тема дна и образы его обитателй

Содержание

Слайд 2

Я готов поссориться с действительностью во имя человека, который мне дороже всего,

Я готов поссориться с действительностью во имя человека, который мне дороже всего, выше всего. М. Горький
выше всего. М. Горький

Слайд 3

Вопросы к уроку:

Как вы думаете, почему в условиях назревающей революции Горький

Вопросы к уроку: Как вы думаете, почему в условиях назревающей революции Горький
вновь обращается к теме босяков?
Какую связь видит писатель между временем и человеком?
Какова горьковская концепция жизни?
Можно ли считать пьесу “На дне” продолжением горьковской темы гуманизма?
Какой конфликт движет развитием пьесы “На дне”?

Слайд 4

Словарь:

Концепция – система взглядов на те или иные явления действительности.
Лейтмотив – основная

Словарь: Концепция – система взглядов на те или иные явления действительности. Лейтмотив
мысль, неоднократно повторяемая и подчёркиваемая.
Мизансцена – расположение актёров на сцене в отдельные моменты спектакля.
Альтернатива – выбор между двумя взаимоисключающими возможностями.

Слайд 5

Домашнее задание к уроку:

Хорошо знать текст 1-го действия, читать выразительно всё

Домашнее задание к уроку: Хорошо знать текст 1-го действия, читать выразительно всё
действие.
Индивидуальные задания по материалу всей пьесы: как и почему попали в ночлежку герои Горького?
(1 – В.Пепел, 2 - Клещ, 3 – Настя,
4 – Бубнов, 5 – Барон, 6 – Сатин,
7 – Актёр)

Слайд 6

Драма
Повторим о драме как о роде литературы

Драма Повторим о драме как о роде литературы

Слайд 7

Конфликт пьесы «На дне»

Какой конфликт движет развитием пьесы “На дне”?

Конфликт пьесы «На дне» Какой конфликт движет развитием пьесы “На дне”? Резкая
Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителя, является важнейшей чертой драмы как рода литературы. Предметом изображения в драме «На дне» становится сознание людей, выброшенных на «дно» жизни (идеологический конфликт).

Слайд 8

Социальный конфликт

I уровень

II уровень

III уровень

Конфликт между содержателями
ночлежки и её обитателями

Между властью

Социальный конфликт I уровень II уровень III уровень Конфликт между содержателями ночлежки
и людьми

Социальный конфликт каждого героя

Слайд 9

Этот социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое. Мы наблюдаем лишь

Этот социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое. Мы наблюдаем лишь
результат вне сценических конфликтов
В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Но любовный конфликт становится гранью социального
конфликта.

Василиса

Наташа

Васька

схема

Слайд 10

Задача Горького – изобразить сознание людей «дна». Поэтому основным конфликтом является

Задача Горького – изобразить сознание людей «дна». Поэтому основным конфликтом является идеологический ?

идеологический

?

Слайд 11

РАБОТА С АФИШЕЙ ПЬЕСЫ.

Если правильно прочитать афишу, вдуматься в неё, тогда

РАБОТА С АФИШЕЙ ПЬЕСЫ. Если правильно прочитать афишу, вдуматься в неё, тогда
будет понятен лейтмотив действия: почему автор представил своих героев именно так, а не по- другому, что сказано о героях?
Попробуем проанализировать и сравнить афиши пьес: Островского “Гроза”, Чехова ”Вишнёвый сад”, Горького ”На дне”.

Слайд 12

Островский: возраст ни у кого не указан, разве что неопределённо: “молодой”(17- 20).

Островский: возраст ни у кого не указан, разве что неопределённо: “молодой”(17- 20).
Борис – сословие не указано, молодой человек, живущий у значительного лица из милости на положении бедного родственника.
Чехов: Сословие, принадлежат к определённой среде – помещичьей, студенческой. Возраст: Ане – 17 лет, Фирсу – 87. заря имена, отчества – у всех?
Горький: Названы возраст каждого, его социальное положение (род занятий). Почему? Имя, Отчество есть только у Костылёва, ему положено – хозяин, у Клеща – всё-таки рабочий человек; у других только прозвища. Почему?

Слайд 13

Автор собрал под одной крышей людей разного возраста (разного уровня житейского опыта),

Автор собрал под одной крышей людей разного возраста (разного уровня житейского опыта),
разного социального положения, разных взглядов, разного осмысления окружающей действительности

Вывод:

итак, из афиши пьесы перед нами предстают персонажи с конкретным житейским опытом, накопленным в определённой среде.

Слайд 14

Взаимосвязь героев пьесы

Вывод: герои разобщены,
в центре интересов каждого – только собственная

Взаимосвязь героев пьесы Вывод: герои разобщены, в центре интересов каждого – только
жизнь.
Реплики разбросаны, действующие лица
обмениваются репликами
далеко не мирного характера. Единого разговора не ведётся,
поскольку они
не интересуются друг другом,
каждый интересуется только собой.

Слайд 15

Работа с авторской ремаркой, предваряющей 1-ое действие (анализ средств изображения).

Задание:
1. Детали

Работа с авторской ремаркой, предваряющей 1-ое действие (анализ средств изображения). Задание: 1.
“внешности” ночлежки.
2. Описание света.
3. Описание звуков.
Вопрос: что должен понять о героях читатель, знакомясь с физическими условиями их жизни?

Быт героев ужасен – общество бросило их
на произвол судьбы;
выстраивается цепочка:
быт – общество – социальные проблемы – философия жизни
отдельного человека,
помещённого в определённые социальные условия.
Философский вопрос: как и зачем жить?

Слайд 17

Анализ системы образов.

Кто они, эти люди “дна”.
В процессе работы над пьесой

Анализ системы образов. Кто они, эти люди “дна”. В процессе работы над
Горький сменил несколько названий: “Без солнца”, “Ночлежка”, “На дне жизни”, “На дне”. Почему?
“На дне” – сильнее, почему? Дно жизни – понятие не только социальное, но и философское, т.е. философское осмысление окружающего мира.

Слайд 18

Место действия описывается в авторских ремарках. В I действии это «подвал,

Место действия описывается в авторских ремарках. В I действии это «подвал, похожий
похожий на пещеру», «тяжёлые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой».

Слайд 19

Индивидуальные задания:

как и почему герои Горького оказались в ночлежке?
Автор указывает

Индивидуальные задания: как и почему герои Горького оказались в ночлежке? Автор указывает
причины объективные (ряд обстоятельств) и субъективные: поведение человека в предложенных обстоятельствах.
Что сделали герои, чтобы не оказаться “на дне”?
Перед каким выбором ставил автор своих героев?
Выбор жизненной позиции: активная или пассивная.

Слайд 20

Вывод:

1. автор с самого начала делает попытку убедить читателя в необходимости иметь

Вывод: 1. автор с самого начала делает попытку убедить читателя в необходимости
концепцию жизни.
2. Если человек осуществляет, свою жизнь, то у него есть минимум требований к себе и жизни.

Слайд 21

Вопросы:

Чего хотят от жизни герои Горького?
Почему они не разбегаются из

Вопросы: Чего хотят от жизни герои Горького? Почему они не разбегаются из
ночлежки? Что заставляет героев быть вместе?
Это причины внешнего характера (негде жить) или внутреннего?
О чём мечтают герои? (Внутренний мир героев)

Слайд 22

Каждый из героев хочет, чтобы в нём видели личность.

Вопросы:
Насколько ясно осознают

Каждый из героев хочет, чтобы в нём видели личность. Вопросы: Насколько ясно
герои свою потребность быть личностью?
Как показывает автор рождение личностного начала?
О чём мечтают герои?

Слайд 23

Чтение отрывка (речь о чести, совести, правде).

Вывод. Герои ведут разговор о важнейших

Чтение отрывка (речь о чести, совести, правде). Вывод. Герои ведут разговор о
категориях, с точки зрения которых оценивается человеческие личности вообще, и у Горького в частности.
Герои, сами того не замечая, говорят о важных философских проблемах, оценивая окружающую действительность.

Слайд 24

Экспозиция пьесы

В экспозиции мы видим людей, в сущности смирившихся со своим

Экспозиция пьесы В экспозиции мы видим людей, в сущности смирившихся со своим
унизительным положением. Люди ощущают себя «бывшими» («я был…»). Только один Клещ не смирился ещё со своей участью.

Слайд 25

Выводы

1. В центре авторских размышлений о жизни – анализ социальной

Выводы 1. В центре авторских размышлений о жизни – анализ социальной действительности,
действительности, смысл которой – подвести читателя к мысли неблагополучии духовном: социальная действительность такова, что отнимает у человека саму возможность духовного развития, делает его пассивным потребителем того, что ему предоставляет общество.

Слайд 26

2. Горький отвергает мысль о возможном насилии над духовной природой человека,

2. Горький отвергает мысль о возможном насилии над духовной природой человека, показывал
показывал мир стремлений и мечтаний героев. Он выносит приговор обществу, низводящих своих членов до уровня животного существования и в тоже время приговор каждому члену такого общества; автор призывает человека освободится от уничижающего его состояние угнетения.

Слайд 27

3. Главный конфликт – в отношениях между обществом и человеком, между

3. Главный конфликт – в отношениях между обществом и человеком, между миром
миром угнетения и миром надежды. Автор не соглашается с позицией ни угнетателей, ни угнетаемых.