Порги и Бесс Дж. Гершвин

Содержание

Слайд 2

Спустя почти сто лет после написания М.И. Глинкой первой русской оперы «Иван

Спустя почти сто лет после написания М.И. Глинкой первой русской оперы «Иван
Сусанин», американский композитор Джордж Гершвин написал первую национальную американскую оперу «Порги и Бесс»

Слайд 3

- Композитор сделал героями своей оперы жителей маленького афроамериканского поселка. Он несколько

- Композитор сделал героями своей оперы жителей маленького афроамериканского поселка. Он несколько
месяцев провел среди беднейшего населения, живя сними одной жизнью, изучая их быт, нравы, художественное творчество.
- По замыслу композитора все роли в этой опере должны были играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты.
- Опера написана по пьесе Дюбоса и Дороти Хейуард «Порги». Гершвина в этой пьесе привлекала идея противопоставления простых обитателей бедняцкого поселка миру богатых людей.

Слайд 4

Главным принципом сценической драматургии является контраст.
Опера начинается коротким, ярким оркестровым вступлением, полный

Главным принципом сценической драматургии является контраст. Опера начинается коротким, ярким оркестровым вступлением,
синкопирующих, острых ритмов. Вслед за ним звучит фрагмент, исполняемый на фортепиано, напоминающий блюз.
Два центральных образа олицетворяет собой две стороны драматического конфликта. Это Порги - бедный калека, Спортинг Лайф – торговец наркотиками, аморальная личность.
Они борются за любовь простой женщины – Бесс, в которую оба влюблены.
В финале оперы она все-таки уезжает со Спортинг Лайфом, в поисках «шикарной» жизни.
Порги в финале оперы поет песню о том, что он собирается пересечь континент в поисках своей любви.

Слайд 5

Большую роль в опере играет хор, который эмоционально сопереживает событиям – страдает,

Большую роль в опере играет хор, который эмоционально сопереживает событиям – страдает,
радуется, плачет и тоскует. Хоры звучат в важные моменты оперы – на пикнике, в картине бури, в финале. Хоровые реплики вплетаются в сольные номера – в колыбельную Клары, в куплеты Спортинг Лайфа.
Хор подхватывает основной мотив вступления и из него словно вырастает Колыбельная Клары («Summertime» – летнее время) – ВИДЕО.

Слайд 6

Образы героев в каждом действии раскрываются с разных сторон. Гершвин не делит

Образы героев в каждом действии раскрываются с разных сторон. Гершвин не делит
персонаж на положительные и отрицательные. Их характеры как часто бывает в жизни складываются из разных черт., раскрываются в различных по стилистике вокальных номерах.
В песни Порги «Богатство бедняка» - ВИДЕО, слышны типично блюзовые интонации. В состав оркестра Гершвин впервые ввел банджо – инструмент, используемый для аккомпанемента блюза, инструмент белых ковбоев.

Слайд 7

В то же время дуэт Порги и Бесс «Ты моя жена выдержан

В то же время дуэт Порги и Бесс «Ты моя жена выдержан
в классических интонациях. Музыка раскрывает всю глубину чувств главных героев.

Яркой сценой является хор «Я не могу сидеть». Оживленный темп и танцевальные ритмы, ансамблевые вставки (голоса Порги, Бесс) рисуют картину народного веселья.

Слайд 8

Следующей звучит песенка Спортинг Лайфа - ВИДЕО. Он циник и негодяй, обладающей

Следующей звучит песенка Спортинг Лайфа - ВИДЕО. Он циник и негодяй, обладающей
щегольской внешностью. Его песенка игрива и незамысловата.

Вторая песня Спортинг Лайфа «Пароход отправляется в Нью-Йорк» не оставляет равнодушным зрителей.
Она насыщена обольстительными интонациями, спокойными ритмами. Герой явно любуется собой, подчеркивая свое превосходство над другими. В этом также заключается контрастная драматургия оперы.