Цвета в творчестве С.А. Есенина

Содержание

Слайд 2

Актуальность исследования определяется нашим интересом творчеством С.А. Есенина и низкой степенью изученности

Актуальность исследования определяется нашим интересом творчеством С.А. Есенина и низкой степенью изученности
данного вопроса. Мы хотим проследить, как поэт применяет цветопись в своих произведениях и соотнести их с различными периодами его жизни.
Объект исследования составляют произведения С.А. Есенина.
Предмет исследования применение различных цветов С.А. Есениным.

Слайд 3

Цель исследования - проанализировать применение цветописи в творчестве С.А. Есенина.
Гипотеза состоит в предположении,

Цель исследования - проанализировать применение цветописи в творчестве С.А. Есенина. Гипотеза состоит
что цветовая гамма поэзии С.А. Есенина связана с настроением поэта, с изменением его мироощущения на определенных жизненных этапах.

Слайд 4

Частота употребления различных цветов в произведениях С.А. Есенина.

Частота употребления различных цветов в произведениях С.А. Есенина.

Слайд 5

Тест М. Люшера

Тест М. Люшера

Слайд 7

Тест представляет собой выбор предпочтений по цветовой гамме и, соответственно, взаимному расположению

Тест представляет собой выбор предпочтений по цветовой гамме и, соответственно, взаимному расположению
выбранных цветов. Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное.

Слайд 8

Первый период (1914 - 1915 гг.)

Цвета первого периода – «чистые», незамутненные, сочные:

Первый период (1914 - 1915 гг.) Цвета первого периода – «чистые», незамутненные,
синий, золотой и солнечный, красный, белый, серый. Ведущий цвет – синий, цвет неба. Серый цвет используется для описания земли: «серая стежка», «серым веретьем» стоят шалаши. Чёрный цвет, единожды используемый («черная гать»), не нарушает умиротворенного гармоничного пейзажа «родимой стороны».
Преобладают зеленый и синий, которые согласно тесту Люшера составляют «концентричную пару». Между ними существует «согласие» в том, что лучше сохранить уже имеющееся, чем претендовать на что-то новое.

Слайд 9

Второй период (1917 – 1921 гг.)

Главенствует черный цвет, связан с мотивом смерти:

Второй период (1917 – 1921 гг.) Главенствует черный цвет, связан с мотивом
«черная гибель», «черная жуть», «черная горсть» – «не живые» ладони. Прослеживается употребление синего цвета: «синие чащи», голубого: «тропа голубого поля», «голубая степь». Серый цвет уже употребляется не для описания земли, а («стёжка серая» в стихотворении 1914 года), а даль – «осеннее олово». Меняются и жёлтые оттенки: вместо «позолоты» - ржавый и рыжий цвета: «ржавая мреть», родственная со «смертью».
Как следствие, Есенин переживает в это время события, происходящие с его Родиной – время разочарования в революции, неприятия Гражданской войны и социализма большевиков. Душа поэта в этот период находится в смятении из-за сложившихся в стране политических конфликтов, а так как поэт очень любит свою родину, он искренне переживает и волнуется за нее.

Слайд 10

Третий период (1922 – 1925 гг.)

Возвращается золотой и белый цвета, но, как

Третий период (1922 – 1925 гг.) Возвращается золотой и белый цвета, но,
правило, они связаны с воспоминаниями о светлом прошлом («золотая сорвиголова», «золотая бревенчатая изба»), («спит черемуха в белой накидке»). Черный цвет практически исчезает, серый цвет «поднимается» и используется для описания неба – «серенький ситец небес».
Душевное состояние С.А. Есенина третьего периода безмятежное, но порой взволнованное, стихи поэта более осознанные, более консервативные. В стихах этого периода остаются эпитеты, в которых преобладают голубые цвета: «несказанное, синее, нежное», «золотая сорвиголова», «золотая бревенчатая изба», «синий май», «черемуха в белой накидке», «голубая прохлада».

Слайд 11

Выводы:

1. Цветопись - одно из значимых средств выражения не столько мысли,

Выводы: 1. Цветопись - одно из значимых средств выражения не столько мысли,
сколько чувств и эмоций поэта.
2. Проанализировав цвет в произведениях С.А. Есенина с помощью теста М. Люшера, мы заметили, что выбор цвета в тот или иной период жизни поэта зависит от его психологического состояния.
3. Верное представление о душевном состоянии автора помогает понять общий смысл его творчества, систему поэтических образов, проследить его творческую судьбу.