Презентация на тему Архитектура западноевропейского Средневековья

Содержание

Слайд 2

В Средние века архитектура становится главным видом искусства, подчиняющим себе другие виды.

В Средние века архитектура становится главным видом искусства, подчиняющим себе другие виды.
В ней традиционно выделяют два стиля: романский (ХI—ХII вв.) и готический (ХIII—ХV вв.).

Слайд 3

Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Она может быть суровой и грозной,

Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Она может быть суровой и грозной,
давящей на человека своей каменной тяжестью. И в то же время стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Ей присущи стремление к завершенной целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Ее характерный элемент — арочная форма дверных и оконных проемов.

Слайд 4

Середина ХII в.
Мариен-кирхе
Лаахе.
Германия

Середина ХII в. Мариен-кирхе Лаахе. Германия

Слайд 5

Спокойно и уверенно поднимают к небесам складные, крепкие, прочно стоящие на земле

Спокойно и уверенно поднимают к небесам складные, крепкие, прочно стоящие на земле
каменные храмы, созданные простыми объемами и формами. В их очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура зданий внешне выглядит четкой и ясной.

Слайд 6

Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны узкими оконными и дверными

Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны узкими оконными и дверными
проемами. Основными типами архитектурных построек этого времени становятся монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома.

Слайд 7

Важнейшим типом культового здания была монастырская церковь, в большей степени отразившая дух

Важнейшим типом культового здания была монастырская церковь, в большей степени отразившая дух
романской эпохи, ее представления о модели мира. Господствующим типом храма становится вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви - идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов.

Слайд 8

Для освещения стали использовать высокие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских

Для освещения стали использовать высокие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских
храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестье и боковые — квадратные и восьмигранные.
Фресковые росписи храмов сохранились лишь в редких случаях, так как мастера применяли клеевые краски по мокрой и сухой штукатурке. Со временем краски осыпались вместе со слоями штукатурки.

Слайд 9

Церковь Петра и Павла. XI-XII век Монастырь Клюни, Франция

Церковь Петра и Павла. XI-XII век Монастырь Клюни, Франция

Слайд 10

Церковь Петра и Павла являлась самым крупным храмом в Европе и служила

Церковь Петра и Павла являлась самым крупным храмом в Европе и служила
прототипом для ряда других церквей. Церковь имела пять высоких башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну на средокрестье и две — на большом трансепте. В строительстве этой церкви впервые был применен новаторский прием— использование слегка заостренной (стрельчатой) арки свода.

Слайд 14

В готическом периоде развития архитектуры условно различают три этапа: ранняя готика (ХII—ХIII

В готическом периоде развития архитектуры условно различают три этапа: ранняя готика (ХII—ХIII
вв.), высокая готика (ХIII в.) и поздняя, или пламенеющая готика (ХIУ—ХУ вв., а в отдельных случаях — ХУI в.).

Слайд 15

Единственной массивной частью храмового готического здания являлся главный фасад, на котором располагались

Единственной массивной частью храмового готического здания являлся главный фасад, на котором располагались
две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль.

Слайд 16

Готические соборы очень нарядны и богато декорированы.
Формы готического здания имеют характерную вертикальность,

Готические соборы очень нарядны и богато декорированы. Формы готического здания имеют характерную
расчлененность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость и динамичность.

Слайд 17

По сравнению с романскими храмами, высота готических соборов значительно больше. Подчеркнутая вертикальностью

По сравнению с романскими храмами, высота готических соборов значительно больше. Подчеркнутая вертикальностью
всех членений, она придает зданию устремленность вверх, к небесному своду.

Слайд 18

Собор Нотр-Дам
в Париже
1163 - 1258
Франция, Париж

Собор Нотр-Дам в Париже 1163 - 1258 Франция, Париж

Слайд 20

Парижский Нотр-Дам - это базилика с галереями и двойными боковыми нефами. Такая

Парижский Нотр-Дам - это базилика с галереями и двойными боковыми нефами. Такая
конструкция использовалась очень редко - лишь в самых важных образцах храмовой архитектуры, таких как церковь аббатства Клюни и собор Святого Петра в Риме. Уже одно это ставит собор в исключительное положение. Кроме того, и позже соборы с двойными боковыми нефами строились лишь в исключительных случаях.

Слайд 21

Большое окно-роза в верхней части западного фасада - яркая отличительная черта готических

Большое окно-роза в верхней части западного фасада - яркая отличительная черта готических
соборов. Его круглая форма, разделенная на секторы узкими каменными ребрами, наподобие колеса, рождала в восприятии средневекового человека двойной символический смысл:

Слайд 22

Собор в Кёльне
Германия
1248 - 1437; 1842 - 1880
Германия, Кёльн

В Средние века Кельн

Собор в Кёльне Германия 1248 - 1437; 1842 - 1880 Германия, Кёльн
был одним из самых богатых и больших городов мира. Поэтому архиепископ Кельна, закладывая собор, хотел иметь такой храм, который бы не уступал французскому.

Слайд 23

Однако время было неспокойным: в Европе бушевали эпидемии и войны. За несколько

Однако время было неспокойным: в Европе бушевали эпидемии и войны. За несколько
лет у собора поменялось несколько архитекторов.
В 50-е годы работу над собором продолжил архитектор Рене де Кормон. Кельнский собор простоял несколько веков с незаконченным каркасом до эпохи романтизма, когда вновь возник интерес к готике.

Слайд 24

В 1815 году Гёте выступил в защиту Кельнского собора, а также направил

В 1815 году Гёте выступил в защиту Кельнского собора, а также направил
письмо прусскому министру внутренних дел со своими предложениями. В 1842 году после тщательных работ король Пруссии повелел закончить строительство, и сам заложил первый камень.

Слайд 25

Собор в Кёльне. Витражи
Германия
1248 - 1437; 1842 - 1880
Германия, Кёльн

В 1945 г.

Собор в Кёльне. Витражи Германия 1248 - 1437; 1842 - 1880 Германия,
собор был поврежден бомбардировками. Реставрационные работы поэтому продолжаются по сей день

Слайд 26

Собор в Шартре
Франция
1194 - 1260
Франция, Шартр

Шартрский собор был заново отстроен после пожара

Собор в Шартре Франция 1194 - 1260 Франция, Шартр Шартрский собор был
1194 года. Однако в соборе сохранились части, сооруженные в 1134, 1140 и в 1150 годах

Слайд 27

Храм, получивший название Нотр-Дам де Шартр, был освящен в 1260 году в

Храм, получивший название Нотр-Дам де Шартр, был освящен в 1260 году в
присутствии короля Людовика IX. Он стал первым в истории Франции собором, посвященным Деве Марии. В ее честь королем Людовиком IX (его называли Людовиком Святым) и его супругой, королевой Бланш Кастильской, было заказано окно-роза для главного фасада, украшенное гербами Франции и Кастилии. Многие мотивы витражей Шартрского собора также сопряжены с культом Девы Марии.

Слайд 29

Собор в Шартре. Интерьер
Франция
1194 - 1260
Франция, Шартр

Шартрский собор сложен из очень прочного

Собор в Шартре. Интерьер Франция 1194 - 1260 Франция, Шартр Шартрский собор
песчаника, который добывался в каменоломнях Бершера, в 8 км от Шартра. Некоторые каменные блоки в стенах собора достигают 2-3 метров в длину и метра в высоту.

Слайд 30

Окно-роза было заказано в честь Девы Марии королем Людовиком IX (его называли

Окно-роза было заказано в честь Девы Марии королем Людовиком IX (его называли
Людовиком Святым) и его супругой, королевой Бланш Кастильской, и украшено гербами Франции и Кастилии. Оно вошло в историю искусства под названием "Ром Франции".

Слайд 31

Скульптура

Собор в Шартре.

Скульптура Собор в Шартре.

Слайд 32

Скульптура Шартрского собора сохранилась почти полностью. Наружное и внутреннее убранство собора насчитывает

Скульптура Шартрского собора сохранилась почти полностью. Наружное и внутреннее убранство собора насчитывает
в общей сложности около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла.
В центральном Королевском портале находится композиция "Христос во славе" - по обе стороны от фигуры Христа расположены фантастические крылатые животные, под ними идет широкий скульптурный пояс с фигурами святых.

Слайд 33

Кентерберийский собор
Великобритания
1174 - 1184
Англия, Кентербери

Это резиденция архиепископа и центр процветавшего бенедиктинского монастыря.

Кентерберийский собор Великобритания 1174 - 1184 Англия, Кентербери Это резиденция архиепископа и
Он был местом поклонения Томасу Беккету - прежнему архиепископу Кентерберийскому, убитому в соборе в 1170г.

Слайд 34

Кентерберийский собор. Интерьер. Хоры
Великобритания
1174 - 1184
Англия, Кентербери

Кентерберийский собор. Интерьер. Хоры Великобритания 1174 - 1184 Англия, Кентербери

Слайд 35

Одним из красивейших сооружений этой эпохи является кафедральный собор в Реймсе. Он

Одним из красивейших сооружений этой эпохи является кафедральный собор в Реймсе. Он
издавна был местом коронации французских королей династии Капетингов.

Собор Нотр-Дам в Реймсе
д'Орбэ Ж., де Суассон Б., де Куси Р.
Франция
1211 - 1420
Франция, Реймс

Слайд 36

Собор Нотр-Дам в Реймсе. Ворота западного фасада
д'Орбэ Ж., де Суассон Б., де

Собор Нотр-Дам в Реймсе. Ворота западного фасада д'Орбэ Ж., де Суассон Б.,
Куси Р.
Франция
1211 - 1420
Франция, Реймс

В 1210 году, когда сильный пожар разрушил кафедральный собор, незамедлительно начался сбор средств на возведение нового, который возводился в готическом стиле.

Слайд 37

Среди черт, присущих этому стилю: особенное, стрельчатое очертание многих архитектурных элементов, узкие

Среди черт, присущих этому стилю: особенное, стрельчатое очертание многих архитектурных элементов, узкие
башенки с завершением в виде пирамидки, называющиеся пинаклями, вытянутые островерхие окна, разделенные тонкими колонками на несколько частей.

Слайд 39

Большое круглое, разделенное на множество долей окно, располагающееся обычно в соборах над

Большое круглое, разделенное на множество долей окно, располагающееся обычно в соборах над
главным порталом. Такое окно использовалось в архитектуре и раньше, но в готическую эпоху получило особое распространение и стало называться "готической розой".

Слайд 40

Собор Нотр-Дам в Реймсе. Скульптура

Собор Нотр-Дам в Реймсе. Скульптура

Слайд 41

Какие элементы готики использованы в оформлении следующих сооружений?

Какие элементы готики использованы в оформлении следующих сооружений?

Слайд 42

Солсберийский собор
Великобритания
1220 - 1266
Великобритания, Солсбери

Солсберийский собор Великобритания 1220 - 1266 Великобритания, Солсбери

Слайд 43

Собор Святого Витта
Матье из Арра, Парлер П.
Чехия
1352
Чехия, Прага

Собор Святого Витта Матье из Арра, Парлер П. Чехия 1352 Чехия, Прага

Слайд 47

Собор в Шартре.
Витраж
Франция
1194 - 1260
Франция, Шартр

Собор в Шартре. Витраж Франция 1194 - 1260 Франция, Шартр

Слайд 48

Собор Нотр-Дам-де-Пари. Розетка, вид изнутри Франция1163 – 1258 Франция, Париж

Собор Нотр-Дам-де-Пари. Розетка, вид изнутри Франция1163 – 1258 Франция, Париж

Слайд 49

Отметьте характерные черты готики. Что общего имеют эти сооружения и чем отличаются?

Отметьте характерные черты готики. Что общего имеют эти сооружения и чем отличаются?

Слайд 51

Найдите признаки готики

Найдите признаки готики