Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Содержание

Слайд 2

«Я и не утопист, потому что утопию свою вывожу из исторического развития

«Я и не утопист, потому что утопию свою вывожу из исторического развития
действительности, потому что населяю ее не мертвыми призраками, а живыми людьми, имеющими плоть и кровь, и не консерватор... потому что не хочу застоя, а требую жизни, требую движения вперед».

Слайд 3

Михаил Салтыков-Щедрин учился в Царскосельском лицее и мечтал стать «наследником» Пушкина. Из-за

Михаил Салтыков-Щедрин учился в Царскосельском лицее и мечтал стать «наследником» Пушкина. Из-за
того, что он совмещал литературу с государственной службой, писателю пришлось взять псевдоним. Салтыков-Щедрин 16 лет проработал редактором журнала «Отечественные записки». Он прославился как автор «Губернских очерков», сатирического романа «История одного города» и «Сказок для детей изрядного возраста», в которых высмеивал чиновников и помещиков.

Слайд 5

В романе «История одного города» (1869-1870) писатель высмеивает пороки русского общества XIX

В романе «История одного города» (1869-1870) писатель высмеивает пороки русского общества XIX
века, выявляет типичные черты бюрократов-чиновников. «"История одного города" - это, в сущности, сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и в начале нынешнего столетия, изложенная в форме комического описания города Глупова и начальников, последовательно правивших им…» - писал И.С. Тургенев.

«История одного города»

Слайд 7

В цикле очерков «Мелочи жизни» (1886-1887) писатель обращается к повседневной жизни обычных

В цикле очерков «Мелочи жизни» (1886-1887) писатель обращается к повседневной жизни обычных
людей, где «нет места для работы здоровой мысли, нет свободной минуты для плодотворного труда». Писатель с горечью замечает: «Мелочи, мелочи, мелочи — заполонили всю жизнь». Повседневность с ее бессобытийностью и безыдейностью становится в цикле «Мелочи жизни» символом катастрофического мироустройства и тщетности духовных поисков.

«Мелочи жизни»

Слайд 9

Это плод неустанных и горьких размышлений Салтыкова-Щедрина о жизни современного ему общества

Это плод неустанных и горьких размышлений Салтыкова-Щедрина о жизни современного ему общества
и мироустройстве в целом.. В "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" (1869) поднимается тема чиновничьего произвола, неспособности чиновников-генералов к труду, стремления жить за чужой счёт. В сказке "Премудрый пескарь" (1883) Салтыков-Щедрин обличает трусость и политическое приспособленчество части интеллигенции после разгрома революционной организации "Народная воля". Они предстают сегодня не просто как злободневные социально-политические или нравственно-сатирические произведения, но как философские притчи, смысл и значение которых остаются актуальными во все времена

«Сказки»

Слайд 11

Салтыков-Щедрин знал о «язвах русской жизни» не понаслышке. В молодости он служил

Салтыков-Щедрин знал о «язвах русской жизни» не понаслышке. В молодости он служил
в вятском губернском правлении, затем - чиновником по особым поручениям при Министерстве внутренних дел, позже занимал должности рязанского и тверского вице-губернатора. В публицистике Салтыкова-Щедрина идет речь об отношениях власти и народа, об особенностях российского управления, о жизни русских людей, о возможности преобразования России и т. д.
Писатель в своих статьях показал «неустройство русского существования», в настоящем и будущем России он усматривал «конфуз»: «идти вперед - трудно, идти назад - невозможно».

«Язвы русской жизни. Записки бывшего губернатора»

Слайд 13

«Господа Головлевы» социально-психологический роман, первоначально задуманный как серия рассказов в цикле "Благонамеренные

«Господа Головлевы» социально-психологический роман, первоначально задуманный как серия рассказов в цикле "Благонамеренные
речи".
Один из самых сильных и безжалостных романов в истории отечественной литературы.
Трагедия трех поколений провинциальной помещичьей семьи. Трагедия ее старейшины — сильной, жесткой, беспощадной стяжательницы, в итоге погубившей жизни своих сыновей — и самой оказавшейся жертвой одного из них. Трагедия этих сыновей — безвольных и несчастных мотов и кутил. Трагедия младшего поколения, все представители которого обречены нести на себе груз грехов поколений старших.

«Господа Головлевы»