Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже веков

Слайд 3

Считается, что проникновение дольника в русскую поэзию в XIX веке связано с

Считается, что проникновение дольника в русскую поэзию в XIX веке связано с
переводами английских и немецких авторов романтического направления. Вот отрывок из «Жалобы пастуха» Генриха Гейне, переложенной на русский язык Василием Андреевичем Жуковским в 1817 году:
На ту | знакомую | гору
Сто раз | я в день | прихожу;
Стою,| склоняся | на посох,
И в дол | с вершины | гляжу.
Вздохнув,| медлительным | шагом
Иду | вослед | я овцам
И ча|сто, часто в | долину
Схожу,| не чувству|я сам.
Характерная черта дольника – это неравномерное, «рваное» звучание. Читатель, привыкший к строгому порядку силлабо-тонических размеров, сразу приметит эту неровность, присутствующую в произведениях многих поэтов Серебряного века. Часто дольник встречается в творчестве таких авторов, как В. Я. Брюсов, А. А. Блок, А. А. Ахматова, С. А. Есенин, Н. С. Гумилёв и др.

Слайд 6

Пример
Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошёл, сел у берега моря;
А. С. Пушкин.

Пример Балда, с попом понапрасну не споря, Пошёл, сел у берега моря;
Сказка о попе и о работнике его Балде
Пояснение к примеру
В данном отрывке представлен акцентный стих: в первой и во второй строках четыре ударных слога, а безударные слоги находятся в разных положениях. В отрывке присутствует рифма.
Не ве́рю, что е́сть цвето́чная Ни́цца! (4 ударных слога)
Мно́ю опя́ть славосло́вятся мужчи́ны, (4 ударных слога)
залё́жанные, как больни́ца, (2 ударных слога)
и же́нщины, истрё́панные, как посло́вица. (3 ударных слога)
В. В. Маяковский. Облако в штанах
Пояснение к примеру
В первой и второй строках одинаковое количество ударных слогов, в третьей и четвёртой они тоже совпадают. Это говорит о том, что при написании «Облака в штанах» В. В. Маяковский использовал акцентный стих.
.

Слайд 8

Пример
Быть иль не быть — вот в чём вопрос.
Что благороднее:
сносить удары
Неистовой

Пример Быть иль не быть — вот в чём вопрос. Что благороднее:
судьбы — иль против моря
Невзгод
вооружиться, в бой вступить
И всё покончить
разом… Умереть…
У. Шекспир. Гамлет