Марши из опер-сказок

Слайд 2

Сказочный марш.

Вспомним марши из опер-сказок.
«Марш Черномора» из оперы М. Глинки «Руслан и

Сказочный марш. Вспомним марши из опер-сказок. «Марш Черномора» из оперы М. Глинки
Людмила», Марш из балета П. Чайковского «Щелкунчик».
Чем, по вашему мнению, может отличаться сказочный марш от военного?
В его музыке должно быть много необычного, неожиданного - волшебного. Но при этом сказочный марш обязательно должен сохранять основные черты жанра: чёткий ритм, яркую мелодию.

Слайд 3

В опере Прокофьева «Любовь к трём апельсинам», написанной по сказке итальянского драматурга

В опере Прокофьева «Любовь к трём апельсинам», написанной по сказке итальянского драматурга
XVIII века Карло Гоцци, есть эпизод во II действии, где звучит весёлый марш. Это шествует королевская свита. Шествие сопровождается необычной музыкой марша: он звучит подвижно и динамично, его быстрая поступь лишена обычной торжественности, мелодия марша угловато­капризная, она наполнена резкими восклицательными интонациями, а гармония пестрит необычными для марша диссонирующими аккордами. Упругий ритм марша неожиданно сменяется то пронзительными фанфарами, то скерцозным «бегом» солирующих инструментов. Постепенное нарастание создаёт впечатление приближающегося шествия.

Слайд 4

Слушаем: С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»

Слушаем: С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»

Слайд 5

Детский марш.

Марш из балета Чайковского «Щелкунчик»
Этот марш совсем иного рода. Он сопровождает

Детский марш. Марш из балета Чайковского «Щелкунчик» Этот марш совсем иного рода.
весёлый детский праздник в I действии балета - новогоднюю ёлку. К девочке Маше и её брату пришли в гости дети. Они резвятся, танцуют, а затем маршируют вокруг ёлки.
Воссоздавая в музыке картинку ребячьего праздника с его весёлой суетой и шумными забавами, Чайковский придал маршу черты «игрушечности». Не случайно его музыка напоминает «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома».

Слайд 6

В пьесе три части. Она начинается с упругих и отрывистых аккордов у

В пьесе три части. Она начинается с упругих и отрывистых аккордов у
духовых инструментов. Им отвечает задорная мелодия скрипок с колким пунктирным ритмом. Она словно подпрыгивает на фоне острого стаккато.
Тема средней части марша передаёт суетливую беготню детворы. В быстром, ровном движении шестнадцатыми мелодия кажется особенно лёгкой, совсем невесомой - она будто парит в воздухе. Её исполняет в верхнем регистре флейта.
Третья часть марша - реприза - полностью повторяет первую.

Слайд 7

Слушаем: П.И. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»

Слушаем: П.И. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»

Слайд 8

Задание:

С какими разновидностями марша вы познакомились на уроке?
Вспомните сказочные марши и перечислите

Задание: С какими разновидностями марша вы познакомились на уроке? Вспомните сказочные марши
их названия и авторов.