- Главная
- Литература
- Жизнь и творчество Веры Харузиной и ее братьев Михаила, Алексея и Николая
Содержание
- 2. Жизнь и творчество братьев и сестры Харузиных тесно связаны с историей и культурой России, свидетельствует об
- 3. ВЕРА НИКОЛАЕВНА ХАРУЗИНА – Выходец из богатого купеческого рода, Вера и трое ее братьев – Михаил,
- 4. В Вере Харузиной рано пробудился дух "естественника", страсть к составлению гербариев, коллекционированию монет, окаменелостей, и, главное
- 6. Результатом экспедиции на Русский Север явились ее книга путевых очерков «На Севере» (1890), по пунктам основных
- 7. Спектр этнографических интересов Харузиной был чрезвычайно велик. С 1907 г. она читает лекции по этнографии в
- 9. МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ ХАРУЗИН (1860-1888), писатель и общественный деятель Прибалтийского края. По окончании гимназического курса, в 1881
- 10. АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАРУЗИН (1864–1932) русский этнограф и антрополог, государственный деятель, Почётный гражданин города Бендеры (1912). Учился
- 11. НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАРУЗИН, (1865 - 1900) - этнограф, историк, археолог, был человеком выдающихся способностей и разносторонних
- 13. Скачать презентацию
Слайд 2Жизнь и творчество
братьев и сестры Харузиных тесно связаны
с историей и
Жизнь и творчество
братьев и сестры Харузиных тесно связаны
с историей и
свидетельствует
об их глубинном интересе
к русскому
и другим славянским народам, а также
к многочисленным нерусским народам и этническим группам, населявшим Российскую империю.
Слайд 3ВЕРА НИКОЛАЕВНА ХАРУЗИНА –
Выходец из богатого купеческого рода, Вера и трое
ВЕРА НИКОЛАЕВНА ХАРУЗИНА –
Выходец из богатого купеческого рода, Вера и трое
и Николай выбрали нелегкую стезю науки, стали известными этнографами
и внесли неоценимый вклад
в сокровищницу русской научной мысли.
Вера Николаевна русский учёный-этнограф, первая женщина, ставшая в 1907 году профессором этнографии.
(1866—1931)
Слайд 4В Вере Харузиной рано пробудился дух "естественника", страсть
к составлению гербариев, коллекционированию
к составлению гербариев, коллекционированию
и, главное к народным обычаям и поверьям. Несовершенство системы женского образования (в университет девушек не принимали,
а Московские Высшие женские курсы на момент ее взросления были закрыты и вновь открылись только в 1900 г.),
не позволило девушке после окончания лучшей женской гимназии Москвы
с золотой медалью, продолжить учебу. "Университетом" для Веры стали
ее братья, обладавшие большими познаниями
в этнографии, антропологии, истории и археологии.
В 1887 г. с братом Николаем Николаевичем она совершает поездку
в Олонецкую губернию и в Лапландию, позже сопровождает его в поездках
в Сибирь, Крым, Прибалтику, Новороссию. В Германии, Франции, Австрии изучала этнографические музеи. К сожалению, старший из братьев Михаил
и младший - Николай, рано ушли из жизни, не успев воплотить многих замыслов, после их смерти Вера Николаевна нашла поддержку у брата среднего Алексея Николаевича, разносторонне одарённого человека, сделавшего блестящую государственную карьеру, и при этом успешно занимающегося научной деятельностью, автора более 70 научных публикаций. В 1901 году она едет с ним в Словению,
где собирает богатый материал по истории и этнографии словенцев.
Слайд 6Результатом экспедиции на Русский Север явились ее книга путевых очерков
«На Севере» (1890),
«На Севере» (1890),
Знакомство с Пудожским уездом. Поездка на Кивач. На озере Купецком. Лядины. Водлозеро и Водлозёры. Пречистенский и Ильинский погосты. Кенозеро. В Тамецкой Лахте. Игры. Песни девушек. По Белому морю. В Повенец. По дороге в Данилово. Большуха. По Выгу и Выгским порогам.
К Белому морю. По лапландским лесам и озерам. На море. В Кемском заливе. Кереть. Прибытие в Кандалакшу. Лопари. Станция Зашеечная. По Имандре. Лопарские песни. Отношение лопарей к северным оленям.
От Масельги до ст. Кицкой. Кола. В Пудоже и на Купецком озере ей удалось записать народные поверья о домовых и лесных духах — покровителях людей и урожая (лесному царю крестьяне приносили жертвоприношения). Местная ворожея пересказала Вере много заговоров, гаданий. Певец былин Никифор Прохоров поразил автора тем,
что пел страстно, сливаясь с образами богатыря Ильи Муромца
и побежденного им Соловья-разбойника…
Путевые впечатления от посещения Олонецкой и Архангельской губерний.
В своей книге она отражает, как уходящую старину смывает постепенное,
но неуклонное внедрение городской «трактирной цивилизации»,
экономическое влияние русского торгового и промышленного сословия
и русской современной одежды.
Слайд 7Спектр этнографических интересов Харузиной был чрезвычайно велик.
С 1907 г. она читает
С 1907 г. она читает
в Московском университете. Ведет обязательный семинар по этнографии
и географии, читает лекции по дополнительным предметам – сравнительной этнографии и первобытной культуре. В Московском археологическом институте читает лекции "Верования и словесность малокультурных народов", ведет семинар "Методы изучения обрядов". В течение многих лет преподавания Вера Николаевна методично готовит свои лекции к будущему изданию "Этнография" (М., 1909-1914) .
Тяжёлым ударом для Веры Николаевны в 1927 году становится арест брата Алексея, и всё же, не смотря на горе и пошатнувшееся здоровье она продолжает работу со студентами на дому, следит за событиями русской
и зарубежной этнографии, её статьи выходят в свет до 1929 года.
Вера Николаевна умерла 14 мая 1931 г.,
похоронена в Москве на кладбище Донского монастыря.
Уже после ее смерти в свет вышла книга „Введение в этнографию. Описание и классификация народов земного шара“ (М., 1941).
Вера Николаевна была человеком непреклонной воли, блестящего ума
и большой эрудиции, всю свою жизнь посвятив любимому делу –
изучению быта, нравов и обычаев народов мира.
Слайд 9МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ ХАРУЗИН
(1860-1888), писатель и общественный деятель Прибалтийского края. По окончании
МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ ХАРУЗИН
(1860-1888), писатель и общественный деятель Прибалтийского края. По окончании
В его труде «Очерки юридического быта народностей Сарапульского уезда Вятской губернии» сказались черты, характеризующие все последующие работы Харузина. Внимание исследователя
не исчерпывается одной
юридической стороной
народной жизни: он смотрит
на народ с точки зрения
этнографа, наблюдая самые разнообразные проявления народной жизни, религиозные верования, обряды, обычаи и т. д.
Слайд 10АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАРУЗИН
(1864–1932) русский этнограф и антрополог, государственный деятель, Почётный гражданин города
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАРУЗИН (1864–1932) русский этнограф и антрополог, государственный деятель, Почётный гражданин города
Учился в Ревельской гимназии (ныне Таллин, Эстония). В 1889 году окончил естественное отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета. Предпринимал поездки: в Закавказье, Крым, на Эгейское море,
в киргизскую Букеевскую степь, на Кавказ.
Посетил Боснию и Герцеговину.
Слайд 11НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАРУЗИН,
(1865 - 1900) - этнограф, историк,
археолог, был человеком
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАРУЗИН,
(1865 - 1900) - этнограф, историк,
археолог, был человеком
и Северного Кавказа. По окончании курса в Московском и Юрьевском университетах, он предпринимает поездки с этнографической целью:
на Кавказ, в Олонецкую, Архангельскую губернию, Лапландию, в Крым и Черниговскую, Вятскую, Пермскую Эстляндскую губернии.
Монография Николая Харузина «Русские лопари.
Очерк прошлого и современного быта» (1890)
получила золотую медаль Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии
и во многом была открытием русской
этнографической науки.