Слайд 2Формы культуры
Формы культуры
народная
массовая
элитарная
Слайд 3элитарная
Создается «привилегированной частью общества» либо по ее заказу профессиональными творцами.
Как правило, опережает
уровень восприятия ее средне образованным человеком.
Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства.
Слайд 6Картины М.Шагала – элитарная живопись
Слайд 7Картины П. Пикассо – элитарная живопись
Слайд 8Фильмы А.Тарковского – элитарное кино
Слайд 9Музыка А.Шнитке и С.Губайдуллиной – элитарная музыка
Слайд 12народная
Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни,
танцы, карнавалы)
Слайд 16Дымковская, филимоновская и каргопольская игрушка
Слайд 18Жостовский поднос и мезенская роспись
Слайд 20Филигрань и чернь Великого Устюга
Слайд 24Вологодское кружево, павлово-посадская шаль и оренбургский платок
Слайд 28Народные танцы: узбекский, молдавский,тайландский
Слайд 29Массовая культура: особенности продукции массовой культуры
Понятие, используемое для характеристики современного культурного производства
и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры
Специфические признаки серийной продукции:
• примитивизация отношений между людьми;
• развлекательность, забавность, сентиментальность;
• натуралистическое смакование насилия и секса;
• культ успеха, сильная личность, жажда обладания вещами;
• культ посредственности, условность примитивной символики
Слайд 30
позитивное влияние МК на духовную жизнь
Утверждает простые и понятные представления о мире
людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире
• Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы
• Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социальных групп), что соответствует нашему времени
• Отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке
• Имеет свои вершины — литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству
Слайд 31Негативное влияние МК на духовную жизнь
Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку
потакает невзыскательным вкусам «массового человека»
• Ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей • Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере
• Насаждает мифы в сознании людей («миф Золушки», «миф простого парня» и т. д.)
• Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности
• Используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определенные представления и предпочтения
Слайд 32Три уровня массовой культуры
Массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет
свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:
кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);
мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);
арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).
Слайд 37Артобъекты мид-культуры
Фотографии из выставки Эдварда Стейхена
«Семья человеческая»
Слайд 38Скульптуры и картины из Музея современного искусства в Нью-Йорке
Слайд 40Афиша рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда»
Слайд 41Тело – как артобъект массовой культуры
Слайд 45Джоди Стил и ее рисунки на ногах
Слайд 47И это тоже –артобъект масскультуры
Панки - молодёжная субкультура, возникшая в конце 60-х
— начале 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу
Слайд 49рокеры
Рокеры. Называют их по-разному, но чаще всего - рокеры. Это наименование им
присвоено в 60-е годы, когда за пристрастие к рок - музыке, особенно к рок - н – роллу.
Слайд 50Поп-музыка и рэп – массовая музыка
Слайд 51Обязательная часть массовой культуры - реклама
Слайд 53Стены, заборы – уличный мольберт
Слайд 54Грязевая аэрография-картины на немытых машинах
Автор Скотт Уэйд (Scott Wade) прославился своими картинами
на грязных машинах, его несравненная Джоконда и Альберт Эйнштейн, выполненные на заднем автомобильном стекле, облетели сеть достаточно давно, но время не стоит на месте, и художник рисует новые шедевры.
Их популярность не удивительна, на грязной машине редко встретишь что-то более оригинальное, нежели «Помой меня!», «Экипажу требуется стюардесса!» или «Танки грязи не боятся!», и уж тем более вряд ли такую замарашку кто-то когда-либо додумается назвать арт-объектом или произведением искусства. Если бы не Скотт Уэйд!
Слайд 57Световая инсталяция на улицах города
В портфолио Munro оригинальные светильники, проекты освещения частных
садов и городских улиц, и ещё многое. А время от времени его идеи выливаются в масштабные и зрелищные инсталляции, которые и принесли дизайнеру заслуженную известность.
Слайд 59хэппенинг
Хэ́ппенинг (или хе́ппенинг, англ. happening) — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участиихудожника,
но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария. Одна из задач хэппенинга — преодоление границ между художником и зрителем.
Слайд 60Телевиолончель и поющая скульптура
Слайд 61Инсталяции Хироми Танго и Дэвида Маха
Слайд 63Перфоманс Мурада Османна «Следуй за мной»
Слайд 64Перфомансы со стариками Энжл Хисл
Слайд 70Барселонская голова Роя Лихтенштейна
Продана за 5,5 мил.дол
Продана
за 44 мил.дол.
Слайд 71Работа Джаспера Джонса «Три флага»
Слайд 72Работу «Белый флаг» купил музей современного искусства в Нью-Йорке за 20 мил.
дол.
Слайд 73Антони Тапиес. Земля и крест. Носок
Слайд 74Даниэль Бюрен. Инсталяция
В 2012 году в парижском Гран-Пале в рамках ежегодного
проекта инсталляций Monumenta Бюрен представил свое произведение "Excentrique(s)". Высота Гран-Пале достигает 45 метров, однако минималисту Бюрену, похоже, такой масштаб показался ненужным, и он в буквальном смысле опустил потолок с небес на землю. На высоте 2,5 метра от пола дворца на металлических черно-белых опорах он установил множество горизонтальных прозрачных дисков всех цветов радуги, создав подобие второго потолка. Идея работы состояла в том, чтобы демократизировать пространство Гран-Пале, сделать его более комфортным для человека, а не подавляющим своей грандиозностью. Для этой же цели Бюрен закрыл парадные массивные двери во дворец и предложил зрителям заходить через боковые двери меньшего размера.