Презентация на тему Русский футуризм

Содержание

Слайд 2

Цели:

познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения футуризма;
раскрыть историю происхождения понятия «футуризм», его

Цели: познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения футуризма; раскрыть историю происхождения понятия
содержание, основные группы;
показать значение футуризма для развития русской литературы XX века.

Слайд 3

Футуризм (лат.futurum – будущее)

В.Брюсов:
«Я должен признать значительность работы, исполненной футуристами»

Футуризм (лат.futurum – будущее) В.Брюсов: «Я должен признать значительность работы, исполненной футуристами»
В.Маяковский:
«Искусство
умерло …
Да здравствует
искусство!»

Слайд 4

Русский футуризм (1910 – 1917) Понятие

Футуризм – авангардистское течение в европейском искусстве10

Русский футуризм (1910 – 1917) Понятие Футуризм – авангардистское течение в европейском
- 20-х годов XX века, провозглашавшее эстетику урбанистической цивилизации, единство микрокосма и макрокосма, нигилистическое отношение к предшествующему поэтическому творчеству, изменение самого взгляда на поэтику: революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова, утверждение примитивизма и культа Самоценного (Самовитого) Слова.

Слайд 5

Предпосылки
Западная философия (А.Бергсон, А. Шопенгауэр, Ф.Ницше).
Символизм.
Итальянский футуризм.

Предпосылки Западная философия (А.Бергсон, А. Шопенгауэр, Ф.Ницше). Символизм. Итальянский футуризм.

Слайд 6

Истоки футуризма

Вождь и теоретик направления - итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма

Истоки футуризма Вождь и теоретик направления - итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма
«Красный сахар»). 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» появилась статья Маринетти «Манифест футуризма».

Слайд 7

Истоки футуризма

В России футуризм на первых порах проявился в живописи и

Истоки футуризма В России футуризм на первых порах проявился в живописи и
музыке, а только потом – в литературе. Художественные поиски братьев Бурлюков, М.Ларионова, Н.Гончаровой, А.Экстер, Н.Кульбина и стали предысторией русского футуризма.
Давид Бурлюк

Слайд 8

Музыка

Манифест художника Руссоло был инспирирован работами композитора-футуриста Балилла Прателла (Balilla Pratella),

Музыка Манифест художника Руссоло был инспирирован работами композитора-футуриста Балилла Прателла (Balilla Pratella),
чей "Технический манифест футуристической музыки" (1911 год) содержал следующую фразу: "[Музыка] должна передавать дух масс, огромных промышленных комплексов, поездов, океанских лайнеров, военных флотов, автомобилей и аэропланов».

Францеско Балилла Прателла
1880-1955

Францеско Балилла Прателла
1880-1955

Слайд 9

Живопись

11 февраля 1910 г. - «Манифест художников-футуристов».
11 апреля 1910 г.

Живопись 11 февраля 1910 г. - «Манифест художников-футуристов». 11 апреля 1910 г.
- «Технический манифест футуристической живописи», подписанные У.Боччони, Дж.Балла, К.Карра, Л.Руссоло, Дж.Северини.
1912 г. - первая значительная выставка итальянских художников-футуристов в Париже.

Слайд 10

Умберто Боччони 1882-1916

Итальянский художник и теоретик искусства, один из лидеров футуризма. Родился

Умберто Боччони 1882-1916 Итальянский художник и теоретик искусства, один из лидеров футуризма.
в Реджо-ди-Калабриа (на юге Италии) 19 октября 1882 в семье чиновника. Получил художественное образование в Риме (1898–1902), в студии Дж.Баллы. Посетил Париж (1902), Берлин и Петербург (1903–1904).

Слайд 11

Джино Северини 1883-1966

Итальянский художник и теоретик искусства, один из лидеров итальянского

Джино Северини 1883-1966 Итальянский художник и теоретик искусства, один из лидеров итальянского
футуризма. Родился в Кортоне (Тоскана) 7 апреля 1883 года. Занимался в частной школе Дж. Балла, где встретил Умберто Боччони; познакомился с системой цветового дивизионизма.
С начала 1950-х годов не раз варьировал свои ранние футуристические мотивы в русле новой моды на абстракционизм.

Слайд 12

Художник Джино Северини

Художник
Умберто Боччони

Художник Джино Северини Художник Умберто Боччони

Слайд 13

Теоретическое самоопределение

1910 год - сборник «Садок судей»
1912 год - манифест «Пощёчина

Теоретическое самоопределение 1910 год - сборник «Садок судей» 1912 год - манифест
общественному вкусу»
1913 год - манифест «Слово как таковое»

Слайд 14

«Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности».

«Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности». Но
Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней» - гласила «Пощечина общественному вкусу»

Слайд 15

Цель искусства
Созидание новой реальности

Цель искусства Созидание новой реальности

Слайд 16

Пути реализации цели

Эксперимент со словом:
словоновшество,
самовитое слово,
отрицание знаков препинания,
свободный стих и новая рифма,
«стихокартины».

Пропаганда

Пути реализации цели Эксперимент со словом: словоновшество, самовитое слово, отрицание знаков препинания,
идей:
издание манифестов, деклараций, альманахов,
выступления,
постановки произведений,
турне по городам России.

Слайд 17

Группы русского футуризма

Кубофутуризм –
«Гилея»
(1910 – 1917)

Эгофутуризм –
«Академия эго-поэзии»
(1912 – 1916)

«Мезонин поэзии»
(1913)

«Центрифуга»
(1914 –

Группы русского футуризма Кубофутуризм – «Гилея» (1910 – 1917) Эгофутуризм – «Академия
1917)

Слайд 18

Кубофутуристы (1910 – 1917)

Д.Бурлюк
Н.Бурлюк
В.Хлебников
В.Маяковский
В.Каменский

Кубофутуристы (1910 – 1917) Д.Бурлюк Н.Бурлюк В.Хлебников В.Маяковский В.Каменский А.Кручёных Новое отображение
А.Кручёных

Новое отображение жизни,
творческие связи с художниками,
примитивизм, соединяющий поэзию, живопись, музыку,
манифесты,
гастрольные турне.

Слайд 19

Эгофутуристы (1912 – 1916)

И.Северянин

К.Олимпов

В.Гнедов

П.Широков
И.Игнатьев

Преклонение перед техническим прогрессом, урбанизацией,
робкое словотворчество,
подражание раннему декаденству (салонный

Эгофутуристы (1912 – 1916) И.Северянин К.Олимпов В.Гнедов П.Широков И.Игнатьев Преклонение перед техническим
эротизм, утончённость, утверждение крайнего эгоцентризма).

Слайд 20

«Мезонин поэзии» (1913)

В.Шершеневич

К.Большаков

С.Третьяков

Центральное место в поэтике – «слово-запах»,
группа просуществовала около

«Мезонин поэзии» (1913) В.Шершеневич К.Большаков С.Третьяков Центральное место в поэтике – «слово-запах»,
полугода,
урбанистическая тема поэзии.

Слайд 21

«Центрифуга» (1914 - 1917)

С.Бобров

Н.Асеев

Б.Пастернак

Просуществовала дольше всех других групп,
члены группы выступали против

«Центрифуга» (1914 - 1917) С.Бобров Н.Асеев Б.Пастернак Просуществовала дольше всех других групп,
культурного нигилизма,
задачу искусства видели в преобразовании временного в вечное.

Слайд 22

Судьба футуристов

Футуризм подарил поэзии трёх гениев: Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Не говоря

Судьба футуристов Футуризм подарил поэзии трёх гениев: Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Не говоря
уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
Судьба многих футуристов трагична. Одни расстреляны, как Терентьев, другие сгинули в ссылке, как Хабиас. Выживших обрекли на забвение: Каменский, Кручёных, Гуро, Шершеневич. Только Кирсанову, Мартынову, Асееву, Шкловскому удалось, несмотря на опалу, сохранить статус признанных писателей и дожить до преклонных лет в полном расцвете творческих сил. Пастернак был затравлен при Хрущёве, хотя к тому времени полностью отошёл от принципов футуризма.