Слайд 2Актуальность:
в год 70-летия Победы мы обратились к произведениям о Великой Отечественной войне,
жанр которых – послания-завещания;
в них заветы наших отцов, дедов, прадедов, отстоявших Родину и передавших её в наследие нам, чтобы мы хранили и защищали её.
Слайд 3Проблема:
многие произведения по тем или иным причинам оказываются неизвестны читателям;
за чертой остаются
замечательные авторы второго, третьего ряда со своим неповторимым взглядом и голосом.
Слайд 4Объект исследования:
тексты стихотворных посланий-завещаний А.Т. Твардовского («Я убит подо Ржевом») и кузбасского
поэта А.П. Саулова («Голос умирающего солдата»).
Слайд 5Предмет исследования:
жанровая специфика стихотворений;
традиции и новаторство произведений.
Слайд 6Цель исследования:
изучение литературы родного края;
попытка самостоятельного анализа стихотворения А. П. Саулова;
привлечение
внимания сверстников к творчеству поэта-земляка.
Слайд 7Задачи:
собрать, изучить и систематизировать материал о стихотворных посланиях-завещаниях;
выявить жанровые особенности стихотворений А.Т.
Твардовского и А.П. Саулова, их сходство и различие;
определить их духовно-нравственное значение для нашего поколения.
Слайд 8Новизна:
мы впервые анализируем стихотворение «Голос умирающего солдата»;
даём сравнительный анализ текстов стихотворений А.Т.
Твардовского и А.П. Саулова.
Слайд 9Гипотеза:
стихотворение А.П. Саулова – самобытное произведение, имеющее свои неповторимые черты, присущую ему
индивидуальность; т. к. «жанр преобразуется в творчестве отдельных писателей и в зависимости от времени».
Слайд 10Методы исследования:
беседа-консультация;
изучающее чтение;
анализ поэтического текста;
сравнительный анализ.
Слайд 11Лирические жанры:
эпиграмма
эпитафия
эпиталама
идиллия
эклога
песня
романс
элегия
дума
гимн
дифирамб
ода
мадригал
канцона
послание
Слайд 12Послание в стихах -
или эпистола - стихотворное письмо, в котором поэт, обращаясь
к конкретному адресату с просьбой, пожеланием, увещеванием, высказывает свои суждения по какому-либо морально-философскому вопросу;
различают послания дидактические, любовные, панегирические, сатирические, дружеские, гражданские.
Слайд 13Из истории возникновения жанра послания:
Квинт Гораций Флакк (65 – 8 г. до
н.э.) создал этот литературный жанр и дал его образцы;
самый известный среди них – поэма «Послание к Пизонам» («Искусство поэзии»)
Слайд 14Из истории развития жанра послания:
затем Публий Овидий Назон (43 г. до н.
э. – 17 г. н. э.) написал ряд любовных посланий и субъективные элегии «Письма с Понта»;
в XVII в. послание перешло в западно- европейскую, а в XVIII - в русскую литературу.
Слайд 15Характерные черты послания как жанра:
«живая», универсальная жанровая форма;
одновременно личный и публичный жанр;
способен
отвечать на запросы времени и поэту «высказать себя»;
адресаты – живые и умершие лица, неодушевленные предметы; реальные, вымышленные, мифологические и др.;
стиль повышается до торжественности, пафоса или понижается до простого, дружеского тона;
разнообразная тематика и проблематика.
Слайд 16«Родоначальник» жанра послания-завещания:
Франсуа Вийон (1431 или 1432 — год смерти неизвестен (после
1463, но не позднее 1491): поэмы «Малое завещание» (1456), «Большое завещание» (1462);
Пушкин «Мое завещание друзьям», «Завещание» (1831, 1840) Лермонтова, «Завещание» Шевченко, Стивенсона, Заболоцкого, «Завещание сыну» Киплинга.
Слайд 17Особенности жанра послания-завещания:
может быть написано от лица живых и умерших;
адресовано современникам и
потомкам;
может содержать эпитафию;
по форме представляет собой монолог (слово), в котором выражается посмертная воля лирического героя или формулируются духовно-нравственные истины-заветы.
Слайд 18Сравнительный анализ стихотворений Твардовского и Саулова:
духовно-нравственные послания-завещания;
относятся к патриотической лирике;
повествуют о знаменитых
сражениях Великой Отечественной войны;
темы – скорбь о погибших, память, ответственность и нравственный долг;
основная идея – жить счастливо, беречь Родину (большую и малую);
герои – безымянные солдаты;
форма стихотворений – монолог;
написаны двустопным анапестом (впервые.)
Слайд 19А.Т. Твардовский (1910 – 1971). «Я убит подо Ржевом":
собирательный образ поколения;
герой –
сын Родины, защитник Отечества;
завещание соотечественникам;
патетика, пафос;
образные выражения сакрального плана;
хоральность реквиема, симфоническая поэма.
Слайд 20А.П. Саулов (1942 – 1968). «Голос умирающего солдата":
судьба одного солдата из поколения;
герой
– частное лицо (муж, сын, отец);
наказ «мальчишке»;
обыденность, безыскусность речи, народность;
камерность.
Слайд 21Вывод:
стихотворения занимают особое место в творчестве обоих поэтов (итоги Великой войны //
итоги короткой жизни);
год создания: «Я убит подо Ржевом» - 1945-1946 г., «Голос умирающего солдата» - не позднее 1967 г.
Твардовский продолжает традиции «громкой» гражданской лирики, Саулов – «тихий» лирик;
Твардовский говорит о большой Родине, Саулов – о малой (семья, дом). Но без обеих нет жизни нам, русским людям. Они едины в наших сердцах. Как едина наша литература, в которой сливаются разные голоса, чтобы отобразить все многообразие нашей жизни, эмоций, чувств, переживаний, взглядов.
Слайд 22Основные результаты:
А.Т. Твардовский и А.П. Саулов продолжают многовековые традиции жанра стихотворного послания-завещания;
при
этом их стихотворения являются «продуктом» своего времени, отражают свою эпоху, своеобразный талант авторов;
стихотворение А.П. Саулова – самобытное произведение кузбасского поэта-лирика.