Содержание
- 2. Ссылки: https://primanota.ru/arch/scores/01772607_rahmaninov_-_kontsert_2_dlya_fortepiano_s_orkestrom_do_minor_i_chast.pdf
- 3. Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор, op. 18, был написан С.В. Рахманиновым в 1900
- 4. В XX век Рахманинов вступал вполне сложившимся художником, с неповторимо своеобразным творческим обликом и выработанной манерой
- 5. Лейтмотивом многих литературных произведений становится горьковское «Человек — это звучит гордо». Тема роста человеческой личности, преодоления
- 6. Во Втором фортепианном концерте Рахманиновым впервые был найден подлинный органический синтез различных принципов мелодического развития, взаимодействием
- 7. Характер произведения От народной песни идут такие качества рахманиновской мелодики, как широта и плавность дыхания, преобладание
- 8. Характер произведения Казалось бы, в них не происходит никаких «событий». Но при внешней неподвижности и однообразии
- 9. В этой сфере рахманиновского творчества можно наблюдать эволюцию, аналогичную той, которая происходит в его мелодике. Гармония
- 10. Характер произведения Как в мелодике Рахманинова, так и в его гармонии богатство и тонкость оттенков выразительности
- 11. Характер произведения Своеобразие гармонического языка Рахманинова связано и с его аккордикой. Широкое использование септаккордов и нонаккордов
- 12. Пассажная фигурация не имеет у Рахманинова чисто внешнего, украшающего значения. Столь любимые им раскидистые, волнообразные пассажи
- 13. Об особенностях оркестровки Рахманинова нельзя в полной мере судить по такому произведению, как фортепианный концерт, где
- 14. Форма и споры вокруг неё Современников иногда даже смущало это нарушение сложившихся канонов концертного стиля. Кашкин,
- 15. Структура В структуре Второго фортепианного концерта Рахманиновым найден своеобразный синтез формы классического трехчастного цикла и романтически-поэмного
- 16. Тематические связи между частями достигаются не посредством вариационного преобразования одной темы, главенствующей на протяжении всего произведения
- 17. Первая часть концерта, Moderato, отличающаяся наибольшим богатством и разнообразием образного содержания, является основополагающей в цикле. Она
- 18. Внимание слушателя сразу приковывает краткое вступительное построение у фортепиано, основанное на мерной последовательности аккордов субдоминантовой функции
- 19. Тема главной партии, которая звучит в оркестре на фоне бурлящих как морской прибой пассажей фортепиано, является
- 20. Вслед за основным построением главной партии, изложенным в виде законченного шестнадцатитактового периода, идет большой раздел «продолжающего»
- 21. Связующая партия (un росо piu mosso) основана на легких, воздушных пассажах, в которых словно растворяются и
- 22. Вторая тема, в которой сконцентрированы и обобщены наиболее типические черты светлой, поэтической рахманиновской лирики, по-своему не
- 23. Если в главной партии ведущая мелодическая роль принадлежала оркестру, то здесь вначале звучит фортепиано solo, без
- 24. Заканчивает экспозицию Рахманинов не обычным в концертах блестящим и бравурным заключением, а легкими, «рассыпающимися» по клавиатуре
- 25. Необычайно сконцентрированная, целеустремленная разработка своей сжатостью и динамизмом ярко контрастирует с широко, «раскидисто» изложенной экспозицией (По
- 26. Уже во вступительном построении разработки (Moto precedente — темп заключительной партии, несколько ускоренный по сравнению с
- 27. В следующем разделе (Piu vivo, Ь=76) у фортепиано развиваются второй и третий из указанных элементов, объединяясь
- 28. Короткая восьмитактовая связка приводит к чрезвычайно ярко динамизированной репризе главной партии (Maestoso. Alia Marcia), где ее
- 29. Побочная партия значительно сокращена по сравнению с экспозицией и исчерпывается однократным проведением основного тематического построения (Вследствие
- 30. Вторая часть концерта — Adagio sostenuto — является одним из совершеннейших образов светлой, поэтической лирики Рахманинова.
- 31. Многократное опевание терцового звука лада, к которому настойчиво и неизменно возвращается мелодия, создает впечатление чуть заметной
- 32. Сдерживаемое сильное чувство открыто вырывается на простор в среднем разделе — Un росо piu mosso. Тихий
- 33. Далее следует довольно развернутое по размеру построение типа виртуозной каденции, которое, однако, не воспринимается как нечто
- 34. В финале — Allegro scherzando — образно-тематические контрасты выявлены с гораздо большей резкостью и отчетливостью, чем
- 35. Характерна изменчивость и неуловимость ее облика. Четко ритмованная начальная фраза растворяется далее в ровном и легком
- 37. Помимо отдельных кратких оборотов, общих с побочной партией первой части, здесь полностью «цитируется» наиболее рельефная мелодически
- 38. Конечный идейный вывод переносится на коду, которая приобретает значение обобщающего, синтезирующего эпилога ко всему произведению. Использованный
- 40. Скачать презентацию
Слайд 2Ссылки:
https://primanota.ru/arch/scores/01772607_rahmaninov_-_kontsert_2_dlya_fortepiano_s_orkestrom_do_minor_i_chast.pdf
Ссылки:
https://primanota.ru/arch/scores/01772607_rahmaninov_-_kontsert_2_dlya_fortepiano_s_orkestrom_do_minor_i_chast.pdf
Слайд 3Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор, op. 18, был написан
Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор, op. 18, был написан
Концерт в жизни эпохи и композитора
Слайд 4В XX век Рахманинов вступал вполне сложившимся художником, с неповторимо своеобразным творческим
В XX век Рахманинов вступал вполне сложившимся художником, с неповторимо своеобразным творческим
Концерт этот занял особое место в творчестве Рахманинова, став едва ли не самым популярным его сочинением не только благодаря высокому художественному благородству, красоте и выразительности тем, законченности общей концепции, но и потому, что композитор необычайно ярко сумел воплотить в нем то настроение радостного возбуждения, подъема, ожидания чего-то нового, которым охвачены были широкие круги русского общества на пороге наступающего столетия.
Именно к этому времени относится известная крылатая фраза Горького из письма Чехову: «Право же — настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее». Горький призывал не к уходу от реальной жизни в область красивого вымысла и не к затушевыванию отрицательных сторон существующей действительности, а к тому, чтобы пробуждать в людях жажду лучшего будущего и укреплять у них веру в его возможность и достижимость, в свою собственную силу и достоинство.
Слайд 5Лейтмотивом многих литературных произведений становится горьковское «Человек — это звучит гордо». Тема
Лейтмотивом многих литературных произведений становится горьковское «Человек — это звучит гордо». Тема
Идея, тема и характер произведения
Слайд 6Во Втором фортепианном концерте Рахманиновым впервые был найден подлинный органический синтез различных
Во Втором фортепианном концерте Рахманиновым впервые был найден подлинный органический синтез различных
Слайд 7Характер произведения
От народной песни идут такие качества рахманиновской мелодики, как широта и
Характер произведения
От народной песни идут такие качества рахманиновской мелодики, как широта и
Приемы секвентного развития обычно (хотя не исключительно) используются композитором в продолжающих построениях, тогда как в основном изложении темы он чаще прибегает к плавному, постепенному развертыванию мелодической линии, как бы вырастающей из первоначального небольшого зерна (наиболее яркий образец — тема главной партии в первой части Второго концерта). Особенно характерны в своей неповторимо индивидуальной поэтической прелести и обаянии медлительно развертывающиеся, текучие лирические мелодии узкого диапазона с неизменным возвращением к одному опорному звуку.
Слайд 8Характер произведения
Казалось бы, в них не происходит никаких «событий». Но при внешней
Характер произведения
Казалось бы, в них не происходит никаких «событий». Но при внешней
Гармонические средства, которыми пользуется Рахманинов, в общем не выходят за пределы норм позднеромантического стиля: основой его гармонии остается развитая мажоро-минорная тональная система с широким применением альтераций, внутритональных отклонений и т. д. Но характер использования этих средств у него своеобразен, что позволяет говорить если не о совершенно оригинальной «гармонии Рахманинова» (подобно, например, гармонии Скрябина), то об особой, индивидуальной манере его гармонического письма.
Слайд 9В этой сфере рахманиновского творчества можно наблюдать эволюцию, аналогичную той, которая происходит
В этой сфере рахманиновского творчества можно наблюдать эволюцию, аналогичную той, которая происходит
Слайд 10Характер произведения
Как в мелодике Рахманинова, так и в его гармонии богатство и
Характер произведения
Как в мелодике Рахманинова, так и в его гармонии богатство и
Слайд 11Характер произведения
Своеобразие гармонического языка Рахманинова связано и с его аккордикой. Широкое использование
Характер произведения
Своеобразие гармонического языка Рахманинова связано и с его аккордикой. Широкое использование
Слайд 12Пассажная фигурация не имеет у Рахманинова чисто внешнего, украшающего значения. Столь любимые
Пассажная фигурация не имеет у Рахманинова чисто внешнего, украшающего значения. Столь любимые
В основе рахманиновских пассажей часто лежат разложенные аккорды с добавлением проходящих и вспомогательных звуков, и рисунок их представляет собой как бы «текучую гармонию». В то же время для Рахманинова характерен и тип фигурации, возникающей из «расщепления» основной мелодии, когда сопровождающие голоса образуют систему подголосков, сплетающихся в одно полифоническое целое (впрочем, четкая дифференциация этих двух типов фактуры не всегда представляется возможной, так как и в пассажах, построенных на гармонической основе, часто возникают «скрытые» мелодические голоса, полифонизирующие музыкальную ткань).
Слайд 13Об особенностях оркестровки Рахманинова нельзя в полной мере судить по такому произведению,
Об особенностях оркестровки Рахманинова нельзя в полной мере судить по такому произведению,
По общему своему характеру Второй фортепианный концерт Рахманинова приближается к типу симфонизированной лирической поэмы. Элемент «концертности» в собственном смысле слова, как соревнование солиста с оркестром, в нем почти отсутствует. Только изредка во второй и третьей частях встречаются у фортепиано самостоятельные сольные эпизоды, которые могут быть восприняты как своего рода «виртуозное отступление». Преобладанию мягких, лирических тонов в его музыке отвечает сжатость формы и сдержанность звучания.
Слайд 14Форма и споры вокруг неё
Современников иногда даже смущало это нарушение сложившихся канонов
Форма и споры вокруг неё
Современников иногда даже смущало это нарушение сложившихся канонов
Слайд 15Структура
В структуре Второго фортепианного концерта Рахманиновым найден своеобразный синтез формы классического трехчастного
Структура
В структуре Второго фортепианного концерта Рахманиновым найден своеобразный синтез формы классического трехчастного
Слайд 16Тематические связи между частями достигаются не посредством вариационного преобразования одной темы, главенствующей
Тематические связи между частями достигаются не посредством вариационного преобразования одной темы, главенствующей
Все это служит выражением синтетичности рахманиновского мышления, особенно ярко проявившейся именно в данном произведении, свойственного композитору стремления не столько дифференцировать контрастные образные сферы, сколько сближать их между собой и находить общее в отдельном и различествующем (Можно провести в этом отношении известную параллель между творчеством Рахманинова и русских художников-пейзажистов конца XIX века, стремившихся к подобной же обобщенности письма и подчинению всех деталей основному господствующему тону. Левитан говорил: «Мы еще не вполне владеем умением связывать, обобщать в пейзаже землю, воду и небо; все отдельно, а вместе, в целом это не звучит». Поиски целостного, совокупного «звучания» всех элементов природы вызывались преобладанием лирического начала, чувства и настроения над собственно изобразительными задачами.)
Слайд 17Первая часть концерта, Moderato, отличающаяся наибольшим богатством и разнообразием образного содержания, является основополагающей
Первая часть концерта, Moderato, отличающаяся наибольшим богатством и разнообразием образного содержания, является основополагающей
В основе первой части концерта лежат две темы, обе широко распевные, проникнутые свободой мелодического дыхания, но различные по выразительной окраске. Первая тема носит более суровый, мужественный, динамически устремленный характер, вторая — лирически светлая и мечтательная.
Слайд 18Внимание слушателя сразу приковывает краткое вступительное построение у фортепиано, основанное на мерной
Внимание слушателя сразу приковывает краткое вступительное построение у фортепиано, основанное на мерной
Слайд 19Тема главной партии, которая звучит в оркестре на фоне бурлящих как морской
Тема главной партии, которая звучит в оркестре на фоне бурлящих как морской
Слайд 20Вслед за основным построением главной партии, изложенным в виде законченного шестнадцатитактового периода,
Вслед за основным построением главной партии, изложенным в виде законченного шестнадцатитактового периода,
Слайд 21Связующая партия (un росо piu mosso) основана на легких, воздушных пассажах, в
Связующая партия (un росо piu mosso) основана на легких, воздушных пассажах, в
Это один из тех «сдерживающих окриков» управляющего музыкальным развитием сурового и властного рахманиновского ритма, о которых писал Асафьев. Приведенная фраза ясно и отчетливо «засекает» границу между двумя основными тематическими разделами экспозиции.
Слайд 22Вторая тема, в которой сконцентрированы и обобщены наиболее типические черты светлой, поэтической
Вторая тема, в которой сконцентрированы и обобщены наиболее типические черты светлой, поэтической
Слайд 23Если в главной партии ведущая мелодическая роль принадлежала оркестру, то здесь вначале
Если в главной партии ведущая мелодическая роль принадлежала оркестру, то здесь вначале
По форме побочная партия представляет законченное построение из двух периодов. В первом периоде второе предложение модулирует в g-moll, после чего дано еще десятитактовое дополнение, в котором вычленяется выразительная амфибрахическая интонация из второго такта темы. Построенный на ней ряд хроматических секвенций приводит к лирической кульминации в тональности E-dur (Это краткое отклонение служит предвестником тональности второй части. На протяжении первой части E-dur появляется только однажды.). Второе построение побочной партии, в котором изложение темы динамизировано и более насыщенно по звучанию, устойчиво утверждает ее основную тональную сферу.
Слайд 24Заканчивает экспозицию Рахманинов не обычным в концертах блестящим и бравурным заключением, а
Заканчивает экспозицию Рахманинов не обычным в концертах блестящим и бравурным заключением, а
В конструктивном отношении эта фраза выполняет функцию, аналогичную повелительно звучащему аккордовому построению связующей партии. Она вызывает новую волну встревоженных пассажей у фортепиано, сопровождаемую острыми, отрывистыми аккордами деревянных духовых инструментов со «стучащим» ритмом, напоминающим приведенное построение связующей партии.
Таким образом, Рахманинов очень тонко синтезирует в заключительной партии различные тематические элементы и одновременно подготавливает наступление разработки.
Слайд 25Необычайно сконцентрированная, целеустремленная разработка своей сжатостью и динамизмом ярко контрастирует с широко,
Необычайно сконцентрированная, целеустремленная разработка своей сжатостью и динамизмом ярко контрастирует с широко,
Общая структура разработки обладает исключительной ясностью. Она четко распадается на три раздела, которым предшествует вступительное шестнадцатитактовое построение. Но через всю разработку проходит прямая, как стрела, линия последовательных тематических преобразований и растущего динамического напряжения.
Слайд 26Уже во вступительном построении разработки (Moto precedente — темп заключительной партии, несколько
Уже во вступительном построении разработки (Moto precedente — темп заключительной партии, несколько
Слайд 27В следующем разделе (Piu vivo, Ь=76) у фортепиано развиваются второй и третий
В следующем разделе (Piu vivo, Ь=76) у фортепиано развиваются второй и третий
Слайд 28Короткая восьмитактовая связка приводит к чрезвычайно ярко динамизированной репризе главной партии (Maestoso.
Короткая восьмитактовая связка приводит к чрезвычайно ярко динамизированной репризе главной партии (Maestoso.
После достигнутой кульминации следует столь же длительная линия непрерывного, постепенного затухания. Границы между тематическими разделами репризы стушевываются и становятся слабо ощутимыми. Второе построение главной партии (в котором на этот раз ведущая роль принадлежит фортепиано) непосредственно «втекает» в побочную партию, значительно изменяющую свой облик. Тема ее мягко и приглушенно звучит у валторны solo в ритмическом увеличении на фоне чуть слышного тремоло струнных. Трепетная лирическая мелодия как бы застывает в неподвижности, лишаясь порыва и воодушевления.
Слайд 29Побочная партия значительно сокращена по сравнению с экспозицией и исчерпывается однократным проведением
Побочная партия значительно сокращена по сравнению с экспозицией и исчерпывается однократным проведением
Слайд 30Вторая часть концерта — Adagio sostenuto — является одним из совершеннейших образов светлой,
Вторая часть концерта — Adagio sostenuto — является одним из совершеннейших образов светлой,
Слайд 31Многократное опевание терцового звука лада, к которому настойчиво и неизменно возвращается мелодия,
Многократное опевание терцового звука лада, к которому настойчиво и неизменно возвращается мелодия,
Слайд 32Сдерживаемое сильное чувство открыто вырывается на простор в среднем разделе — Un
Сдерживаемое сильное чувство открыто вырывается на простор в среднем разделе — Un
За указанными двумя разделами средней части следует еще одна короткая, но стремительная волна нарастания, приводящая к центральной, наивысшей кульминации всего Adagio в виде широкого, светлого и блестящего по звучанию арпеджированного пассажа протяженностью в шесть октав, основанного на трезвучии Cis-dur. В. А. Цуккерман дает образное определение этой кульминации, называя ее «„пиком"... двуглавой вершины» (Автор подчеркивает значение того момента, что эта кульминация приходится на точку золотого сечения.). В восприятии слушателя она невольно сопоставляется с «тихой кульминацией» из коды первой части, построенной на аналогичном же широко разливающемся трезвучном пассаже. Таким образом, перекидывается еще одна арка между частями. Но если там этот пассаж возникал в результате «исчерпания» лирического чувства, как некое «растворение в тишине», то здесь это момент наивысшего эмоционального подъема, бурного прорыва восторженной, ликующей эмоции.
Слайд 33Далее следует довольно развернутое по размеру построение типа виртуозной каденции, которое, однако,
Далее следует довольно развернутое по размеру построение типа виртуозной каденции, которое, однако,
Реприза короче экспозиции (вместо двух проведений темы дано только одно), но это компенсируется заключительным построением, проникнутым таким же светлым, спокойным настроением. Ровно, неторопливо покачивающиеся аккорды на фоне волнообразных арпеджированных пассажей представляют собой замечательный образец рахманиновской «поющей» гармонии. Как выразительный прощальный вздох звучит завершающая эту часть краткая реплика фортепиано после того, как оркестр умолкает.
Слайд 34В финале — Allegro scherzando — образно-тематические контрасты выявлены с гораздо большей резкостью и
В финале — Allegro scherzando — образно-тематические контрасты выявлены с гораздо большей резкостью и
Слайд 35Характерна изменчивость и неуловимость ее облика. Четко ритмованная начальная фраза растворяется далее
Характерна изменчивость и неуловимость ее облика. Четко ритмованная начальная фраза растворяется далее
Тема побочной партии, первоначально излагаемая в оркестре, содержит явственные интонационные «переклички» с аналогичной по своему местоположению темой из первой части концерта. Но она более собранна, сжата по построению, в сопровождающих ее синкопированных аккордах валторн (Этот синкопированный ритм подготавливается уже в главной партии (такты 5—6 темы).) можно, как и в главной партии, усмотреть элементы своеобразно преломленной маршевой ритмики:
Слайд 37Помимо отдельных кратких оборотов, общих с побочной партией первой части, здесь полностью
Помимо отдельных кратких оборотов, общих с побочной партией первой части, здесь полностью
При повторном изложении темы у фортепиано она полнее «раскрывается» мелодически и звучит с большей выразительной напряженностью благодаря значительному ее расширению (на 12 тактов), достигаемому посредством секвенционного развития отмеченного кульминационного оборота.
Небольшая заключительная партия (Meno mosso, цифра 32) носит типичный для Рахманинова «затухающий» характер. Тема главной партии здесь «расщепляется» на два одновременно звучащих плана: легко звенящие, словно доносящиеся издалека аккорды в оркестре (деревянные духовые, валторны и струнные pizzicato с тарелками) и мягко вьющаяся, спокойная триольная фигурация у фортепиано. Разработка основана целиком на материале первой темы, достигающей здесь грозно-величественного звучания. После первой драматической кульминации (Presto) идет еще одна волна нарастания. Она начинается стремительным фугато и на вершине своего развития непосредственно сливается с началом репризы.
Слайд 38Конечный идейный вывод переносится на коду, которая приобретает значение обобщающего, синтезирующего эпилога
Конечный идейный вывод переносится на коду, которая приобретает значение обобщающего, синтезирующего эпилога
Второй концерт стал одним из самых общеизвестных, популярных и исполняемых произведений для фортепиано с оркестром, его заслуженно можно назвать шедевром фортепианной музыки. Он входил и входит в репертуар практически всех ведущих пианистов мира. Его исполняли и записывали сам Рахманинов (дважды, в 1919 и 1929 годах), Владимир Горовиц, Святослав Рихтер, Артур Рубинштейн, Роза Тамаркина, Байрон Дженис, Владимир Ашкенази, Лев Оборин, Николай Петров, Ван Клиберн, Евгений Кисин, Денис Мацуев, Николай Луганский, Борис Березовский.