Слайд 2Агния Александровна Маркова (литературный псевдоним Агния Кузнецова) (1911 – 1996) родилась в
в г. Иркутске. Родилась она 12 (25 февраля) в в семье царского офицера Александра Николаевича Кузнецова. Но чаще всего в своей автобиографии об отце писательница упоминает как о мелком служащем.
С Сибирью у Агнии связан большой, определивший дальнейшую писательскую судьбу, период ее жизни: детство, юность, начало трудовой деятельности.
Слайд 3Картины сибирской природы, люди Сибири будут впоследствии выразительно воссозданы в ее произведениях.
Она училась в 8 классе, когда пионерская газета «Юный ленинец» опубликовала ее первую заметку. Возможно, именно этой заметке и суждено было сыграть решающую роль потом, когда девушка подала заявление в Ленинградский университет на филологический факультет.
Там, в университете, двадцатилетняя студентка Кузнецова и написала свои первые рассказы, которые были напечатаны в коллективном сборнике «Октябрята».
Слайд 4
Литературная работа А. Кузнецовой началась рано. Смолоду она пишет очерки, газетные статьи.
В 1932 году Агния Кузнецова впервые побывала в Ново-Кускове, на родине своего супруга. Им стал будущий знаменитый писатель Георгий Марков.
Их знакомство произошло в редакции одной из газет, куда они оба отправляли свои публикации. Марков тяжело переболел тифом, а Кузнецова выходила его, представившись в больнице сестрой больного и этим выхлопотав право день и ночь находиться при «брате». После чего они поженились.
Слайд 5Поездке в Ново-Кусково она вскоре и посвятит повесть «В Чулымской тайге». Образ
главного героя этой повести, подростка Готи , явно написан с натуры.
В 1936-ом, вскоре после выхода замуж, Георгий Марков и Агния Кузнецова переехали в Иркутск, где прожили больше 20 лет. В 1938 в семье Марковых родилась дочь Ольга. В 1946 – дочь Екатерина, впоследствии актриса театра и кино, а так же сценарист. Она известна по кинофильмам «А зори здесь тихие», «Дела сердечные», «Третий в пятом ряду». Ею написано несколько книг: «Чужой звонок», «Непохожая», «Чехарда», «Мяч».
Слайд 6Супругом Екатерины Марковой был любимый многими актер Георгий Тараторкин.
Слайд 7После окончания университета Агния работала в редакциях пионерских и молодежных газет Ленинграда
и Новосибирска, затем — в Иркутском радиокомитете, в редакции детского вещания. Близкое знакомство с жизнью школы помогло ей лучше понять и почувствовать особенности детской психологии, глубже разобраться в школьных проблемах. И когда альманах «Новая Сибирь» напечатал в 1939 г. ее первую повесть «В Чулымской тайге», изданную через год отдельной книгой в Иркутске, о Кузнецовой критика заговорила как о талантливом, самобытном детском писателе.
Слайд 8В годы Великой Отечественной войны Агния Александровна являлась ответственным секретарем Иркутского отделения
Союза писателей РСФСР. Привязанность автора к ребятам беспокойным и смелым, деятельным и бескорыстным, устремленным к высоким идеалам, спаянным общностью интересов и нерасторжимыми узами товарищества, нашла свое отражение и в произведениях, посвященным детям военного времени.
Слайд 9Что бы ни выходило из-под пера писательницы в годы Великой Отечественной войны
— в то время она часто выступала в иркутских газетах и по радио, писала очерки и рассказы, — все было пронизано гражданским стремлением всеми силами помогать сражающейся Родине, пробудить в ребятах жажду полезного дела. Этой теме посвящены рассказ «Таежный подарок», очерк «Тимуровцы», новелла «Иришка-пулеметчица».
Слайд 10В Иркутске Марков руководит литературной студией при областной библиотеке, вместе с женой
являются внештатными постоянными корреспондентами иркутских газет «Восточно-Сибирская правда» и «Советская молодежь», публикуются в альманахе «Новая Сибирь». В 1956 году Г.М. Маркова избирают секретарем правления Союза писателей СССР, и в том же году семья переезжает в Москву. Более 30 лет Марков работал на руководящих постах в Союзе писателей.
Слайд 11На протяжении всей своей жизни Агния Кузнецова писала о детях и для
детей и юношества. События, описываемые в произведениях, происходят, в основном, в Сибири.
В 1950-1960 Агния Александровна создала ряд повестей, главная тема которых — становление характера молодого человека: «Свет-трава», «Жизнь зовет», «Честное комсомольское», «Мы из Коршуна».
Слайд 12Заметной вехой в творчестве Агнии Кузнецовой стала повесть «Земной поклон», за которую
в 1977 писательница была удостоена Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской. В этом произведении писательница проводит связь между прошлым и настоящим, рассказывая о двух замечательных преподавателях — педагоге-просветителе дореволюционного времени и молодом современном учителе.
Повесть «Земной поклон» (1976) писательница посвятила светлой памяти своей учительницы и родной тетки Евгении Николаевны Домбровской, вырастившей и воспитавшей ее.
Слайд 13Не только в «Земном поклоне», но и в некоторых других произведениях Кузнецовой
1979-1984 мы замечаем пристальный авторский взгляд в историческое прошлое, улавливаем его перекличку с днем настоящим. Особенно это заметно в повести «Под бурями судьбы жестокой…», где писательница, перечитывая дневники своих предков, — прапрадеда, прадеда и деда, рисует художественно выразительную картину той эпохи. Герой повести Петруха Кузнецов оставил после себя дневник, в котором с восхищением писал о пленительной красоте Натальи Николаевны Пушкиной — жены великого поэта.
Слайд 14Так в творчестве Агнии Кузнецовой возникает тема этой удивительной женщины, вокруг образа
которой до сих пор не утихают споры. Глубоко заинтересовавшись жизнью жены Александра Сергеевича Пушкина, писательница собрала о ней богатый историко-библиографический материал, который вылился в документально-историческую повесть о Наталье Николаевне «Моя мадонна».
Последние годы А. Кузнецова много и плодотворно занимается пушкинской темой. Итогом ее работы явились повести «Под бурями судьбы жестокой...», «А душу твою люблю...», «Долли».
Слайд 15Повесть "А душу твою люблю..." посвящена рассказу о жизни женщины, которую многие
считали и считают виновницей в смерти великого поэта А. Пушкина, называя ее легкомысленной и бессердечной. Речь идет о Наталье Гончаровой. Эта повесть поможет разобраться и не понаслышке определить что же произошло на самом деле. Сама же Наталья Николаевна говорила так: «Только бог и немногие избранные имеют ключ от моего сердца». В этих словах нет ни капли гордости и оттенка бессердечия, потому что это -самозащита от несправедливости. Лучшая подруга Пушкина Долли Фикельмон говорила о Наталье Николаевне: «Это очень молодая и очень красивая особа, тонкая, стройная, высокая – лицо Мадонны, чрезвычайно бледное, с кротким, застенчивым и меланхоличным… выражением, – глаза зеленовато-карие, светлые и прозрачные, взгляд не то чтобы косящий, но неопределенный, – тонкие черты, красивые черные волосы…».
Слайд 17Но какую же трудную предстоит ей нести судьбу – быть женою поэта,
такого поэта, как Пушкин! Да, Наталья Николаевна была очень красивой женщиной, сам царь желал видеть ее при дворе и возле себя, но не только она пользовалась успехом у поклонников. Пушкин тоже очень нравился дамам и посвящал стихи другим женщинам. Она ревновала его даже к прошлому и все равно продолжала быть любящей женой и хорошей матерью детям. О Дантесе и его коварном отчиме вы узнаете из повести. Кому интересно - возьмут в руки эту книгу. Книгу о женщине, которую винили в смерти мужа, но которую сам муж не считал виноватой. Пушкин говорил, что душу своей мадонны он любил более ее прекрасного лица.
Слайд 18А. Маркова — лауреат Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской (за повесть
«Земной поклон»; 1977). Кавалер ордена Дружбы народов (1984). Лауреат Почетного диплома Международного совета по детской книге (IBBY) за книгу "Под бурями судьбы жестокой..." (1984). Её произведения переведены на многие иностранные языки.
Скончалась в 1996 году в Москве. Похоронена на Троекуровском кладбище рядом с мужем.