Циклы рыцарских романов

Содержание

Слайд 2

Поэт Жан Бодель в конце XII века так определил три основных поэтических цикла своего времени: есть

Поэт Жан Бодель в конце XII века так определил три основных поэтических
лишь три темы, без которых никто не обойдётся: о Франции, о Бретани и о великом Риме!

Слайд 3

Бретонский цикл

Бретонский цикл

Слайд 4

Началось всё с Гальфрида Монмутского «История королей Британии» (1136) и её стихотворным переложением на

Началось всё с Гальфрида Монмутского «История королей Британии» (1136) и её стихотворным
французский язык, сделанным англо-нормандским трувером Васом («Брут», 1155), а «Брут» Васа, в свою очередь, стал источником англосаксонского «Брута» Лайамона (1203). В этих книгах разработана легенда о короле Артуре и его рыцарях, ставшая рамкой для большинства романов бретонской тематики.

Слайд 5

Двор Артура лишен национально-патриотической окраски и мыслится как космополитический центр образцового рыцарства.

Двор Артура лишен национально-патриотической окраски и мыслится как космополитический центр образцового рыцарства.
Сами рыцари совершают героические подвиги уже не во имя «сладкой Франции» и христианской веры и не ради феодальных интересов, а совершенно вне сферы сеньориально-вассальных отношений, во имя личной славы образцового рыцаря, для защиты слабых и несправедливо обиженных, по просьбе и для защиты чести прекрасных дам. Главный плод бретонского цикла — это романы о Тристане и Изольде, представленные так называемой «общей» версией Беруля (1191) и «куртуазной» — Томаса, другого англо-нормандского поэта (между 1170 и 1190 годами, может быть, 1172 год).

Слайд 6

В самом начале XIII в. возник цикл, называемый обычно «циклом Персеваля» или «циклом

В самом начале XIII в. возник цикл, называемый обычно «циклом Персеваля» или
псевдо-Борона». «Цикл Персеваля» складывается из трех романов — «Иосиф Аримафейский», «Мерлин» и «Персеваль» (его обычно называют «Дидо-Персевалем», так как один из списков романа принадлежал в XIX в. известному издателю и коллекционеру А.-Ф. Дидо).  С XIII век прозаический рыцарский роман начинает доминировать, и разрабатывается техника прозаического авантюрного повествования большого масштаба.  Известные романы этого цикла: «Роман о Бруте» (Вас, 1155) «Эрек и Энида» (Кретьен де Труа, ок. 1170) «Тристан и Изольда» (Эйльхарт фон Оберге, ок. 1170) «Клижес» (Кретьен де Труа, ок. 1175) «Ивэйн, или Рыцарь со львом» (Кретьен де Труа, 1176—1181) «Ланселот, или Рыцарь телеги» (Кретьен де Труа, 1176—1181) «Персеваль, или Повесть о Граале» (Кретьен де Труа, 1181—1191) «Тристан и Изольда» (Томас Британский, 1170-1190) «Тристан и Изольда» (Беруль, 1191) «Эрек» (Гартман фон Ауэ, 1190—1200) «Ивейн» (Гартман фон Ауэ, 1190—1200) «Прекрасный Незнакомец» (Рено де Божё, ок. 1200) «Тристан и Изольда» (Готфрид Страсбургский, нач. XIII века) «Парцифаль» (Вольфрам фон Эшенбах, нач. XIII века) «Брут» (Лайамон, 1203) «Роман о Граале» (Робер де Борон, 1190—1210) и другие романы, просто их о-о-о-очень много ☺

Слайд 7

Античный цикл

Античный цикл

Слайд 8

«Роман об Александре» представляет собой обработку латинского переложения Псевдо-Каллисфена, «Роман о Трое» восходит

«Роман об Александре» представляет собой обработку латинского переложения Псевдо-Каллисфена, «Роман о Трое»
к латинской обработке греческих сказаний Дарета и Диктиса, «Роман о Фивах» — к «Фиваиде» Стация, а «Роман об Энее» — к «Энеиде» Вергилия (предполагается, что последняя триада была создана при дворе Генриха II и его жены, знаменитой Элеоноры Аквитанской). В этих произведениях чувствуется и влияние Овидия, особенно как автора «Науки любви». 

Слайд 9

 В этом обширном стихотворном романе, изображающем фантастические приключения, героем которых будто бы

В этом обширном стихотворном романе, изображающем фантастические приключения, героем которых будто бы
был Александр Великий, знаменитый завоеватель всецело проникнут рыцарским духом, обнаруживает благородство души, чисто христианские добродетели, галантность по отношению к женщинам. 

Сказания об Александре привлекали широким географическим диапазоном его походов и экзотикой виданных им стран (его завоевания воспринимались в известном смысле как прообраз крестовых походов), размахом дерзаний. Авторы: Ламберт-ле-Торт и Александр де Берне.

Слайд 10

Таким образом, в то время как античный роман почти не использовал собственно

Таким образом, в то время как античный роман почти не использовал собственно
эпическую традицию и рано эмансипировался от квазиисторических повествований, средневековый французский роман отчасти пошёл по линии романизации античного эпоса. При этом обращение к античному эпосу коррелировало с отталкиванием от своего собственного, национального эпоса. В любовных эпизодах римского эпоса французских средневековых авторов привлекало изображение трагической страсти, которое очень занимало первых куртуазных повествователей и было характерным для раннего этапа развития куртуазного романа. Произведения античного цикла можно называть романами только условно, с большой натяжкой. Это подготовительная, вступительная, синкретическая (ещё включающая квазиисторический элемент) стадия французского средневекового романа. Прозаические переработки романов античного цикла в XIII веке все больше подчиняют легендарный материал историографическим задачам. Эти книги утрачивали романные черты, превращаясь в беллетризованную историю.

Слайд 11

Византийский цикл

Византийский цикл

Слайд 12

Влияние византийской литературы и «византийских мотивов» чувствуется, например, в «идиллических» романах о

Влияние византийской литературы и «византийских мотивов» чувствуется, например, в «идиллических» романах о
Флуаре и Бланшефлор (70-е годы XII века), об Окассене и Николет (начало XIII в.) или в романах несколько иного типа — «Ипомедоне» и «Протесилае», принадлежащих перу Гуона де Ротеланда (80-е годы XII века). В отношении французского романа «Флуар и Бланшефлор» стоит ещё упомянуть о том, что этот роман, использующий некоторые греко-византийские мотивы, был, в свою очередь, впоследствии (XV век) обработан на греческом языке и стал одним из последних византийских рыцарских романов.

Слайд 13

«Реалистический» роман Под этим условным обозначением объединяются произведения, действие которых отнесено к современности,

«Реалистический» роман Под этим условным обозначением объединяются произведения, действие которых отнесено к
развивается в реальной европейской географии, избегает всякой фантастики. «Галеран Бретонский» (Жан Ренар, ок. 1195) «Коршун» (Жан Ренар, ок. 1200) «Роман о Розе, или Гильом из Доля» (Жан Ренар, ок. 1210) «Роман о графе Пуатье» (анонимный, нач. XIII века) «Роман о Фиалке или о Жераре Неверском» (Жерберт де Монтрей, нач. XIII века) «Дочь графа Понтьё» (анонимный, середина XIII века)

Слайд 14

Поздний стихотворный роман Романы второй половины XIII-начала XIV веков, большинство из которых принадлежит

Поздний стихотворный роман Романы второй половины XIII-начала XIV веков, большинство из которых
к так называемому «трагическому» направлению. «Безрукая» (Филипп де Реми) «Жеган и Блонда» (Филипп де Реми) «Клеомадес» (Адене ле Руа) «Роберт Дьявол» (анонимный, XIII век) «Ги из Варвика» (анонимный, сер. XIII века) «Роман о графе Анжуйском» (Жан Майар, 1316) «Роман о кастеляне из Куси» (Жакмес, 1270-е) «Кастелянша из Вержи» (анонимный, 1270—1280-е) «Турнир в Шованси» (Жак Бретель, 1285) «Роман о Хеме» (Сарразин, 1278)