белый, А.Блок, З.Гиппиус, К.Бальмонт, В.Брюсов).

Слайд 3

История создания цикла

«Стихи о Прекрасной Даме» (129 стихотворений)
- поэтический дневник

История создания цикла «Стихи о Прекрасной Даме» (129 стихотворений) - поэтический дневник
Блока. Из стихотворений , написанных в 1901 году и в 1902 году , он отобрал около половины , распределил в строго хронологическом порядке и разделил на шесть отделов ( | С.- Петербург. Весна 1901 года;|| Шахмотово . Лето и осень 1901 года ;||| C . Петербург . Осень и зима 1901 года и т. д. ). Поэт признавался , что « технически книга очень слаба » , и называл её « бедное дитя моей юности ». Но он любил свои несовершенные стихи и в последние годы к ним возвращался : переделывал , исправлял , печатал в журналах , составлял новые сборники , из которых один « За гранью прошлых дней » вышел в свет за год до его смерти ( 1920 году). По свидетельству Вл. Пяста , умирающий Блок сказал матери : « Знаешь что? Я написал один первый том. Остальные всё – пустяки ».

Слайд 4

Этот цикл вдохновлён Любовью Дмитриевной Менделеевой (1881-1939) , дочерью знаменитого русского

Этот цикл вдохновлён Любовью Дмитриевной Менделеевой (1881-1939) , дочерью знаменитого русского учёного
учёного Дмитрия Ивановича Менделеева. Стихи 1901-1902 годов, составившие ядро первой книги лирики Блока, написаны в пору самой горячей и нежной влюблённости поэта ( «…когда я носил в себе великое пламя любви », - написал Блок в дневнике 1919 года ). Эта книга – истинное начало, исток всего творчества Блока. На таком понимании значения своей первой книги настаивал Блок всегда, до конца жизни.

Слайд 5

« Стихи о Прекрасной Даме » - ранняя утренняя заря ,

« Стихи о Прекрасной Даме » - ранняя утренняя заря , -
- писал Блок в марте 1908 года, - те сны и туманы , с которыми борется душа , чтобы получить право на жизнь. Одиночество , мгла , тишина - закрытая книга бытия , которая пленяет недоступностью…Там всё будущие- за семью печатями . В утренней мгле сквозит уже чародейный , Единый Лик , который посещал в видениях над полями и городами , который посетил меня на исходе жизни…».

Слайд 6

В 1911 году, готовя к изданию первую книгу «Собрания стихотворений», Блок

В 1911 году, готовя к изданию первую книгу «Собрания стихотворений», Блок объяснил,
объяснил, комментируя «Стихи о Прекрасной Даме»: «Эта книга, в противоположности двум следующим, написана в одиночестве; здесь деревенское преобладает над городским; всё внимание направлено на знаки, которые природа щедро давала слушавшим её с верой; такая «однострунность» души позволила мне расположить все стихотворения первой книги в строго хронологическом порядке; здесь главы определяются годами, в следующим книгах – понятиями; но эти числа и снова для меня одинаково живые и законченные абзацы. Четвёртая глава (1901 год) (в издании, о котором идёт речь, все стихи чётко делились по годам :1898,1899 и т. д. - В.Ф.) имеет первенствующее значения как для первой книги, так и для всей трилогии…она же есть тот «магический кристалл», сквозь который я различил впервые, хотя и «неясно» всю «даль свободную романа…».

Слайд 7

Впервые цикл стихов о Прекрасной Даме был опубликован в «Северных цветах»

Впервые цикл стихов о Прекрасной Даме был опубликован в «Северных цветах» за
за 1903 год, то есть в год женитьбы Блока на Л.Д. Менделеевой. Обращаясь к редактору журнала В. Брюсову, Блок замечал: «Посылаю Вам стихи о Прекрасной Даме. Заглавие ко всему отделу моих стихов в «Северных цветах» я бы хотел поместить такое: «О вечно-женственном». В сущности это и есть тема всех стихов…».

Слайд 8

В конце декабря 1904 года Блок пишет огорчённое письмо отцу, который

В конце декабря 1904 года Блок пишет огорчённое письмо отцу, который резко
резко отозвался об этой первой книге поэта: «Мне странно, что Вы находите мои стихи непонятными и даже обвиняете меня в рекламе и эротизме…В непонятности меня, конечно, обвиняют почти все но на днях мне было очень отрадно слышать, что вся почти книга понятна, до тонкости часто, а иногда и до слёз, - совсем простыми, «неинтеллигентными » людьми. Не выхваляя ни своих форм и ничего вообще от меня исходящего, я могу с уверенностью сказать, что плохо ли, хорошо ли,- написал стихи о вечном и вполне несомненном, что рано или поздно должно быть воспринято всеми (не стихи, а эта вечная сущность)».

Слайд 9

В принципиальном, длившемся не один год споре с Андреем Белым, отстаивая

В принципиальном, длившемся не один год споре с Андреем Белым, отстаивая свою
свою художественную индивидуальность и цельность всего творчества, Блок писал своему бывшему другу в августе 1907 года: «Считаю, что стою на твёрдом пути и что всё, написанное мною, служит органическим продолжением первого - «Стихов о Прекрасной Даме». И вновь ему же, в октябре 1910 года: «Ведь вся история моего внутреннего развития «напророчена» в «Стихах о Прекрасной Даме».

Слайд 10

В своих «Записных книжках», в записи от 26 марта 1910 года

В своих «Записных книжках», в записи от 26 марта 1910 года Блок
Блок особенно подчеркивает важность этого цикла и со стороны идейно - этической: «Стихи о Прекрасной Даме» - уже этика, уже общественность» (Александр Блок). Записные книжки. М .1965. В записи от 28 июня 1916 года появляются такие строки: «Лучшими остаются «Стихи о Прекрасной Даме». Время не должно тронуть их, как бы я ни был слаб, как художник». Время и не «тронуло их» - в истории мировой поэзии цикл стихов Блока «О Прекрасной Даме» находится в ряду бессмертных лирических созданий Петрарки, Данте, Шекспира.

Слайд 11

И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнёшь, тоскуя и любя. Вл. Соловьёв

Предчувствую

И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнёшь, тоскуя и любя. Вл. Соловьёв
Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.  
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.  
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,  
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.  
О, как паду - и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
4 июня 1901, с. Шахматово

Слайд 12

слыша голос жениха. Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и

слыша голос жениха. Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и
внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. От Иоанна,III, 29

Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеётся берегу.
Люблю вечернее моленье
У белой церкви над рекой,
Перед закатное селенье
И сумрак мутно - голубой.
Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.
Падёт туманная завеса.
Жених сойдёт из алтаря.
И от вершин зубчатых леса
Забрежжит брачная заря.
7 июля 1902

Слайд 13

Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной

Вхожу я в тёмные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной
Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озарённый,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
25 октября 1902

Слайд 14

Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать.
Я стал всему удивляться,

Мне страшно с Тобой встречаться. Страшнее Тебя не встречать. Я стал всему

На всём уловил печать.  
По улице ходят тени,
Не пойму - живут, или спят...
Прильнув к церковной ступени,
Боюсь оглянуться назад.  
Кладут мне на плечи руки,
Но я не помню имён.
В ушах раздаются звуки
Недавних больших похорон.  
А хмурое небо низко –
Покрыло и самый храм.
Я знаю - Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты - там.
5 ноября 1902

Слайд 15

II книга «Стихов о Прекрасной Даме» «Незнакомка»

Поэтический дебют А. Блока пришелся на

II книга «Стихов о Прекрасной Даме» «Незнакомка» Поэтический дебют А. Блока пришелся
годы первой русской революции (1905 – 1907 г.г.). Пришла она – революция – одна из ипостасей Прекрасной Дамы, сменив привычные черты, и “смутив спокойствие поэта”, который вступил в свой мир – уличный шум. Всего за несколько месяцев он переменился настолько, что близкие друзья перестали его узнавать. Владимир Соловьев, которому А. Блок писал о своих “врубелевских” увлечениях, заговорил об “измене” поэта, называя его лгуном и клеветником. Возвышенная тайна Прекрасной Дамы вытесняется тайной порочного города. Новые поэтические диссонансы созревают в поэтической душе, которая потрясена ужасом жизни, одиночеством, но не прежним – в ожидании мистических средств, а мучительным отстранением от действительности. Недавним друзьям А. Блока предстояло долго догонять его, внезапно умудренного. В начале 1906 г. А. Блок пишет “Незнакомку”. Что же впечатлило
А. Блока настолько, что поэт берет в руки перо?

Слайд 16

История создания стихотворения «Незнакомка»

Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Молодой

История создания стихотворения «Незнакомка» Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам. Молодой
литератор Евгений Иванов 9 мая 1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. Блок повез его в Озерки - дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Блок повел его к озеру, где “скрипят уключины” и “визг женский”, где все - убожество, скука и пошлость. И тут-то именно вполне очевидной становилась необходимость того, чтобы помимо этой “дачной жизни в мире происходило еще и нечто иное. “Потом Саша с какой-то нежностью ко мне указывал на позолоченный крендель булочной, на вывески. Все это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня в тот путь, которым велся он тогда, в тот вечер, как появилась “Незнакомка”. Наконец привел на вокзал Озерковский. Из небольшого венецианского окна видны “шлагбаумы”, на все это он указывал по стихам. В окне видна железная дорога. Поезда часто проносятся мимо… Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. С этими пролетающими машинами и связано появление в окне “Незнакомки”. Взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам этого дачного поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных вымыслов. Разумеется, особую, чисто духовную - но все-таки несомненную достоверность описанного им фантастического события.

Слайд 17

Репродукция картины Михаила Врубеля «Незнакомка»

Репродукция картины Михаила Врубеля «Незнакомка»

Слайд 19

Иллюстрация к стихотворению А. Блока “Незнакомка” И. Глазунова.

Иллюстрация к стихотворению А. Блока “Незнакомка” И. Глазунова.

Слайд 20

Незнакомка

По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний

Незнакомка По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит
и тлетворный дух. Вдали над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач. И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки. Над озером скрипят уключины И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный Бесмысленно кривится диск. И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной Как я, смирен и оглушен. А рядом у соседних столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!»1 кричат. И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. Глухие тайны мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино. И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу. В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине. 24 апреля 1906 _________________________________ 1. In vino veritas! — Истина — в вине! (лат.)

Слайд 21

Анализ стихотворения.

Как построено стихотворение, какова его композиция?
Как вы думаете, только ли о

Анализ стихотворения. Как построено стихотворение, какова его композиция? Как вы думаете, только
ресторане идет речь в стихотворении?
Каковы особенности образов?
Какой лексики больше в первой части стиха, “высокой” или “низкой”? Приведите примеры.
Какое настроение пронизывает вторую часть стихотворения? Докажите на примерах?
Как вы считаете, почему Блок обращается к изображению именно вечернего времени?
Но, несмотря на всю пошлость и обыденность окружающего мира, в жизни человека есть место чуду. Кто является чудом в стихотворении Блока? Почему?
Как изображается заглавная героиня стихотворения, даны ли ей автором конкретные черты? Докажите примерами из текста.
Чем близок, находясь “среди пьяных”, лирический герой таинственной незнакомке?
Что, по -вашему, является “очарованной далью” для лирического героя?
Что изменяется после появления Незнакомки: окружающий мир или сознание героя?