Музыкальное пространство в музыке барокко

Содержание

Слайд 2

На прошлом уроке вы слушали диалог голосов. Звучали две и более мелодий

На прошлом уроке вы слушали диалог голосов. Звучали две и более мелодий
одновременно.
Сегодня мы поговорим об одной мелодии и о пространстве, которое её окружает.
Как звучит слово «многоголосие»?
Почти во всех пьесах, прослушанных ранее, вы замечали одну ведущую мелодию, а всё, что её окружало, всё музыкальное пространство, было фоном, средой, в которой жила эта мелодия.

Слайд 3

Слушаем: Э. Григ. «Весной»

Послушаем пьесу Э. Грига «Весной» и попробуем определить,

Слушаем: Э. Григ. «Весной» Послушаем пьесу Э. Грига «Весной» и попробуем определить,
сколько там звучит голосов.
Характер этой пьесы. Где, по вашему мнению, звучит мелодия: в верхнем или нижнем голосе?
Мелодия помещена в нижнем голосе так, что всё музыкальное пространство будто оторвалось от земли и парит в звенящем, прозрачном воздухе.
Мелодия одна.

Слайд 4

Существует ещё один вид многоголосия - Гомофония - вид многоголосия, в котором

Существует ещё один вид многоголосия - Гомофония - вид многоголосия, в котором
голоса подразделены на главный и сопровождающий
Если в полифонии голоса между собой равны и дружны, то в гомофонии главным является только один голос.

Слайд 5

Что вы знаете о горизонте?

Что там за горизонтом? Наша мечта, наверное. Мечта

Что вы знаете о горизонте? Что там за горизонтом? Наша мечта, наверное.
зовёт, манит вдаль. А там полоска леса, облака, туманности... И всё это живёт, движется - жизнь земли и жизнь неба, разделённые линией горизонта.
Линия мелодии... Какие дали, какую глубину открывают они? Здесь тоже всё живёт, меняется. Здесь тоже есть облака и туманности. Необъятное пространство, только музыкальное. В нём есть «верх», «низ», есть «далеко» и «близко».

Слайд 6

Послушайте «Времена года» А. Вивальди.

Один из четырёх концертов - четырёх времён

Послушайте «Времена года» А. Вивальди. Один из четырёх концертов - четырёх времён
года - так и называется «Весна».
Играет весь оркестр - тутти, форте. И кажется, «картина весны» приблизилась к нам, мы в самой гуще событий. Но тут же этот напев повторяется piano - всё отдалилось, как эхо, как далёкий горизонт.
А вот осталось только две скрипки. Как тонок узор их напевов. Мы видим уже не всю картину целиком, а одну её деталь. Она привлекает наше внимание своей затейливостью, тонкостью чувств. А дальше игра продолжается: то близко, то далеко, то целая картина, то её часть. «Горизонт уходит, я за ним». Но вдруг изменилось освещение: только что было ослепительное солнце, а тут набежало облако, краски потемнели, минорная окраска изменила характер мелодии.

Слайд 7

Послушайте «Утро» Э. Грига.

Это сама тишина. Это разгорающийся новый день встаёт

Послушайте «Утро» Э. Грига. Это сама тишина. Это разгорающийся новый день встаёт
из тишины. Попробуйте сами уловить все тонкие оттенки музыкальной картины, аромат и дыхание звуков, прислушайтесь, какие чувства вызывает в вас музыка Грига.

Слайд 8

Запомните:

Тутти (tutti) - все вместе
Сoлo(solo') - один
Жанр концерта - это

Запомните: Тутти (tutti) - все вместе Сoлo(solo') - один Жанр концерта -
соревнование между солирующим инструментом и оркестром

Слайд 9

Задание

Запишите в тетради:
Тутти- …
Соло - …
Концерт- …
Гомофония - …

Задание Запишите в тетради: Тутти- … Соло - … Концерт- … Гомофония - …
Имя файла: Музыкальное-пространство-в-музыке-барокко.pptx
Количество просмотров: 79
Количество скачиваний: 0