7 урок Восточная тема у Н. Римского-Корсакова

Слайд 2

Русский композитор, педагог, дирижер. Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная,

Русский композитор, педагог, дирижер. Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии,
вокальная и духовная музыка. Римский-Корсаков написал её, наполнив музыку прекрасным оркестровым звучанием
Римский-Корсаков мог создавать самую разную «музыкальную ткань» - от мерцающих восточных шелков и парчи до волшебных, переливающихся всеми красками моря одеяний морской царевны.
Одна из наиболее ярких «восточных» партитур Н. А. Римского-Корсакова, «Шехеразада», погружает нас в атмосферу звучания восточной музыки с её характерными интонациями и прихотливыми мелодическими изгибами, с инструментальными тембрами, воссоздающими сказочный, почти фантастический музыкальный колорит.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Слайд 3

Источником вдохновения для создания сюиты послужило литературное произведение «Сказки тысячи и одной

Источником вдохновения для создания сюиты послужило литературное произведение «Сказки тысячи и одной
ночи».

Своё сочинение Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением:

Султан Шахрияр, убеждённый в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахрияр постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
Некоторые наиболее яркие эпизоды чудесных сказок Шехеразады стали основой симфонического сочинения Римского-Корсакова. Несмотря на то, что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика – Шехеразады. Ведь она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать огромный волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений.

Слайд 4

Римский-Корсаков называет эпизоды, использованные им в качестве программы для отдельных частей: «Море

Римский-Корсаков называет эпизоды, использованные им в качестве программы для отдельных частей: «Море
и корабль Синдбада», «Фантастический рассказ Календера-царевича», «Царевич и царевна», «Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу». Может быть, поэтому и музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и главных героев с их характерными музыкальными темами

Эта сюита - один из образцов эпического симфонизма Римского-Корсакова. В ней проявляются те же принципы эпической музыкальной драматургии (контраст, сопоставление образов), что и в эпических операх композитора. Проявляются эти принципы и в строении сюиты в целом, и внутри отдельных частей произведения.

Слайд 5

В теме Шахрияра – повелительный унисон деревянных духовых инструментов, рисующий образ сильного

В теме Шахрияра – повелительный унисон деревянных духовых инструментов, рисующий образ сильного
и властного султана, могучего владыки своего государства, вольного свободно распоряжаться жизнью и смертью своих подданных.

А вот тема Шехеразады нежная и томная, исполненная певучей скрипкой соло. В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы, и полный таинственности колорит дивных восточных повествований.