Слайд 2Ф. И. Тютчев – непревзойденный мастер пейзажной лирики. Его строки о природе
не только повествуют о погодных явлениях, но и имеют философский подтекст.
Слайд 3Федор Иванович – человек со сложной судьбой. Половину жизни он провел вдали
от Родины, которую очень любил. И скучал по русским просторам. Поэтому в каждом пейзажном стихотворении звучит неприкрытая тоска. Но самыми пронзительными рождались осенние строки.
Слайд 4В 1821 г. Федор Иванович отправился на службу в Германию. Спустя 9
лет жизни за границей Тютчев создал «Листья» (1830 г.).
В 1879 г. стихотворение было напечатано на страницах журнала «Русская беседа». До сегодняшнего дня оно считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики в русской литературе.
Слайд 5В стихотворении две темы: размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия
мятежной натуре. Чтобы раскрыть душу природы, поэт использовал олицетворение, очеловечив листья.
Слайд 6В первых двух строфах стихотворения листья признаются, что считают себя красивее хвои.
«Тощая зелень» елей, по их мнению, никогда не выглядит живой. Листья не могут понять, как можно проспать всю зиму, закутавшись в метели. «Легкое племя» открыто восхищается собой: «мы… цветем и блестим». Листья вспоминают, как летом игрались с солнцем и купались в росе.
Веселое настроение зеленой компании гаснет, когда она осознает, что на пороге осень. Листья рассматриваются вокруг и видят, что все вокруг отцвело, побледнело, а птицы смолкли. «Легкое племя» не хочет желтеть, поэтому решает улететь с ветром. Теперь ветви кажутся листьям «докучными», поэтому они пытаются улететь как можно скорее.
В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.
Слайд 7В 3 строфе поэт изображает те перемены, которые приходят в жизнь листьев
с наступлением холодов. Тоска и грусть передаются отсутствием эпитетов, обозначающих угасание жизни. Во второй части строфы читатель находит риторический вопрос, который еще больше усиливается с помощью слова «даром».
В последней строфе уже звучит сильная мольба, наполненная отчаянием. Это словно заклинание, которое адресовано к лиственному ветру.