Хлебников Велимир Владимирович

Содержание

Слайд 2

МИФОТВОРЧЕСТВО В. ХЛЕБНИКОВА

Два понимания мифологических мотивов в произведении: 1- авторство не играет решающей

МИФОТВОРЧЕСТВО В. ХЛЕБНИКОВА Два понимания мифологических мотивов в произведении: 1- авторство не
роли (только функции мифов) 2 - отдельная мифологема – создание автора Хлебников
“Мировое” измерение “Человеческое” измерение
музыки музыки - “запредельность” - “простота”
одно измерение у него соотносится с другим, как части некоего пространства или фазы единого пути («И вот зеленое ущелие Зоргама...»)

Слайд 3

ОБРАЗЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Актуализация идеи аполлоновой лиры (нач XXв) «понимание звуковой красоты особым звукорядом

ОБРАЗЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Актуализация идеи аполлоновой лиры (нач XXв) «понимание звуковой красоты
соединяет колебания струн. Все же богом каждого звукоряда было число. Гамма будетлян особым звукорядом соединяет и великие колебания человечества, вызывающие войны, и удары отдельного человеческого сердца. Если понимать все человечество как струну, то более настойчивое изучение дает время в 317 лет между двумя ударами струны. Вообразите парня с острым и беспокойным взглядом, в руках у него что-то вроде балалайки со струнами. Он играет. Звучание одной струны вызывает сдвиги человечества через 317. Звучание другой — шаги и удары сердца, третья — главная ось звукового мира. Перед вами будетлянин со своей „балалайкой“. На ней прикованный к струнам трепещет призрак человечества. А будетлянин играет, и ему кажется, что вражду стран можно заменить ворожбой струн»
мировая гамма или мировой лад — «Ладомир»

Слайд 4

МИФЫ О МУЗЫКАНТАХ
«Нижний мир» - возникновение небольших сюжетов (в основе - язык

МИФЫ О МУЗЫКАНТАХ «Нижний мир» - возникновение небольших сюжетов (в основе -
рецензий, факты музыкальной истории и культуры) «Вечер, он черный...»: Майневайнен, вновь облей, Хмелем моря камней слизни, Громче Плевицкой пригоршню рублей В пену прекрасную брызни! «Майневайнен» – Вяйнямейнене (предание) «пригоршня рублей» – жемчуг слез «слизни» - само слово «слезы» - или в сочетании meine+weinen (мой плач), проступившем в измененном имени Вяйнямейнена

Слайд 5

“Я” СКРЯБИНА ”Я” ХЛЕБНИКОВА

“божество”
тождество Я – МИР
миф – бунт
стихия–стремление вверх
«Именно мы

“Я” СКРЯБИНА ”Я” ХЛЕБНИКОВА “божество” тождество Я – МИР миф – бунт
не должны забывать про нравственный долг человека перед гражданами, населяющими его тело. Эту сложную звезду из костей. Снять одежды — понежиться на морском песке, снова вернуть день искусственной ночи своего государства; перестроить струны государства, большого ящика звенящих проволок, по звукам солнечного лада» (ПОЭТ-МИР-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ)

“божество” («Еще раз, еще раз, Я для вас звезда»)
тождество Я – МИР ( поэт осознает себя как «государство», каждая клетка которого — города, полные жителей )
братское отношение к людям, природе и божественному в ней («Моряк и поец»)
миф о Прометее – жертва, принесенная ради людей
небесная стихия – взгляд сверху вниз («И кто-то тайну мира слышит, Из мира слов на небо вышед, С ночного неба землю видит» )

Слайд 6

«ИНСТРУМЕНТОВКА» МИРОВОГО ПРОСТРАНСТВА.

- Пространство дома, местности озвучено - Каждый музыкальный звук

«ИНСТРУМЕНТОВКА» МИРОВОГО ПРОСТРАНСТВА. - Пространство дома, местности озвучено - Каждый музыкальный звук
- определенный топос
Вертикальное измерение мирового пространства – лестница (восхождение муз-ого звука);
Расстояние между небом и землей – музыкальные звуки (звучание струн, натянутые от небес к земле)
Пространственность, материальность звука в стих-ии «И вот зеленое ущелие Зоргама...». Звук — целый мир, населенный «звуколюдьми»; все элементы мира — тоже звуки: Мы идем в населенные людьми звуки. Город из бревен звука, Город из камней звука…

Слайд 7

“МИРОВАЯ ПАРТИТУРА”

- каждый источник музыкального звучания (инструмент) располагается на своей «строчке»

“МИРОВАЯ ПАРТИТУРА” - каждый источник музыкального звучания (инструмент) располагается на своей «строчке»
пространства
музыкальное звучание - «маркировка» пространства
“Песнь Мирязя” - звучащий мир – вечно юный,становящийся;
- это воплощение мифа о музыкальной игре как устроительном и гармонизующем начале;
- очерчиваются ярусы мирового пространства (соответствие определенного музыкального инструмента):
НЕБО верхние струны, труба
ЗЕМЛЯ дудочка-свирель-мирель-засвирель; удары, топот
ВОДА гусли, нижние струны

Слайд 8

ОППОЗИЦИЯ ЖИВОЕ/МЕРТВОЕ
связь музыкальных инструментов с животным и растительным миром;
мотив превращения живого существа

ОППОЗИЦИЯ ЖИВОЕ/МЕРТВОЕ связь музыкальных инструментов с животным и растительным миром; мотив превращения
в музыкальный инструмент: «Больше свиста свирелей из берцовых костей человека»
мотивы изготовления-превращения животных останков (в повести «Ка» говорится о лютне из черепа слоненка и струнном инструменте из бивня)
Мотив двойного бытия (природа и культура)

Слайд 9

“ СЛОВАРЬ ОБОЗНАЧЕНИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ИГРЫ”

«изобретение» специальных инструментов для каждого из звуков «Инструменты

“ СЛОВАРЬ ОБОЗНАЧЕНИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ИГРЫ” «изобретение» специальных инструментов для каждого из звуков
игры» (1906–1908 гг.) Зналь Стучаль Лепетня Урчаль Бежаль Звенель Дышаль Ворчаль Леталь Сопель Свиристель Реунница Цветаль Скрипель Верещаль Скрипельница Писаль Визжаль Пищаль Трескунки Звучаль Свирель Распевня Свистунки Скучаль Выль Стональ**(арфа) Свиристок Свисталь Гудель* Любиль (лира) Свиязка Грохотня Бряцаль Ревель Верещага Свиcтельница *или: Гремель ** или: Стеналь «Инструментов игры» столько, сколько глаголов звучания, сколько названий птиц и зверей, издающих звуки!

Слайд 10

«Музыкальность весьма часто сказывается в „странной“ форме литературных произведений, над которыми билось

«Музыкальность весьма часто сказывается в „странной“ форме литературных произведений, над которыми билось
не одно поколение литературоведов, и в ней заметный след тенденции „компоновать“ материал по закону более высокому, чем закон самого материала, — „лирически“ преображать материал». А.В. Михайлов

Слайд 12

Цари, цари дрожали, Цари, цари дрожат! На о, На обух Господ, На о, На обух Господ,
На о, На обух Царей, Царя, Царя,

Цари, цари дрожали, Цари, цари дрожат! На о, На обух Господ, На
Народ, Наро, Народ, Кузнец, Моло, Молотобоец.

Слайд 14

Что? Уже начинается? (Смотрит на часы) Да, уже пора! <…> Да, уже

Что? Уже начинается? (Смотрит на часы) Да, уже пора! Да, уже начинается!..
начинается!.. (2-я гл.) Началось! Оно! (4-я гл.)