- Главная
- Литература
- Серебряный век. Поэзия, живопись и музыка
Содержание
- 2. В наиболее концентрированном виде атмосфера Серебряного века получила своё выражение в первые полтора десятилетия двадцатого века.
- 3. Константин Бальмонт Анна Ахматова Юлиан Анисимов
- 4. Работы Казимира Малевича
- 5. «Сидящий демон» Михаила Врубеля
- 6. Музыка этого периода представлена различными поколениями композиторов. Это: поздний период творчества Н.Римского-Корсакова, расцвет творчества А.Глазунова, С.Танеева,
- 8. Скачать презентацию
Слайд 2
В наиболее концентрированном виде атмосфера Серебряного века получила своё выражение в
В наиболее концентрированном виде атмосфера Серебряного века получила своё выражение в
первые полтора десятилетия двадцатого века. Это был расцвет литературы русского модерна во всём многообразии его художественных, философских, религиозных поисков и открытий. Первая мировая война, Февральская буржуазно-демократическая и Октябрьская социалистическая революции отчасти провоцировали, отчасти формировали этот культурный контекст, а отчасти были спровоцированы и сформированы им. Представители Серебряного века (и русского модерна в общем) стремились к преодолению позитивизма, отказу от наследия «шестидесятников», отрицали материализм, равно как и идеалистическую философию.
Поэты Серебряного века стремились преодолеть также и попытки второй половины XIX века объяснять поведение человека социальными условиями, средой и продолжали традиции русской поэзии, для которой человек был важен сам по себе, важны его мысли и чувства, его отношение к вечности, к Богу, к Любви и Смерти в философском, метафизическом смысле. Поэты Серебряного века и в своём художественном творчестве, и в теоретических статьях и высказываниях подвергали сомнению идею прогресса для литературы. Например, один из ярчайших творцов Серебряного века, Осип Мандельштам писал, что идея прогресса — «самый отвратительный вид школьного невежества». А Александр Блок в 1910 году утверждал: «Солнце наивного реализма закатилось; осмыслить что-либо вне символизма нельзя». Поэты Серебряного века верили в искусство, в силу слова. Поэтому для их творчества показательно погружение в стихию слова, поиск новых средств выражения. Они заботились не только о смысле, но и о стиле — для них был важен звук, музыка слова и полное погружение в стихию. Это погружение привело к культу жизнетворчества (неразделимости личности творца и его искусства). И почти всегда в связи с этим поэты Серебряного века были несчастны в личной жизни, а многие из них плохо кончили.
Поэты Серебряного века стремились преодолеть также и попытки второй половины XIX века объяснять поведение человека социальными условиями, средой и продолжали традиции русской поэзии, для которой человек был важен сам по себе, важны его мысли и чувства, его отношение к вечности, к Богу, к Любви и Смерти в философском, метафизическом смысле. Поэты Серебряного века и в своём художественном творчестве, и в теоретических статьях и высказываниях подвергали сомнению идею прогресса для литературы. Например, один из ярчайших творцов Серебряного века, Осип Мандельштам писал, что идея прогресса — «самый отвратительный вид школьного невежества». А Александр Блок в 1910 году утверждал: «Солнце наивного реализма закатилось; осмыслить что-либо вне символизма нельзя». Поэты Серебряного века верили в искусство, в силу слова. Поэтому для их творчества показательно погружение в стихию слова, поиск новых средств выражения. Они заботились не только о смысле, но и о стиле — для них был важен звук, музыка слова и полное погружение в стихию. Это погружение привело к культу жизнетворчества (неразделимости личности творца и его искусства). И почти всегда в связи с этим поэты Серебряного века были несчастны в личной жизни, а многие из них плохо кончили.
Слайд 3Константин Бальмонт
Анна Ахматова
Юлиан Анисимов
Константин Бальмонт
Анна Ахматова
Юлиан Анисимов
Слайд 4Работы Казимира Малевича
Работы Казимира Малевича
Слайд 5«Сидящий демон» Михаила Врубеля
«Сидящий демон» Михаила Врубеля
Слайд 6Музыка этого периода представлена различными поколениями композиторов. Это:
поздний период творчества Н.Римского-Корсакова,
расцвет творчества
Музыка этого периода представлена различными поколениями композиторов. Это:
поздний период творчества Н.Римского-Корсакова,
расцвет творчества
А.Глазунова, С.Танеева, А.Лядова,
период активного развития творчества А.Скрябина, С.Рахманинова, позже – Н.Метнера.
Широкий круг тем и образов выражается в идеях космизма, религиозно-мистических мотивах, образах добра и зла, жизни и смерти, тесном взаимодействии обрядово-архаичных и современно-бытовых тем.
В музыкальном искусстве России рубежа веков тематика революционной борьбы не проявилась в рождении произведения, целиком ей посвященного. Тем не менее, революционная атмосфера пронизывает самую суть народного творчества – песню. Песня «Дубинушка» Н.Римского-Корсакова, «Эй, ухнем!» А.Глазунова – прямой отклик на революцию 1905 года. Жанр революционной песни являлся мощным средством революционной пропаганды и объединения масс. Кроме того, революционные настроения преломляются в героических образах устремленности в будущее, «весенних пробуждениях», темах протеста и утверждения.
Один из постоянных мотивов рубежа веков – русская эпическая тематика. Продолжая и развивая традиции М.Глинки, А.Бородина, М.Мусоргского, ее реализует в опере «Садко» Н.Римский-Корсаков. Сюда же можно отнести темы прославления богатырской силы, образы старины, вольницы («Стенька Разин», «Кремль» А.Глазунова, музыкальная картина «Про старину» А.Лядова).
Обращение к архаическим пластам народно-песенного фольклора, древнейшим истокам народной музыкальной культуры, раскрывается в обобщенных образах космических масштабов, проявляющихся зачастую через обращение к языческой архаике («Весна священная» И.Стравинского, «Скифская сюита» С.Прокофьева).
Музыкальный мир А.Скрябина, с одной стороны, связан с «надличностным стремлением к открытию «новых миров» (Н.Бердяев), стремясь к Вселенским масштабам и представляясь макрокосмом. С другой стороны, микрокосм выражен погружением в глубины внутреннего мира.
Творчество С.Рахманинова, продолжая традиции предшественников (А.Бородин, А.Даргомыжский, М.Мусоргский, П.Чайковский) в воплощении тематики «русской идеи», «правды», реализует идею Всеединства в музыке.
период активного развития творчества А.Скрябина, С.Рахманинова, позже – Н.Метнера.
Широкий круг тем и образов выражается в идеях космизма, религиозно-мистических мотивах, образах добра и зла, жизни и смерти, тесном взаимодействии обрядово-архаичных и современно-бытовых тем.
В музыкальном искусстве России рубежа веков тематика революционной борьбы не проявилась в рождении произведения, целиком ей посвященного. Тем не менее, революционная атмосфера пронизывает самую суть народного творчества – песню. Песня «Дубинушка» Н.Римского-Корсакова, «Эй, ухнем!» А.Глазунова – прямой отклик на революцию 1905 года. Жанр революционной песни являлся мощным средством революционной пропаганды и объединения масс. Кроме того, революционные настроения преломляются в героических образах устремленности в будущее, «весенних пробуждениях», темах протеста и утверждения.
Один из постоянных мотивов рубежа веков – русская эпическая тематика. Продолжая и развивая традиции М.Глинки, А.Бородина, М.Мусоргского, ее реализует в опере «Садко» Н.Римский-Корсаков. Сюда же можно отнести темы прославления богатырской силы, образы старины, вольницы («Стенька Разин», «Кремль» А.Глазунова, музыкальная картина «Про старину» А.Лядова).
Обращение к архаическим пластам народно-песенного фольклора, древнейшим истокам народной музыкальной культуры, раскрывается в обобщенных образах космических масштабов, проявляющихся зачастую через обращение к языческой архаике («Весна священная» И.Стравинского, «Скифская сюита» С.Прокофьева).
Музыкальный мир А.Скрябина, с одной стороны, связан с «надличностным стремлением к открытию «новых миров» (Н.Бердяев), стремясь к Вселенским масштабам и представляясь макрокосмом. С другой стороны, микрокосм выражен погружением в глубины внутреннего мира.
Творчество С.Рахманинова, продолжая традиции предшественников (А.Бородин, А.Даргомыжский, М.Мусоргский, П.Чайковский) в воплощении тематики «русской идеи», «правды», реализует идею Всеединства в музыке.
Музыка