Творчество В.Быкова. Повесть Сотников

Содержание

Слайд 2

Арман Лану

«Единственный памятник, который достоин памяти мертвых – это правда»

Арман Лану «Единственный памятник, который достоин памяти мертвых – это правда»

Слайд 3

Быков Василий Владимирович

(19 июня 1924 г. – 22 июня 2003 г.)

Родился в

Быков Василий Владимирович (19 июня 1924 г. – 22 июня 2003 г.)
деревне Черевновшино на Витебщине, в крестьянской семье. Детство было бедное «скудное на радости и трудное, как все то время».
После окончания семилетки поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, но не закончил, снова вернулся в деревню.

Слайд 5

Перед самой войной поехал на Украину. Он собирался поступить в индустриальный институт.

Перед самой войной поехал на Украину. Он собирался поступить в индустриальный институт.

Началась война, и Быкова направили в инженерный батальон на строительство оборонительных сооружений. Потом было участие в тяжелых боях. Затем снова был на Украине, в Румынии, Венгрии. Австрии - до самой победы.

Слайд 7

Январским днем 1944 года В.Быкова, тяжело раненого командира взвода «сорокопяток» отнесли в

Январским днем 1944 года В.Быкова, тяжело раненого командира взвода «сорокопяток» отнесли в
хату, а вскоре сквозь нее прошел вражеский танк.

Деревня переходила из рук в руки, ее жестоко бомбили, и Быкова считали погибшим. Родные получили похоронку. На самом же деле он успел выбраться из злополучной хаты.

Много лет спустя писатель посетил эти места, и когда жительница этого села заметила слезы на глазах, стоявшего у памятника незнакомца, стала его расспрашивать. Быков постеснялся объяснить в чем дело, и сказал, что тут похоронен у него брат.

Слайд 8

Василилий Быков пришел в литературу, чувствуя себя обязанным рассказать о том, «насколько

Василилий Быков пришел в литературу, чувствуя себя обязанным рассказать о том, «насколько
тяжела была минувшая война», как нелегко далась нам наша победа.

 Известное выражение «фронтовое братство» для писателя исполнено особого смысла.

Слайд 9

Основные черты творческой манеры писателя: - изображение войны без прикрас;
- интерес не к

Основные черты творческой манеры писателя: - изображение войны без прикрас; - интерес
велению боя, а к нравственному миру человека, к его поведению на войне в экстремальных ситуациях;
- сосредоточенность действия на малом участке;
- небольшое количество действующих лиц;
- краткий период действия;
- необычная динамика событий;
- глубина психологических переживаний герое.

Слайд 11

Нам нравится, как пишет о войне Василий Быков. В его произведениях мало

Нам нравится, как пишет о войне Василий Быков. В его произведениях мало
батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущение рядового солдата на большой войне.

Анализ произведения

Слайд 12

 На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответ на сложные вопросы

На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответ на сложные вопросы
войн. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до глубины психологических состояний и переживаний своих героев.

Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Западня», «Мертвым не больно».

Слайд 13

В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные

В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные
ситуации.

Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно.

Уже сюжет повести у «Сотникова» психологически закручен так, что критики сбились с толку в оценке поведения героев В.Быкова. Критикам было от чего растеряться: главный герой - предатель.

Слайд 14

На наш взгляд, автор сознательно идет на размывание граней образа этого персонажа.

На наш взгляд, автор сознательно идет на размывание граней образа этого персонажа.
Он не дает читателю возможность однозначно взглянуть на того или иного своего героя.

Слайд 15

На материале военных событий Быков ставит серьезные нравственные проблемы:
1) что такое героический

На материале военных событий Быков ставит серьезные нравственные проблемы: 1) что такое
поступок в условиях, когда все обстоятельства оборачиваются против человека?
2) как ведут себя разные люди в одинаковых экстремальных ситуациях?
3) какова возможность человеческого духа при ограниченных физических возможностях?

Слайд 16

Два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание - добыть

Два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание - добыть
овцу для пропитания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от в общем-то, пустякового задания, но он чувствует себя недостаточно своим среди партизан, и поэтому все же вызывается идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам, что не «чурается» «грязной работы».

Сюжет повести:

Слайд 17

Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный

Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный
и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина.

Слайд 18

Рыбак, как всякий предатель, начинает жить по особым психологическим законам, исключающим все

Рыбак, как всякий предатель, начинает жить по особым психологическим законам, исключающим все
доброе и светлое, что было до итого момента в человеческой душе.
В конце повести он становится палачом своего товарища.
Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безысходность ситуации, но в последние минуты жизни он неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, что и от себя.
Сотников не искал в глазах сочувствия в глазах присутствующих при казне людей. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака.
Рыбак извинился: «Прости, брат». Сотников бросил ему в лицо лишь фразу «Иди ты к черту».
Писатель оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чаше даст человеку Бог, а не человек.

Слайд 19

Кинорежиссер
Лариса Шепитько
закончила фильм «Восхождение» в 1977 году

Фильм «Восхождение»

Кинорежиссер Лариса Шепитько закончила фильм «Восхождение» в 1977 году Фильм «Восхождение»

Слайд 21

Заключение

Заключение

Слайд 22

Творчество В.Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки

Творчество В.Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки
миллионов лет человеческих жизней. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью.
И сегодня, мы считаем, невозможно давать оценку событиям войны тех страшных лет, не принимая во внимание воззрений на эту тему В.Быкова.

Слайд 23

Вопросы

1) На чьей стороне ваши симпатии в начале повести? Почему?
2) Прослеживается ли

Вопросы 1) На чьей стороне ваши симпатии в начале повести? Почему? 2)
связь эпизодов из детства со становлением личности героев произведения? Как объяснить, что многообещающий Рыбак становится предателем, а Сотников героем?
3) Кто, по-вашему, виноват в том, что оба оказались в плену? Оправдываете ли Вы Сотникова или обвиняете его?
4) Как ведут себя оба в плену?

Слайд 24

5) Внешне гибель героя выглядит мало героической: в самом деле, он погибает

5) Внешне гибель героя выглядит мало героической: в самом деле, он погибает
не в бою, не с гранатой в руке, «приняв пулю на вздохе». Тогда почему мы говорим о подвиге? В чем подвиг Сотникова?
6) Рыбак тоже одерживает победу. (Над обстоятельствами, над смертью). Они оба оказываются в одинаковых обстоятельствах. Но можете ли Вы сказать, что предполагали с самого начала это предательство? Почему нет?