Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена Пер Гюнт

Слайд 2

Имя Грига стало символом норвежской музыки. Самое значительное произведение Грига - музыка

Имя Грига стало символом норвежской музыки. Самое значительное произведение Грига - музыка
к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт.» Ей сопутствовал огромный успех..
В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья. Герой пьесы Пер Гюнт - крестьянский парень из норвежской деревушки. Жители одной из норвежских деревень рассказывали автору пьесы о том, что в их краях действительно жил человек, мечтавший о путешествиях в дальние страны. И однажды он отправился искать счастья...

Слайд 3

Пер - фантазёр и мечтатель. Он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях.

Пер - фантазёр и мечтатель. Он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях.
Два человека дороги Перу: мать Озе и девушка Сольвейг, «такая светлая», что взглядом может «светлый праздник вызвать в чьей-нибудь душе». Даже имя ее - Сольвейг - в переводе с норвежского означает «солнечный путь». Любовь к матери и к Сольвейг, дар сказочника и фантазёра - лучшее, что есть в душе Пера. Но он так безмерно эгоистичен, так стремится к богатству, что бессердечие и алчность берут в нем верх над добротой и бескорыстием. 3а тяжкие проступки односельчане изгоняют Пера из родных мест. От горя умирает мать. Покинутая им Сольвейг остаётся одна. Долгих сорок лет будет ждать она Пера в далёкой лесной избушке...

Слайд 4

В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты -

В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты -
сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через сорок лет усталый, измученный Пер возвращается на родину. Он стар и одинок. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту... Но есть лишь одно спасение – любовь Сольвейг, которую он вновь обретает в её избушке - последнем своём пристанище.

Слайд 5

Этой пьесой-пейзажем начинается первая сюита. В спектакле она звучала как воспоминание Пера

Этой пьесой-пейзажем начинается первая сюита. В спектакле она звучала как воспоминание Пера
о родине.
Мелодия, напоминающая незатейливый пастуший наигрыш, спокойна и светла, передаёт не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве,  журчание прозрачного родника.

«Утро»

Слайд 6

« В пещере горного короля »

Пер Гюнт попадает в царство троллей -

« В пещере горного короля » Пер Гюнт попадает в царство троллей
фантастических злых существ. В тронном зале собираются придворные горного короля – тролли, кобольды, гномы, чтобы праздновать свадьбу своей принцессы с Пером. Пер не подозревает об опасности и чуть не погибает в мрачной пещере, окружённый «духами тьмы».
Музыка Грига образно и ярко рисует фантастическое шествие.

Слайд 7

Разбогатевший Пер мечтает о власти и славе. Путешествуя по жаркой Аравийской пустыне,

Разбогатевший Пер мечтает о власти и славе. Путешествуя по жаркой Аравийской пустыне,
Пер Гюнт попадает к вождю племени бедуинов. Дочь вождя Анитра - пытается очаровать Пера своей красотой.
Выпросив у Пера деньги и драгоценности, Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и скачет галопом обратно в пустыню, оставив Пера одного.

« Танец Анитры »

Слайд 8

«Песня Сольвейг»

..Сольвейг ждала Пера долгих сорок лет! И он вернулся к

«Песня Сольвейг» ..Сольвейг ждала Пера долгих сорок лет! И он вернулся к
ней...
песня стала символом любви и верности. Она обрамлена коротким вступлением и заключением - печальной напевной мелодией в народном духе. В песне два куплета. Каждый куплет состоит из двух контрастных частей - запева и припева.
Мелодия запева повествовательна и спокойна. В музыке выражены и щемящая грусть, и покорность судьбе, и просветлённость чувства, а главное - вера.