Слайд 2Актуальность:
эффектные возможности характерные альту были раскрыты Г. Берлиозом в симфонии «Гарольд
в Италии»;
произведение спроецировало все последующее развитие альта;
толчок к развитию новых качеств инструмента и техники игры.
Слайд 3Цель:
изучение и рассмотрение феномена солирующего альта на примере наиболее известные соло в
симфонический музыке, а именно «Гарольд в Италии» Гектора Берлиоза.
Задачи:
обзор творческого наследия Г. Берлиоза в контексте развития романтической музыки;
характеристика основных черт авторского стиля и особенностей оркестрового письма;
определение значимости симфонии «Гарольд в Италии» в творчестве композитора;
анализ ценности альтового тембра;
исполнительский анализ формообразования и музыкально-выразительных средств в симфонии.
Слайд 4Объектом исследования является творчество Гектора Берлиоза,
предметом исследования стало одно из ярчайших
его сочинений – симфония «Гарольд в Италии».
Музыкальным материалом для исполнительского анализа послужила партитура избранного сочинения.
Слайд 5Структура работы.
Введение……………………………………………………………………………………….…….3
1. Исторический обзор……………………………………………………………………......4
1.1. Романтизм……………………………………………………………………………....…6
1.2. Альт в симфонических произведениях XIX века………………………8
1.3. Творческий
путь Г. Берлиоза………………………………………………..….13
1.4. Симфония «Гарольд в Италии» в истории жанра………………..…..18
2. «Гарольд в Италии»…………………………………………………………………..……21
2.1. Замысел написания и первое исполнение «Гарольда»……….…..21
2.2. Программа……………………………………………………………………………….24
2.3. Тембр и лейтмотив солирующего альта………………………………….26
2.4. Исполнительский анализ нотной литературы……………….………28
Заключение…………………………………………………………………………………….....34
Список использованной литературы…………………………………….………….35
Слайд 6В первой главе «Исторический обзор»:
раскрываются особенности романтического стиля;
представлены основные особенности партии альта
в симфонических произведениях XIX века;
центральные моменты жизни и творчества композитора Гектора Берлиоза;
ключевые принципы написания симфонии в истории жанра.
Слайд 7Вторая глава «Гарольд в Италии»:
посвящена рассмотрению истории создания произведения;
его программе;
выявлению особенностей тембрового
решения и лейтмотиву солирующего альта;
исполнительскому анализу нотной литературы и музыкально-выразительных приемов.
Слайд 8Уильям Тёрнер «Паломничество Чайлда Гарольда» Италия, 1832 год
1 часть «Гарольд в горах.
Сцены меланхолии, счастья и радости» состоит из двух больших разделов: Adagio (g-moll) и Allegro (G-dur) – контраст чувств.
Слайд 9Лейтмотив солирующего альта в сопровождении арпеджио арфы
Слайд 10Ян ван Эйк «Шествие пилигримов» (фрагмент)1432
2 часть «Шествие пилигримов, поющих вечернюю молитву»
«Il
faut observer un crescendo extrèmement ménaqé depuis 20 jusqu'à 26 où le forte doit se faire sentir complètement pour la primière fois et, observant la progression inverse, aller en diminuant graduellement depuis 26 jusqu'à la fin,de manière cependant à atteindre le pianissimo général dès 31»
Слайд 113 часть «Серенада горца в Абруццо к своей возлюбленной
Мартин Гвилт Джолли «Серенада
над неаполитанским заливом»
Слайд 12Вступление. Наигрыш сельского танца.
Слайд 134 часть «Оргия разбойников. Воспоминания о предыдущих сценах».