Традиция изображения еды в мировой литературе и искусстве. Роль образов еды в поэме Н.В. Гоголя Мёртвые души:
- Главная
- Литература
- Традиция изображения еды в мировой литературе и искусстве. Роль образов еды в поэме Н.В. Гоголя Мёртвые души:
Содержание
- 2. Содержание Введение; Глава 1. Традиция изображения еды в мировой литературе; Глава 2. Значение еды в творчестве
- 3. Введение Гоголь мыслит подробности,- бытовые, исторические, временные и т.д. - не как фон, а как часть
- 4. Введение При анализе произведения нельзя допускать разрыва между идейной и образной его тканью, потому что идея
- 5. Объект исследования поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
- 6. Предмет исследования образы еды в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
- 7. Цель исследования выяснить роль описания еды в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
- 8. Задачи исследования: Выяснить вопрос о традициях изображения еды в мировой литературе. Найти в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые
- 9. Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ; работа с литературоведческими статьями, монографиями.
- 10. Глава 1. Традиция изображения еды в мировой литературе Образы еды традиционны для всей мировой литературы. Разговор
- 11. Глава 1. Традиция изображения еды в мировой литературе В библейских сюжетах мы также встречаем образы еды.
- 12. Глава 1. Традиция изображения еды в мировой литературе В эпоху Возрождения великие гуманисты выдвинули мысль о
- 13. Глава 1. Традиция изображения еды в мировой литературе Пройдя через столетия, раблезианские мотивы нашли продолжение в
- 14. Глава 1. Традиция изображения еды в мировой литературе В свою очередь, Ю.В. Манн в монографии «Поэтика
- 15. Глава 2. Значение еды в творчестве художников Еду изображали реалистично, с множеством деталей. В авангарде были
- 16. Глава 2. Значение еды в творчестве художников Тема праздности и гедонизма поднималась в изобразительном искусстве не
- 17. Глава 2. Значение еды в творчестве художников К концу XIX века художники стали всё больше обращаться
- 18. Глава 2. Значение еды в творчестве художников Еда помогала как бы «заморозить» момент, затормозить течение времени,
- 19. Глава 3. Роль образов еды в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» § 1. «Съедобные» детали как отражение
- 20. § 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев С первых страниц становится ясно, что образам
- 21. § 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев Вначале вместе с Чичиковым мы попадаем в
- 22. § 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев Его бесхозяйственность доходит до тупости, а радушие
- 23. § 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев Названия блюд употребляются с уменьшительно-ласкательными суффиксами, и
- 24. § 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев Следующий помещик на пути Чичикова – Ноздрёв.
- 25. § 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев Действительно, перечисленные в таком количестве спиртные напитки
- 26. § 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев Наиболее ярко раблезинские мотивы проявляются у Гоголя
- 27. § 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев Последним помещиком на пути Чичикову встречается Плюшкин.
- 28. § 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев Нарочитая убогость плюшкинского стола, доходящая до абсурда,
- 29. § 2. Роль «съедобных» сравнений в произведении Принцип главного героя - судить о людях по угощению
- 30. § 2. Роль «съедобных» сравнений в произведении Этих сравнений становится все больше, они начинают раздаваться вширь:
- 31. § 3. Описание еды в поэме как мерило человеческой личности Главный герой поэмы не единственный, для
- 32. § 3. Описание еды в поэме как мерило человеческой личности Так же изображаются в поэме помещики.
- 33. § 3. Описание еды в поэме как мерило человеческой личности Квинтэссенцией «философии чревоугодия» в поэме является
- 34. § 3. Описание еды в поэме как мерило человеческой личности Заключительные страницы первого тома поэмы содержат
- 35. § 3. Описание еды в поэме как мерило человеческой личности Слова чиновников перемешиваются с едой. Непонятно,
- 36. Заключение Изложенные выше наблюдения позволяют сделать следующие выводы. Частое обращение Гоголя к образам еды не случайно.
- 38. Скачать презентацию
Слайд 2Содержание
Введение;
Глава 1. Традиция изображения еды в мировой литературе;
Глава 2. Значение еды в
Содержание
Введение;
Глава 1. Традиция изображения еды в мировой литературе;
Глава 2. Значение еды в
Глава 3. Роль образов еды в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»:
§1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев;
§2. Роль «съедобных» сравнений в произведении;
§3. Описание еды в поэме как мерило человеческой личности;
Заключение;
Библиография;
Слайд 3Введение
Гоголь мыслит подробности,-
бытовые, исторические, временные и т.д. -
не как
Введение
Гоголь мыслит подробности,-
бытовые, исторические, временные и т.д. -
не как
Ю. В. Манн
Слайд 4Введение
При анализе произведения нельзя допускать разрыва между идейной и образной его
Введение
При анализе произведения нельзя допускать разрыва между идейной и образной его
Данная исследовательская работа задумана, чтобы показать, что даже самые незначительные, на первый взгляд, образы, детали произведения играют важную роль в воплощении его идеи, несут огромную смысловую нагрузку.
В этом смысле необычайно широкое поле для исследования представляет творчество Н.В.Гоголя, великого мастера иронической и сатирической детали, и в особенности его поэма «Мёртвые души».
Анализируя образы героев поэмы на уроках литературы, мы обращались к их портретам, историям жизни, описаниям поместий, интерьера домов, к манерам поведения и речи. И незаслуженно мало говорили об описаниях еды и их роли в поэме. На наш взгляд, роль описаний еды в произведении намного шире лишь декоративной.
Слайд 5 Объект исследования
поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Объект исследования
поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Слайд 6 Предмет исследования
образы еды в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Предмет исследования
образы еды в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Слайд 7 Цель исследования
выяснить роль описания еды в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Цель исследования
выяснить роль описания еды в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Слайд 8 Задачи исследования:
Выяснить вопрос о традициях изображения еды в мировой литературе.
Найти в
Задачи исследования:
Выяснить вопрос о традициях изображения еды в мировой литературе.
Найти в
Проанализировать роль образов еды в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Слайд 9 Методы исследования:
сравнительно-сопоставительный анализ;
работа с литературоведческими статьями, монографиями.
Методы исследования:
сравнительно-сопоставительный анализ;
работа с литературоведческими статьями, монографиями.
Слайд 10 Глава 1. Традиция изображения еды в мировой литературе
Образы еды
Глава 1. Традиция изображения еды в мировой литературе
Образы еды
Древние эллины представляли, согласно мифам, богов-вершителей их судьбы не иначе, как пирующими высоко на светлом Олимпе: «Пируют боги в своих золотых чертогах […] Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амброзию и нектар – пищу и напиток богов. […] На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей». (Изложено Н. А. Куном по поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея» - 5, 10-11). Один из самых почитаемых древними греками богов, бог вина и виноделия, Дионис (у римлян Вакх, Бахус), в мифах изображается путешествующим по всему свету в окружении хмельных менад и сатиров, весело пирующим и пляшущим в тенистых долинах. Дионис в мифологии «воспринимался как апофеоз жизненной силы и чувственного земного бытия». (6, 33). Не случайно отец Диониса Зевс-громовержец жестоко наказывал всех, кто не почитал или оскорблял юного бога.
Слайд 11 Глава 1. Традиция изображения еды в мировой литературе
В библейских сюжетах
Глава 1. Традиция изображения еды в мировой литературе
В библейских сюжетах
«Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, переломил и дал ученикам, чтобы раздать народу. И ели и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов». (Евангелие от Луки - 2, 75). Образ еды в этом сюжете приобретает символический смысл силы веры.В сюжете последней вечери Иисус Христос нарекает хлеб своим телом, а вино – своей кровью: так возникает аллегорическое толкование хлеба и вина. ( Евангелие от Луки - 2, 94.).
Слайд 12Глава 1. Традиция изображения еды в мировой литературе
В эпоху Возрождения великие
Глава 1. Традиция изображения еды в мировой литературе
В эпоху Возрождения великие
Слайд 13Глава 1. Традиция изображения еды в мировой литературе
Пройдя через столетия, раблезианские
Глава 1. Традиция изображения еды в мировой литературе
Пройдя через столетия, раблезианские
Г.А. Гуковский первым сделал глубокое наблюдение о связи среды и характера в реалистическом искусстве вообще и о важной роли детали в создании образа в творчестве Гоголя в частности.
Другие исследователи творчества писателя (А. Белецкий, В. Прозоров, Ю.Манн и другие) вскользь упоминали об образах еды. Так, Ю.М.Лотман в своей монографии «В школе поэтического слова», анализируя особенности художественного пространства в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», отмечает: «Другим отличием бытового пространства от волшебного является характер их заполнения. Первое заполнено вещами с резко выделенным признаком материальности (особенную роль играет еда), второе – не – предметами…» (7, 263). Далее критик рассуждает о градации пирожков Пульхерией Ивановной в «Старосветских помещиках» и замечает: «Преподнесение мелочей крупным планом, значение, которое уделяется ничтожным событиям, заставляют понимать, что в этом мире считается крупным. В этом – смысл подробной подачи незначительных деталей […] Место, которое занимают в этом мире пирожки, дает масштаб самого этого мира…» (7, 272).
Слайд 14Глава 1. Традиция изображения еды в мировой литературе
В свою очередь, Ю.В.
Глава 1. Традиция изображения еды в мировой литературе
В свою очередь, Ю.В.
На наш взгляд, образы еды у Гоголя, и в особенности в поэме «Мертвые души», играют очень значительную роль и заслуживают отдельного исследования.
Слайд 15Глава 2. Значение еды в творчестве художников
Еду изображали реалистично, с множеством
Глава 2. Значение еды в творчестве художников
Еду изображали реалистично, с множеством
Слайд 16Глава 2. Значение еды в творчестве художников
Тема праздности и гедонизма поднималась в
Глава 2. Значение еды в творчестве художников
Тема праздности и гедонизма поднималась в
Слайд 17Глава 2. Значение еды в творчестве художников
К концу XIX века художники
Глава 2. Значение еды в творчестве художников
К концу XIX века художники
Слайд 18Глава 2. Значение еды в творчестве художников
Еда помогала как бы «заморозить»
Глава 2. Значение еды в творчестве художников
Еда помогала как бы «заморозить»
Слайд 19 Глава 3. Роль образов еды в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
§
Глава 3. Роль образов еды в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» §
Все события, происходящие в поэме, связаны с героем Павлом Ивановичем Чичиковым, который путешествует с целью приобретения так называемых «мертвых душ» (умерших крепостных крестьян, но официально значащихся живыми), чтобы затем заложить их по списку в Опекунском совете и получить значительную сумму денег.
Проворачивая эту аферу, Чичиков колесит по России, встречаясь с помещиками, чиновниками, простым людом, и мы вместе с ним окунаемся в атмосферу того времени, наблюдаем, как Гоголь раскрывает перед нами, читателями, крепостную действительность тогдашней России, уклад жизни, мысли, чувства, поступки представителей различных слоёв общества.
Стремясь создать типические характеры персонажей, Гоголь использует их портреты, манеру говорить, одеваться, окружающий их интерьер, быт, а так же описание еды.
Слайд 20§ 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев
С первых страниц
§ 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев
С первых страниц
Свое прибытие в губернский город NN Чичиков начинает с трактира, здесь ему на обед были поданы «разные обычные в трактирах блюда, как-то: щи с слоёным пирожком, нарочно сберегаемым для проезжающих в течение нескольких недель; мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец солёный и вечный слоёный сладкий пирожок, всегда готовый к услугам» (3, 5). Автор так вкусно перечисляет блюда, словно сам предвкушает тот момент, когда Чичиков к ним приступит. Но взгляд автора явно ироничен, уж слишком обильно меню даже для голодного человека. Близкий к народным представлениям о еде, Гоголь относится к ней с уважением, но резко разделяет сытость и чревоугодие, насыщение и обжорство. (6, 34). Герой же, столь плотно пообедав, закончил день, «накушавшись чаю», «порцией холодной телятины, бутылкою кислых щей» (3, 8).
Путешествуя от помещика к помещику, главный герой в первую очередь оказывается за столом. Деловые переговоры по купле–продаже предваряются застольем. Повествование строится таким образом, что каждая выделенная автором «съедобная» деталь отражает черты характера того помещика, с которым обедает гоголевский герой». (6, 34).
Слайд 21§ 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев
Вначале вместе с
§ 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев
Вначале вместе с
У Манилова все построено на желании понравиться всё равно кому, и не важно, что в усадьбе и в господском доме следы запустения. Завершающей деталью в характеристике Манилова являются предложенные любящему покушать Чичикову простые, «по русскому обычаю, щи, но от чистого сердца».(3, 25). И это гостеприимнейший до приторности хозяин! Он и его супруга живут в достатке и относятся друг к другу, казалось бы, с нежностью и искренней любовью: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Как пишет Гоголь, «… из них всё еще каждый приносил другому или кусочек яблока, или конфетку, или орешек …». (3, 21). Употреблённые здесь во множестве слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами усиливает нежность Маниловых друг к другу до приторности.
Слайд 22§ 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев
Его бесхозяйственность доходит
§ 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев
Его бесхозяйственность доходит
Крепостническая действительность воспитала не только слащавых, прекраснодушных Маниловых, но и расчётливых Коробочек.
И далее Чичиков переносится в усадьбу помещицы Коробочки, где хозяйка встречает нашего героя со всем радушием. Коробочка его почует разнообразными вкусностями: «грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепёшки со всякими припёками: припёкой с лучком, припёкой с маком, припёкой с творогом, припёкой со сняточками, и невесть чего не было». (3, 50).
«Чичиков подвинулся к пресному пирогу с яйцом и, съевши тут же с небольшим половину, похвалил его. И в самом деле, пирог сам по себе был вкусен […]
- А блинов? – сказала хозяйка.
В ответ на это Чичиков свернул три блина вместе и, обмакнувши их в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой». (3, 51).
Слайд 23§ 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев
Названия блюд употребляются
§ 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев
Названия блюд употребляются
Но жажда стяжательства, накопительства, жадность делают её гостеприимство расчётливым, а её саму умственно ограниченной, нравственно уродливой. Поняв вслед за автором суть характера Коробочки, Чичиков, не менее расчётливый, пытается обвести вокруг пальца жадную, «дубинноголовую» и потому упрямую стяжательницу Коробочку.
Слайд 24§ 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев
Следующий помещик на
§ 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев
Следующий помещик на
Единственное, что его интересует из обеда, это спиртное, и даже не его качество, а количество: «Зато Ноздрёв налёг на вина: ещё не подавали супа, он уже налил гостям по большому стакану портвейна и по другому госотерна, потому что в губернских и уездных городах не бывает простого сотерна. Потом Ноздрёв велел принести бутылку мадеры, лучше которой не пивал сам фельдмаршал. Мадера, точно, даже горела во рту, ибо купцы, зная уже вкус помещиков, любивших добрую мадеру, заправляли её беспощадно ромом, а иной раз вливали туда и царской водки, в надежде, что всё вынесут русские желудки. Потом Ноздрёв велел ещё принести какую-то особенную бутылку, которая, по словам его, была и бургоньон и шампаньон вместе». «В непродолжительном времени была принесена на стол рябиновка, имевшая, по словам Ноздрёва, совершенный вкус сливок, но в которой, к изумлению, слышна была сивушища во всей своей силе. Потом пили какой-то бальзам, носивший такое имя, которое даже трудно было припомнить, да и сам хозяин в другой раз назвал его уже другим именем». (3, 68-69).
Слайд 25§ 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев
Действительно, перечисленные в
§ 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев
Действительно, перечисленные в
Слайд 26§ 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев
Наиболее ярко раблезинские
§ 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев
Наиболее ярко раблезинские
Слайд 27§ 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев
Последним помещиком на
§ 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев
Последним помещиком на
Слайд 28§ 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев
Нарочитая убогость плюшкинского
§ 1. «Съедобные» детали как отражение черт характеров героев
Нарочитая убогость плюшкинского
Если «копящий копеечку» Чичиков балует себя вкусной, обильной и разнообразной едой, бесхозяйственный и слащавый Манилов угощает гостья хоть чем-то, стяжательница Коробочка не отказывает себе в пирожках и шанишках, а Собакевич живет, чтобы есть, то Плюшкин сам от себя бережет трехгодичный испортившийся сухарь. А это уже скупость, возведённая в принцип, стяжательство ради самого стяжательства, полная деградация человеческой личности.
Слайд 29 § 2. Роль «съедобных» сравнений в произведении
Принцип главного героя -
§ 2. Роль «съедобных» сравнений в произведении
Принцип главного героя -
Сам себя разглядывая в зеркале, герой с удивлением видит вместо лица какую-то лепёшку. Его собственные глаза липнут, «как будто их кто-то вымазал медом». Чичиков спит на тюфяке, то «тоненьком, как лепёшка», то «убитом и плоском, как блин». Овал лица молоденькой дамы, встретившейся герою, «круглился, как свеженькое яичко». Да и выстраивая планы жениться, Чичиков представляет, какой из нее выйдет «лакомый кусочек». В окне деревенской избы он видит два лица: одно - «женское, жёлтое в чепце, узкое, длинное, как огурец», другое - «мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двухструнные легкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня, лихача и щёголя…». (3, 86). Жена Собакевича несется вперед, «как плавный гусь». Пряники похожи на мыло. «Сапоги всмятку».
Слайд 30 § 2. Роль «съедобных» сравнений в произведении
Этих сравнений становится все
§ 2. Роль «съедобных» сравнений в произведении
Этих сравнений становится все
Если в этом мире главное, то, что всегда на первом месте, - это еда, а люди и предметы видятся через призму съестного, становятся понятны масштабы такого мира. Таким образом, многочисленные «съедобные» сравнения заслоняют душевное в человеке, заменяют его животным.
Слайд 31 § 3. Описание еды в поэме как мерило человеческой личности
§ 3. Описание еды в поэме как мерило человеческой личности
В трактире, куда Чичиков заехал пообедать и, по своему обыкновению, разузнать о помещиках, старуха использует чичиковский способ определения людей по еде: «Манилов будет повеликатней Собакевича: велит тотчас сварить курицу, спросит и телятинки; коли есть баранья печёнка, то и бараньей печёнки спросит, и всего только что попробует, а Собакевич одного чего-нибудь спросит, да уж зато всё съест, даже и подбавки потребует за ту же цену». (3, 56). Этот эпизод интересен тем, что старуха обращается с подобной речью именно к Чичикову, словно сразу почувствовала в нем единомышленника, человека, смотрящего на других сквозь призму чревоугодия.
Слайд 32 § 3. Описание еды в поэме как мерило человеческой личности
§ 3. Описание еды в поэме как мерило человеческой личности
Слайд 33 § 3. Описание еды в поэме как мерило человеческой личности
§ 3. Описание еды в поэме как мерило человеческой личности
Слайд 34 § 3. Описание еды в поэме как мерило человеческой личности
§ 3. Описание еды в поэме как мерило человеческой личности
Слайд 35 § 3. Описание еды в поэме как мерило человеческой личности
§ 3. Описание еды в поэме как мерило человеческой личности
Слайд 36 Заключение
Изложенные выше наблюдения позволяют сделать следующие выводы.
Частое обращение Гоголя
Заключение
Изложенные выше наблюдения позволяют сделать следующие выводы.
Частое обращение Гоголя
Для автора поэмы еда, заполняющая не только желудки героев, но и всё окружающее их пространство, является средством изображения душевной пустоты персонажей, которые заняты только удовлетворением своих физических потребностей. И поэтому они достойны называться «мёртвыми душами» в гораздо большей степени, нежели те, кого они покупают и продают.