Анализ стихотворения Александра Блока Незнакомка

Содержание

Слайд 2

1. История создания

Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений

1. История создания Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений
от поездки в дачный посёлок Озерки.

1906 год

Слайд 3

Блок объяснил и то, где он увидел Незнакомку, – оказывается, на картинах

Блок объяснил и то, где он увидел Незнакомку, – оказывается, на картинах
Врубеля. : «Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо... Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено...».

Синий цвет означает у Блока звездное, высокое,
недостижимое; лиловый - тревожное.

Слайд 4

Это стихотворение относится к периоду расцвета в творчестве поэта, когда произошла переоценка

Это стихотворение относится к периоду расцвета в творчестве поэта, когда произошла переоценка
ценностей и от придуманной жизни автор обратился к реальной, полной неразрешимых проблем.
В «Стихах о Прекрасной Даме» Блок искал свой идеал, жаждал неземной любви, и его возлюбленная не имела ни одной реальной черты. На смену мечтам о встрече с Прекрасной Дамой приходит Незнакомка, обладающая чертами реальной женщины. Незнакомка одновременно и воплощение высокой красоты, напоминание о сохранившемся в душе героя «небесном» идеале — и порождение «страшного мира» реальности.

Слайд 5

3. Особенности жанра

Лирическое стихотворение

3. Особенности жанра Лирическое стихотворение

Слайд 6

3. Идейно-тематическое своеобразие произведения

Основная тема стихотворения – судьба красоты в современном автору

3. Идейно-тематическое своеобразие произведения Основная тема стихотворения – судьба красоты в современном
мире пошлости (философия жизни)

Слайд 7

Красота - это то, что должно спасти мир. В реальном мире пошлости

Красота - это то, что должно спасти мир. В реальном мире пошлости
прекрасному нет места, поэтому и лирический герой и Незнакомка трагически одиноки.

Слайд 8

4. Особенности лирического героя

Стихотворение отражает мысли и чувства лирического героя, который является

4. Особенности лирического героя Стихотворение отражает мысли и чувства лирического героя, который
участником описываемых событий. Автор отождествляет себя с лирическим героем.

Лирический герой – образованный человек, очень одинокий(«друг единственный в моём стакане отражён»), разочарованный, критически оценивает окружающую жизнь. Отчаянье и смирение звучит в горьком признании, что в реальности не может выбраться из пошлого мира, хотя его отвергает.

Слайд 9

5. Основные образы

Ресторан
Переулки
Дачи
Булочная
Кавалеры с дамами
Лакеи
Пьяницы
Стакан

Девушка
Шелка
Шляпа с перьми
Рука в

5. Основные образы Ресторан Переулки Дачи Булочная Кавалеры с дамами Лакеи Пьяницы
кольцах
Окно
Вуаль

Слайд 10

6. Художественно-выразительные средства, используемые в стихотворении

6. Художественно-выразительные средства, используемые в стихотворении

Слайд 12

7. Лексические средства, используемые в стихотворении

7. Лексические средства, используемые в стихотворении

Слайд 13

8. Синтаксические фигуры, используемые в лирическом произведении

8. Синтаксические фигуры, используемые в лирическом произведении

Слайд 14

9. Фонетическая организация стихотворения

9. Фонетическая организация стихотворения

Слайд 16

10. Композиционное построение произведения. Строфика.

Композиция построена на антитезе

10. Композиционное построение произведения. Строфика. Композиция построена на антитезе

Слайд 18

Последнюю строфу можно понимать по-разному, как и всё стихотворение. Угаданная тайна, возможность

Последнюю строфу можно понимать по-разному, как и всё стихотворение. Угаданная тайна, возможность
жить другой жизнью, вдали от пошлости – это «сокровище», ключ от которого поручен только лирическому герою. «Вино» - это вино открытия, вновь обретённая вера и надежда. Пьяное чудовище таким и останется. А лирический герой открыл для себя новый мир.

Слайд 19

11. Способ рифмовки

По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух,

11. Способ рифмовки По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух.
Перекрестная рифма (рифмуются 1 и 3 строка, 2 и 4)

Слайд 20

12. Стихотворный размер

По ве-че-рАм над рес-то-рА-на-ми 4,8
1 2 3 4

12. Стихотворный размер По ве-че-рАм над рес-то-рА-на-ми 4,8 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 Го-рЯ-чий вОз-дух дИк и глУх, 2,4,6,8
1 2 3 4 5 6 7 8 И прА-вит О-кри-ка-ми пьЯ-ны-ми Ве-сЕн-ний и тлет-вОр-ный дух.

Двусложный размер с ударением на втором слоге (и других четных слогах)
ЯМБ

Слайд 21

13. К какому художественному направлению принадлежит произведение (сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм,

13. К какому художественному направлению принадлежит произведение (сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм,
имажинизм, футуризм и т.п.). Признаки данного направления

Стихотворение можно отнести к литературному направлению – символизм, особенностями которого является:
Антитеза 2-х миров: нетленный и реальный
Цветовая символика
белый – идеал, женственность, любовь, мечта…
синий – разочарование, разлука, окружающий, вещественный мир…
жёлтый – болезненность, сумасшествие, отклонение….
чёрный – тайна, двойственность…
красный- кровь, катастрофа…)
Символический пейзаж
Звукопись. Важна музыка слова.
Усложненный, метафоричный язык.

Имя файла: Анализ-стихотворения-Александра-Блока-Незнакомка.pptx
Количество просмотров: 48
Количество скачиваний: 0