Слайд 2Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»).
Иконы
![Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»). Иконы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-1.jpg)
нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова. Это не картины. Картины в линиях и красках повествуют о людях и событиях реальной действительности.
Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.
Слайд 3Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном
![Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-2.jpg)
в мир невидимый.
Слайд 4 В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и не
![В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и не святые](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-3.jpg)
святые (например, женщины, омывающие Младенца, в иконе «Рождество Христово»).
Слайд 5Перспектива
Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicio — ясно вижу) —
Явление кажущегося искажения
![Перспектива Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicio — ясно вижу) — Явление](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-4.jpg)
пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя)
Способ изображения объемных тел на плоскости, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.
Слайд 6 Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеобразном построении
![Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеобразном построении иконного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-5.jpg)
иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина.
Слайд 7Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в
![Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-6.jpg)
иной мир.
Икона есть видимое невидимого.
Икона - это окно в горний мир Духа
Слайд 8«Изображение» времени
Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для "адаптации" в мире
![«Изображение» времени Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для "адаптации" в мире](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-7.jpg)
икон — как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понималось время.
До сотворения мира не было и времени. Время, как сотворенный Богом носитель изменений, к самому Богу не применимо. О Боге нельзя сказать "был" или "есть", или "будет" порознь — Он вечен, вездесущ, всеобъемлющ и неизменен. Бог не стареет, не меняется.
В византийских и русских иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. На древнерусский язык это переводится как "сущий", то есть тот, к кому сразу относится "всегда был", "всегда есть" и "всегда будет", что восходит к древнееврейскому сокровенному имени Бога — Яхве — Сущий.
Слайд 9В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах.
![В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-8.jpg)
Взглянем на икону «Рождество Богородицы»Взглянем на икону «Рождество Богородицы». Праведная АннаВзглянем на икону «Рождество Богородицы». Праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе. Перед ней - жены с дарами, повивальная бабка и служанки,, готовящие воду для омывания Богоотроковицу и рядом - служанки пеленающие Младенца. А чуть поодаль - в алькове - трогательная сцена ласкания Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную). Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в одном пространстве, которое похоже на свиток, разворачивающийся на наших глазах.
Слайд 11 Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе
![Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-10.jpg)
архитектуры: здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.
Слайд 12 Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не
![Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-11.jpg)
соответствует их назначению и т.д.
Смысл этого явления в том, что архитектура - единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие - вне законов земной логики, вне законов земного бытия.
Слайд 14 Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из
![Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-13.jpg)
глубины их, как символ святости.
Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его нетварный Свет освещает все. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная — остается в тени.
Слайд 16 Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности
![Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-15.jpg)
святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.
Слайд 17 К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое
![К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-16.jpg)
значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д
Слайд 18Символика цвета
Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола.
В иконах мы
![Символика цвета Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-17.jpg)
встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый.
Слайд 19Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то
![Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-18.jpg)
же время и цвет царский. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.
Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).
Слайд 20 Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет
![Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-19.jpg)
тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью.
Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.
В красных одеждах изображали на иконах мучеников.
Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.
Слайд 21Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.
![Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-20.jpg)
На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде".
Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Слайд 22.
Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали
![. Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-21.jpg)
пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну.
В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа.
Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Слайд 23 Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в
![Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-22.jpg)
себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Слайд 24 Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому
![Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому "означает" или символизирует свет.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-23.jpg)
"означает" или символизирует свет.
Слайд 25Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность, внепространственность восприятия фона иконы и
![Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность, внепространственность восприятия фона иконы и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-24.jpg)
одновременно светоносность изображенного на ней. Эту световую глубь можно передать только золотом, потому что краски бессильны передать невидимое телесными очами.
Именно золотом изображается на иконе то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению Божией благодати.
Это явление благодатного света икона передает золотым нимбом вокруг головы святого. Нимб - не аллегория, но символическое выражение конкретной реальности и является необходимым содержанием иконы.
Слайд 26Символика геометрических фигур
По античным и средневековым воззрениям, четыре стихии есть четыре
![Символика геометрических фигур По античным и средневековым воззрениям, четыре стихии есть четыре](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-25.jpg)
типа различной организации пространства. Эти различные типы пространства имеют символическую геометрическую выраженность, каждый свою.
Из двух стихий земля и вообще "наше" пространство символизируется кубом, а огонь может выражаться шаром.
На плоскости куб и шар могут быть представлены в проекции как четырехугольник и круг.
Слайд 27Символика предметов и животных
Изображение павлина - мотив изобилия, плодородия, бессмертия (в иконографии
![Символика предметов и животных Изображение павлина - мотив изобилия, плодородия, бессмертия (в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-26.jpg)
западноевропейского христианства Павлин пьёт из евхаристической чаши, клюёт плоды виноградной лозы;
Весьма широко распространены изображения Павлина у райского древа жизни, а также двух Павлинов по сторонам мирового древа.
Слайд 28Виноградная лоза
Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека.
![Виноградная лоза Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-27.jpg)
Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы.
Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом – рая.
К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.
Слайд 29Символика агнца
С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца
![Символика агнца С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-28.jpg)
- ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, "вземлющего грехи мира" (Ин 1:29). Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения "Агнец <...> будет пасти их и водить их на живые источники вод" (Откр 7:17).
Слайд 30Символика рыбы
В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков,
![Символика рыбы В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-29.jpg)
а после апостолов, Христос называет "ловцами человеков" (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет "неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода" (Мф 13:47).
Слайд 31Ангел – символ евангелиста Матфея
Евангелист Матфей, имевший также имя Левия —
![Ангел – символ евангелиста Матфея Евангелист Матфей, имевший также имя Левия —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-30.jpg)
автор первого Евангелия, один из Двенадцати Христовых апостолов. До призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей. Проповедовал Слово Божие в Палестине, принял мученическую смерть в Эфиопии.
Слайд 32Лев – символ евангелиста Марка
Евангелист Марк — автор второго Евангелия, написанного со
![Лев – символ евангелиста Марка Евангелист Марк — автор второго Евангелия, написанного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-31.jpg)
слов и под руководством апостола Петра. Сам св. Марк был свидетелем только последних дней земной жизни Иисуса Христа, затем сопутствовал апостолам Петру и Павлу, был поставлен апостолом Петром первым епископом Александрийской церкви, погиб мученической смертью.
Слайд 33Телец – символ евангелиста Луки
Лука — автор третьего Евангелия, по роду
![Телец – символ евангелиста Луки Лука — автор третьего Евангелия, по роду](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-32.jpg)
занятий врач и, как следует из предания, живописец, создавший первые изображения Богоматери. Он был одним из семидесяти учеников Христа, спутником апостола Павла в его проповедническом служении. Погиб мученической смертью
Слайд 34Орёл – символ евангелиста Иоанна
Иоанн Богослов — автор четвертого Евангелия, возлюбленный
![Орёл – символ евангелиста Иоанна Иоанн Богослов — автор четвертого Евангелия, возлюбленный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-33.jpg)
ученик Христа, бывший с ним в самые важные минуты земной жизни. Обычно изображен среди скалистого ландшафта сидящим на низком табурете и диктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоанна нисходит лучистое сияние — символ высшего благодатного озарения
Слайд 35Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме слова, явления или
![Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме слова, явления или](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-34.jpg)
вещи дает понятие о вещах, трудно выразимых человеческим языком. Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни.
С этими образами мы обязательно встречаемся и в храмах, где изображения Евангелистов и их символы помещены под куполом (в парусах), на иконах царских врат иконостаса и на миниатюрах в самом Евангелии.
Слайд 36
Источники:
http://www.hamburg-hram.de/wordpress/letopis/o-simvolike-ikonyi/401.html
http://museum.dp.ua/ru/exhibitions/virtualexhib/pravoslavicon.html?start=4
http://teologia.ru/www/biblioteka/esthetika/sredstva.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C
http://polevskoy.orthodoxy.ru/lib/ikon/sim/simvol.htm
http://g-vik.narod.ru/2008/n40/08_40s8.htm
![Источники: http://www.hamburg-hram.de/wordpress/letopis/o-simvolike-ikonyi/401.html http://museum.dp.ua/ru/exhibitions/virtualexhib/pravoslavicon.html?start=4 http://teologia.ru/www/biblioteka/esthetika/sredstva.htm http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C http://polevskoy.orthodoxy.ru/lib/ikon/sim/simvol.htm http://g-vik.narod.ru/2008/n40/08_40s8.htm](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/287082/slide-35.jpg)