Презентация на тему Леонид Андреев «Бездна»

Содержание

Слайд 2

А жизнь людей полна страданий и печали…
Не зря, лишая ночью благостного сна,
Два

А жизнь людей полна страданий и печали… Не зря, лишая ночью благостного
мрачных образа кружили пред глазами,
Рассудок мучили: стена и бездны глубина.
Его героев раздирают страсти,
Его рассказы наполняет скорбь,
Великая тоска по мировому счастью…

Слайд 3

Объяснить, составив кластер, понятие БЕЗДНЫ

Объяснить, составив кластер, понятие БЕЗДНЫ

Слайд 4

Бездна

Бездна

Слайд 5

Сочините синквейн «Бездна»
1 Существительное
2 прилагательных
3 глагола
Фраза из 4-х слов
Существительное-вывод

Сочините синквейн «Бездна» 1 Существительное 2 прилагательных 3 глагола Фраза из 4-х слов Существительное-вывод

Слайд 6

Синквейн
Бездна
Страшная, всепоглощающая
Затягивает, проглатывает, убивает
Из бездны не возвращаются
Погибель

Синквейн Бездна Страшная, всепоглощающая Затягивает, проглатывает, убивает Из бездны не возвращаются Погибель

Слайд 7

Проанализировать приведённые ниже пейзажные зарисовки. * Какое настроение создают они у читателя? *

Проанализировать приведённые ниже пейзажные зарисовки. * Какое настроение создают они у читателя?
Что вызывает ощущение тревоги и опасности?

Слайд 8

«Впереди, на пологом холме, темнела небольшая роща, и сквозь ветви деревьев красным

«Впереди, на пологом холме, темнела небольшая роща, и сквозь ветви деревьев красным
раскаленным углем пылало солнце, зажигало воздух и весь его превращало в огненную золотистую пыль. Так близко и так ярко было солнце, что все кругом словно исчезало, а оно только одно оставалось, окрашивало дорогу и ровняло ее».

Слайд 9

«Где-то далеко, за версту или больше, красный закат выхватил высокий ствол сосны,

«Где-то далеко, за версту или больше, красный закат выхватил высокий ствол сосны,
и он горел среди зелени, как свеча в темной комнате; багровым налетом покрылась впереди дорога, на которой теперь каждый камень отбрасывал длинную черную тень, да золотисто-красным ореолом светились волосы девушки, пронизанные солнечными лучами».

Слайд 10

«Свет погас, тени умерли, и все кругом стало бледным, немым и безжизненным.

«Свет погас, тени умерли, и все кругом стало бледным, немым и безжизненным.
Оттуда, где раньше сверкало раскаленное солнце, бесшумно ползли вверх темные груды облаков и шаг за шагом пожирали светло-голубое пространство. Тучи клубились, сталкивались, медленно и тяжко меняли очертания разбуженных чудовищ и неохотно подвигались вперед, точно их самих, против их воли, гнала какая-то неумолимая, страшная сила. Оторвавшись от других, одиноко металось светлое волокнистое облачко, слабое и испуганное».

Слайд 11

«Без солнца, под свежим дыханием близкой ночи, она казалась неприветливой и холодной;

«Без солнца, под свежим дыханием близкой ночи, она казалась неприветливой и холодной;
во все стороны раскидывалось серое поле с низенькой, словно притоптанной травой, глинистыми оврагами, буграми и ямами. Ям было много, глубоких, отвесных и маленьких, поросших ползучей травой; в них уже бесшумно залегла на ночь молчаливая тьма; и то, что здесь были люди, что-то делали, а теперь их нет, делало местность еще более пустынной и печальной. Там и здесь, как сгустки лилового холодного тумана, вставали рощи и перелески и точно выжидали, что скажут им заброшенные ямы».

Слайд 12

«Туча прошла, не бросив ни одной капли дождя и сделав воздух сухим

«Туча прошла, не бросив ни одной капли дождя и сделав воздух сухим
и легким, и высоко, на середину неба, поднялся разрезанный месяц с прозрачным, тающим краем. Он доживал последние ночи и светил холодно, печально и одиноко. Небольшие клочки облаков быстро пронеслись в вышине, где продолжал, очевидно, дуть сильный ветер, но не закрывали месяца, а осторожно обходили его. В одиночестве месяца, в осторожности высоких, светлых облаков, в дуновении неощутимого внизу ветра чувствовалась таинственная глубина царящей над землею ночи».

Слайд 13

Л. Андреев «Бездна». Вспомним содержание рассказа.

Л. Андреев «Бездна». Вспомним содержание рассказа.

Слайд 14

Л. Н. Толстой о рассказе «Бездна»:

"Ведь это ужас!.. Какая грязь, какая грязь!..

Л. Н. Толстой о рассказе «Бездна»: "Ведь это ужас!.. Какая грязь, какая
Чтобы юноша, любивший девушку, заставший ее в таком положении и сам полуизбитый - чтобы он пошел на такую гнусность!.. Фуй!.. И к чему это все пишется?.. Зачем?.."
Напишите ответ Толстому Л. Н.

Слайд 15

Ответ Л.Н. Толстому

Уважаемый Лев Николаевич! Я понимаю Ваше недоумение по поводу «Бездны»

Ответ Л.Н. Толстому Уважаемый Лев Николаевич! Я понимаю Ваше недоумение по поводу
Леонида Андреева, ведь такие произведения редко появляются в печати. Но, согласитесь, что в сообществе людей такой грязи и мерзости предостаточно, и писатели должны говорить об этом во всеуслышание, чтобы потрясти душу читателя, тогда, может быть, что-то изменится к лучшему, наш мир хоть немного станет чище.
(Наташа)

Слайд 16

Письмо Немовецкого редактору

Милостивый государь г. Редактор! Прежде всего позвольте сказать, кто я.

Письмо Немовецкого редактору Милостивый государь г. Редактор! Прежде всего позвольте сказать, кто
Я - герой "Бездны"... Да, да, герой той самой "Бездны", которую написал Леонид Андреев,- студент-техник Немовецкий. И всё, что написал про меня Леонид Андреев, действительно было, хотя и не так, как он это написал.
Я … объявляю во всеуслышание, что никогда не был повинен в том, в чем меня обвиняет Л. Андреев. Никогда... Я повинен кое в чем, может быть, гораздо худшем, гораздо более гнусном, но не в том.
Теперь расскажу, как все было, расскажу все без утайки. Сначала, действительно, вcе было, как описывает Леонид Андреев. Зиночка бросилась бежать. Вслед за ней кинулись эти проклятые бродяги, а на меня набросился один из них, и через несколько мгновений я, избитый, полетел в овраг. В безумном страхе я искал ее и, неожиданно, наткнулся на ее тело. Я упал подле нее на колени и целовал ей руки, дул ей в лицо, тормошил ее и всячески старался привести в сознание. Я понимал, какому ужасному поруганию подвергли ее, и это сознание, как будто, рождало боль в моей душе.

Слайд 17

Но все это тонуло в каком-то отчаянии и страхе, что она не

Но все это тонуло в каком-то отчаянии и страхе, что она не
проснется, что она умирает. Сердце мое билось, и в мучительной тревоге мысли мои путались в какой-то пестрый хаос. Наконец она глубоко вздохнула и открыла глаза. О счастье, о радость! Она жива и будет жить.
Она, очевидно, еще не вполне пришла в себя и как-то странно озиралась, даже не замечая своего разорванного платья и наготы своих плеч. И вдруг она все вспомнила и поняла... Глаза ее широко раскрылись, из груди ее вырвался стон и, закрывая свою обнаженную грудь трясущимися руками, она с глухим рыданием прильнула ко мне и, точно ища защиты, спрятала свое лицо на моей груди. И вдруг я тоже все понял, понял уже не только умом, не только сознанием, но и всем сердцем, всем своим существом...

Слайд 18

И тут-то свершился ужас, который гораздо страшнее всего, описанного Леонидом Андреевым. Я

И тут-то свершился ужас, который гораздо страшнее всего, описанного Леонидом Андреевым. Я
знал головой, что она, Зина, которую я любил, как мне казалось, больше жизни,- я знал, что она страдает и ждет от меня опоры, защиты и утешения. Я знал, что в этот момент я нужен ей, как никогда, и я хотел приласкать ее, пригреть, успокоить и ободрить, и вместо всего этого я чувствовал, как холод какого-то омерзения широкой волной накатывается на меня и леденит мое сердце. Она сделалась мне физически противной, отвратительной и совершенно чужой. Невольно я сделал движение, чтобы оттолкнуть ее, и, когда при этом рука моя коснулась ее обнаженного плеча, я почувствовал холод ее озябшего тела, и мне вдруг показалось, что это тело не просто холодно, а покрыто какой-то омерзительной холодной слизью. И я оттолкнул ее. С тех пор мы больше не видались. Я слышал, что она была долго и тяжело больна, но к ней я не пошел.

Слайд 19

А если ваша невеста подвергнется тому же, чему подверглась Зина, разве вы

А если ваша невеста подвергнется тому же, чему подверглась Зина, разве вы
так, без колебаний, женитесь на ней?.. Все мы - звери и даже хуже; чем звери, потому что те, по крайней мере, искренни и просты, а мы вечно хотим и себя и еще кого-то обмануть, что все звериное нам чуждо. Мы хуже, чем звери... мы подлые звери... Вот все, что я хотел сказать в свое оправдание, а, может быть, и обвинение... Немовецкий.

Слайд 20

Какой Немовецкий, на ваш взгляд, достоин большего осуждения?

Какой Немовецкий, на ваш взгляд, достоин большего осуждения?

Слайд 21

Какой Немовецкий, на ваш взгляд, достоин большего осуждения?

Несомненно, оба Немовецкие достойны осуждения,

Какой Немовецкий, на ваш взгляд, достоин большего осуждения? Несомненно, оба Немовецкие достойны
но, на мой взгляд, Немовецкий из рассказа достоин большего осуждения. Зина уж точно не ожидала такого от человека, которого любила. Немовецкий, как бы ни было сильно его желание, должен был взять себя в руки и не уподобляться мужикам-насильникам.
Немовецкому из письма после произошедшего Зиночка стала противна, он чувствовал к ней омерзение, но всё-таки своим безучастием он не нанёс такого удара девушке, как Немовецкий, воспользовавшийся её беспомощностью.
(Ксения)

Слайд 22

Акростих
Было мрачно и страшно в вечерней чащобе,
Ели смыкались над узкой тропинкой,
Здесь воздух

Акростих Было мрачно и страшно в вечерней чащобе, Ели смыкались над узкой
пропитан развратом и злобой –
Девушке страшно от этой картинки!
Немовецкий не справился с тёмным инстинктом!
А как оправдаться в поступке столь диком?

Слайд 23

Двойной дневник

Текст
Записать цитаты из текста, важные, на ваш взгляд, для понимания поднятой

Двойной дневник Текст Записать цитаты из текста, важные, на ваш взгляд, для
Леонидом Андреевым проблемы.

Комментарий
Прокомментируйте данные цитаты.

Слайд 24

Подсознание – это энергетический центр, где начинают формироваться инстинкты.
Инстинктом называют обычно сумму

Подсознание – это энергетический центр, где начинают формироваться инстинкты. Инстинктом называют обычно
биологических реакций, наследственных, имеющих существенно важное жизненное значение для особи или рода, причем, однако, конечная цель означенных действий не является объектом ясного сознания.

Слайд 25

Прокомментируйте приведённые ниже цитаты. На какие раздумья они наводят вас?

Прокомментируйте приведённые ниже цитаты. На какие раздумья они наводят вас?

Слайд 26

«Он протянул руку, нерабочую руку, тонкую и белую, как у женщины. Зиночке

«Он протянул руку, нерабочую руку, тонкую и белую, как у женщины. Зиночке
было весело, ей хотелось перепрыгнуть канаву самой, побежать, крикнуть: "Догоняйте!" - но она сдержалась, слегка, с важной благодарностью наклонила голову и немного боязливо протянула руку, сохранившую еще нежную припухлость детской руки. А ему хотелось до боли сжать эту трепетную ручку, но он также сдержался, с полупоклоном почтительно принял ее и скромно отвернулся, когда у всходившей девушки слегка приоткрылась нога».

Слайд 27

«… он ощущал покорную мягкость ее крохотной ручки и видел черный силуэт

«… он ощущал покорную мягкость ее крохотной ручки и видел черный силуэт
ноги и маленькую туфлю, наивно и нежно обнимавшую ее. И было что-то острое, беспокойное в этом немеркнущем представлении узкой полоски белых юбок и стройной ноги, и несознаваемым усилием воли он потушил его. И тогда ему стало весело, и сердцу его было так широко и свободно в груди, что захотелось петь, тянуться руками к небу и крикнуть: "бегите, я буду вас догонять" - эту древнюю формулу первобытной любви среди лесов и гремящих водопадов. И от всех этих желаний к горлу подступали слезы».

Слайд 28

«- Мне страшно, - одними губами сказала она. Не слыша слов, Немовецкий

«- Мне страшно, - одними губами сказала она. Не слыша слов, Немовецкий
понял ее по тяжести опершейся руки. И, стараясь сохранить вид спокойствия, не чувствуя роковую неотвратимость того, что сейчас случится, он зашагал ровно и твердо. И три пары глаз приблизились, сверкнули и остались за спиной. "Нужно бежать", подумал Немовецкий и сам ответил себе: "Нет, нельзя бежать".

Слайд 29

«И Немовецкому казалось, что когда-то с ним уже было нечто подобное: тьма,

«И Немовецкому казалось, что когда-то с ним уже было нечто подобное: тьма,
невидимые ветви, царапающие лицо, и он бежит, закрыв глаза, и думает, что все это сон.
Он вскочил и снова побежал, но опомнился и пошел медленно, смутно рисуя себе то место, где на них напали. В лесу было совсем темно, но иногда прорывался бледный месячный луч и обманывал, освещая белые стволы, и лес казался полным неподвижных и почему-то молчаливых людей. И это уже было когда-то, и это походило на сон».

Слайд 30

Составьте синквейны «Зиночка», «Немовецкий»

Составьте синквейны «Зиночка», «Немовецкий»

Слайд 31

Зиночка
Юная, влюблённая
Доверяет, мечтает, страдает
Испытала жестокое насилие, предательство
Жертва

Зиночка Юная, влюблённая Доверяет, мечтает, страдает Испытала жестокое насилие, предательство Жертва

Слайд 32

Немовецкий
Слабый, презренный
Пугается, сопротивляется, надругался
Не воспротивился звериным инстинктам
Подлец

Немовецкий Слабый, презренный Пугается, сопротивляется, надругался Не воспротивился звериным инстинктам Подлец

Слайд 33

Леонид Андреев собирался написать «Антибездну». Как вы думаете, о чём могло бы

Леонид Андреев собирался написать «Антибездну». Как вы думаете, о чём могло бы быть это произведение?
быть это произведение?

Слайд 34

Смоделируйте движение сюжета рассказа, ведущее к благополучному финалу, например, после слов:
«Высокий и

Смоделируйте движение сюжета рассказа, ведущее к благополучному финалу, например, после слов: «Высокий
рыжий, бросившие Немовецкого в ров, постояли немного, прислушиваясь к тому, что происходило на дне рва. Но лица их и глаза были обращены в сторону, где осталась Зиночка».

Слайд 35

«И со мною снова та, кого люблю, от которой скрыл я, не

«И со мною снова та, кого люблю, от которой скрыл я, не
сказав ни слова, всю тоску, всю нежность, всю любовь мою...»
(Л. Андреев. «Бездна»)

Слайд 36

Шум вокруг "Бездны" приобретал значение литературно-общественного скандала. Все это заставило Андреева выступить

Шум вокруг "Бездны" приобретал значение литературно-общественного скандала. Все это заставило Андреева выступить
в печати с объяснением его намерений и идейного замысла произведения.

"Можно быть идеалистом, верить в человека и конечное торжество добра,- писал Андреев,- и с полным отрицанием относиться к тому современному двухногому существу без перьев, которое овладело только внешними формами культуры, а по существу в значительной доле своих инстинктов и побуждений осталось животным <...> Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти <...> Пусть ваша любовь будет так же чиста, как и ваши речи о ней, перестаньте травить человека и немилосердно травите зверя. Путь впереди намечен людьми-героями. По их следам, орошенным их мученической кровью, их слезами, их потом, должны идти люди - и тогда не страшен будет зверь. Ведь все звери боятся света" ("Курьер", 1902, Љ 27, 27 января).