Фредерик Шопен. Соната b-moll. Оп. 35.(1837 – 1839)

Содержание

Слайд 2


Фридерик Шопен – польский композитор и пианист. Один из ведущих представителей музыкального

Фридерик Шопен – польский композитор и пианист. Один из ведущих представителей музыкального
романтизма, основоположник польской национальной композиторской школы. Оказал значительное влияние на мировую музыку.

Слайд 3

Самым любимым инструментом Шопена ещё с детства было фортепиано.

Первые концерты композитора

Самым любимым инструментом Шопена ещё с детства было фортепиано. Первые концерты композитора
в детстве

Именно ему он доверял все свои сокровенные мысли и переживания. Поэтому в его творческой биографии нет ни симфоний, ни опер, а центральное место занимает именно фортепианное творчество.

«Шопен – это душа фортепиано» - С. Рихтер.

Слайд 4


Главная тема фортепианного творчества Шопена – романтическая лирика, человеческие чувства и эмоции.

Главная тема фортепианного творчества Шопена – романтическая лирика, человеческие чувства и эмоции.
Всё это «богатство» воплотилось в небольших миниатюрных жанрах: прелюдиях, ноктюрнах, мазурках, вальсах и даже в этюдах.

Важное место в творчестве композитора занимал жанр сонаты.

Слайд 5

В художественном наследии Шопена – 3 фортепианные сонаты, созданные им в разные

В художественном наследии Шопена – 3 фортепианные сонаты, созданные им в разные
периоды творчества.

Первая соната(c- moll) написана в 18-летнем возрасте.

Следующая, b-moll-ная, созданная приблизительно через 10 лет после первой, стала одним из самых глубоких, самобытных сочинений композитора.

Лирическая третья соната (h-moll), подобно второй, принадлежит к высшим творческим достижениям Шопена.

Слайд 6

Соната b-moll

Больше всего меня впечатлила соната b-moll, написанная Ф. Шопеном в 1840

Соната b-moll Больше всего меня впечатлила соната b-moll, написанная Ф. Шопеном в
году. Основная идея сочинения посвящена теме Родины. Трагедия Польши стала сильнейшим личным потрясением для композитора, которое воплотилось в драматической и трагической музыке.

Центром сонаты является III часть. Именно из образа «Похоронного марша» выросла идея сонаты. Марш Шопен сочинил в один из самых безнадежных периодов своей жизни, когда окончательно осознал, что вернуться на родину ему не суждено.

Слайд 7

Соната b-moll

Соната написана в классическом четырёхчастном цикле. В каждой части произведения раскрывается

Соната b-moll Соната написана в классическом четырёхчастном цикле. В каждой части произведения
по-разному общая идея.

Первая часть – это личная драма композитора.

Вторая часть рисует картину грозного наступления.

Третья — «Похоронный марш».

Финал – трагическая кульминация, «потусторонний» образ смерти, будто «ветер проносится над павшими героями» А. Рубинштейн.

Слайд 8

1 часть, Grave - Doppio movimento (b-moll)

Начинается с краткого вступления –эпиграфа.

1 часть, Grave - Doppio movimento (b-moll) Начинается с краткого вступления –эпиграфа.
Здесь возникает образ мрачного раздумья. Тема вступления строится на двух интонациях – ум.7 – как вопрос о смысле жизни, и нисходящей м.2, звучащей как вздох, сожаление.

Слайд 9

1 часть, Grave - Doppio movimento (b-moll)

Главная тема (Doppio movimento) пронизана

1 часть, Grave - Doppio movimento (b-moll) Главная тема (Doppio movimento) пронизана
беспокойным смятением. Она строится на непрерывных мелодических взлетах и падениях. Это цепь коротких, отрывистых, интонаций на пульсирующем фоне сопровождения. Многочисленные короткие паузы создают сходство с частым, прерывистым дыханием.

Слайд 10

1 часть, Grave - Doppio movimento (b-moll)

Быстрый переход к побочной партии

1 часть, Grave - Doppio movimento (b-moll) Быстрый переход к побочной партии
(без связующей темы) подчеркивает остроту конфликта. В её основе возвышенный хорал – жанр-символ, олицетворяющий отрешение от земных волнений. Это образ прекрасной, но недостижимой мечты в Des-dur.
По мере продвижения к кульминации музыка приобретает порывисто-страстный характер.

Слайд 11

1 часть, Grave - Doppio movimento (b-moll)

Заключительная партия возвращает круг вопросов, поставленных

1 часть, Grave - Doppio movimento (b-moll) Заключительная партия возвращает круг вопросов,
во вступлении и главной партии. Это самостоятельный образ, насыщенный мужественной энергией.

Слайд 12

1 часть, Grave-Doppio movimento (b-moll)

После заключительной партии наступает драматическая разработка. Она начинается

1 часть, Grave-Doppio movimento (b-moll) После заключительной партии наступает драматическая разработка. Она
в далеком fis-moll. Глухо (sotto voce) и мрачно, в низком регистре звучат прерывистые интонации главной партии. Им отвечает первый мотив вступления. Интонации главной партии переместились в верхний «крикливый» регистр и стали похожи на стоны и восклицания.

Слайд 13


1 часть, Grave - Doppio movimento (b-moll)

После интенсивного развития главной

1 часть, Grave - Doppio movimento (b-moll) После интенсивного развития главной партии
партии в разработке Шопен уже не возвращается к ней в репризе. Реприза начинается сразу с побочной партии в B-dur (такая реприза называется неполной).

Слайд 14


1 часть, Grave - Doppio movimento (b-moll)

Главная тема напоминает о

1 часть, Grave - Doppio movimento (b-moll) Главная тема напоминает о себе
себе лишь в краткой коде, которая по мрачно-тревожному колориту близка к разработке. Кода, несмотря на мажор, не вносит успокоения, а заставляет ждать дальнейших событий.

Слайд 15

2 часть, Скерцо (es-moll)

Скерцо – это рассказ о жизненной трагедии. Мятежный порыв,

2 часть, Скерцо (es-moll) Скерцо – это рассказ о жизненной трагедии. Мятежный
протест, драматическая конфликтность господствуют в крайних разделах сложной 3-хчастной формы.

Слайд 16

2 часть, скерцо (es-moll)

Трио (Ges-dur) – одна из самых выразительных шопеновских мелодий.

2 часть, скерцо (es-moll) Трио (Ges-dur) – одна из самых выразительных шопеновских
В ее ритмике есть некоторое сходство с колыбельной. Вся музыка трио оставляет впечатление светлого воспоминания или мечты о счастье.

Слайд 17

3 часть, «Траурный марш» (b-moll)

Величаво-размеренное движение, строгий ритм шага, суровая мелодия –

3 часть, «Траурный марш» (b-moll) Величаво-размеренное движение, строгий ритм шага, суровая мелодия
так развертывается картина траурного шествия.

«Это шествие целого народа, убитого горем, при трагическом перезвоне колоколов...». В. Стасов.

Слайд 18

3 часть, «Траурный марш» (b-moll)

3 часть, «Траурный марш» (b-moll)

Слайд 19

Финал (b-moll)

Самая необычная часть сонаты – финал. Он проносится вихрем в

Финал (b-moll) Самая необычная часть сонаты – финал. Он проносится вихрем в
быстром темпе в унисонном изложении , совершенно лишенный контрастов. Здесь раскрывается один образ, в котором ощущается нечто нереальное и холодное.

«Соната заканчивается так же, как и началась, – загадочная, подобно сфинксу с насмешливой улыбкой».

Слайд 20

Соната Ф. Шопена b-moll произвела на меня сильное впечатление, когда мы изучали

Соната Ф. Шопена b-moll произвела на меня сильное впечатление, когда мы изучали
её на уроке музыкальной литературы. Я поняла, что она близка мне по внутреннему состоянию.

Слайд 21

Больше всего мне нравится слушать сонату Ф. Шопена в исполнении С.В. Рахманинова.

Больше всего мне нравится слушать сонату Ф. Шопена в исполнении С.В. Рахманинова.
Имя файла: Фредерик-Шопен.-Соната-b-moll.-Оп.-35.(1837-–-1839).pptx
Количество просмотров: 52
Количество скачиваний: 0