Слайд 2 Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее
![Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее «открытую»,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-1.jpg)
«открытую», осознанную, продуманную систему смыслов. Православный храм заключает в себе сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ
Слайд 3 Символика храмовой архитектуры непосредственно связана с символикой богослужебного чина, которая формировалась
![Символика храмовой архитектуры непосредственно связана с символикой богослужебного чина, которая формировалась в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-2.jpg)
в VI-IX вв. одновременно со сложением чина Литургии в Византии. Именно тогда был выработан крестово-купольный тип храма, идеально соответствующий богослужебному чину и создающий архитектурными формами зрительные образы того, что провозглашается словом и священнодействиями богослужения.
Слайд 4 В Византии храмы строили так, чтобы они производили впечатление, подобное тому,
![В Византии храмы строили так, чтобы они производили впечатление, подобное тому, которое](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-3.jpg)
которое описано в одном сирийском гимне:
«Его свод простирается подобно небесам, без колонн, изогнут, и замкнут, и украшен золотой мозаикой, как небесный свод сияющими звездами. Его высокий купол сравним с небом небес».
Слайд 5Главный храм Византии назывался Софийским. Вместе с православием Русь унаследовала и крестово-купольную
![Главный храм Византии назывался Софийским. Вместе с православием Русь унаследовала и крестово-купольную форму храма.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-4.jpg)
форму храма.
Слайд 6 Крестово-купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что должно напоминать
![Крестово-купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что должно напоминать о](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-5.jpg)
о распятии, о жертве, принесенной во имя всего человечества
Слайд 7Многоглавие храмов
Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной
![Многоглавие храмов Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-6.jpg)
Церкви.
Слайд 8Одна глава знаменует единство Бога.
![Одна глава знаменует единство Бога.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-7.jpg)
Слайд 9 Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.
![Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-8.jpg)
Слайд 10Три главы знаменуют Святую Троицу.
![Три главы знаменуют Святую Троицу.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-9.jpg)
Слайд 11 Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.
![Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-10.jpg)
Слайд 12 Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.
![Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-11.jpg)
Слайд 13 Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь
![Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-12.jpg)
Вселенских соборов.
Слайд 14 Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов
![Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-13.jpg)
ангелов и девяти чинов праведников.
Слайд 15 Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.
![Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-14.jpg)
Слайд 16 Количество глав связано , кроме того, с посвящением главного престола храма,
![Количество глав связано , кроме того, с посвящением главного престола храма, а](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-15.jpg)
а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме
Слайд 18 По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам
![По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-17.jpg)
восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику
Слайд 19 Полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской
![Полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-18.jpg)
религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.
Слайд 20 Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после
![Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-19.jpg)
1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.
Слайд 21Крест “трилистниковый”
В России эта форма креста употребляется чаще других
![Крест “трилистниковый” В России эта форма креста употребляется чаще других](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-20.jpg)
Слайд 22Крест “терновый венец”
Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении
![Крест “терновый венец” Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-21.jpg)
многих веков у разных принявших христианство народов. Христос — добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как
последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути.
Слайд 23Крест осмиконечный
Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на
![Крест осмиконечный Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-22.jpg)
котором был уже распят Христос
Слайд 24Четырёхконечный крест
“А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест
![Четырёхконечный крест “А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-23.jpg)
был еще четырехконечном; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (...) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе”, — обличал раскольников Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала “распяли Его” (Ин. 19; 18), а потом только “Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте” (Ин. 19; 19).
Слайд 25Крест “виноградная лоза”
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой
![Крест “виноградная лоза” «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-24.jpg)
— виноградарь” (Ин. 15; 1). Так назвал себя Иисус Христос,).
“Эти слова Самого Спасителя положили основание символизму виноградной лозы, — писал граф А. С. Уваров в своем труде “Христианская символика”, — главное значение виноградной лозы (рис. 32) для христиан находилось в символической связи с Таинством причащения” (стр. 172-173).
Слайд 27Источники:
http://pokrov.gatchina.ru/prihod/formak.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC
![Источники: http://pokrov.gatchina.ru/prihod/formak.htm http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287081/slide-26.jpg)