Оперная мозаика

Содержание

Слайд 2

Опера – самый богатый и сложный жанр музыки. Слово «ореrа» в переводе

Опера – самый богатый и сложный жанр музыки. Слово «ореrа» в переводе
с итальянского буквально означает «труд, сочинение».
В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы (хореография), живопись, декорации и костюмы.
Опера возникла в Италии на рубеже XVI – XVII веков.

«Что может сравниться с удовольствием быть в опере?
Только удовольствие быть с друзьями...»
Арамис из романа А.Дюма «Три мущкетера»

«...Пора нам в оперу скорей!..»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Слайд 3

Виды искусств, которые присутствуют в опере:

Музыка,
хореография,
изобразительное искусство
литература

Виды искусств, которые присутствуют в опере: Музыка, хореография, изобразительное искусство литература

Слайд 4

Либретто (итал . Libretto) – «книжечка».
Это полный текст музыкально-сценического сочинения, т.е. оперы,

Либретто (итал . Libretto) – «книжечка». Это полный текст музыкально-сценического сочинения, т.е.
оперетты.
Либретист – тот, кто сочиняет этот текст в стихах или прозе.
Основой оперного либретто может быть литературное или драматическое произведение ,
историческое событие или народная легенда (первоисточник)

Слайд 5

Увертюра (от фр. Ouverture ) – начало , открытие .
Почти каждая

Увертюра (от фр. Ouverture ) – начало , открытие . Почти каждая
опера начинается с увертюры - симфонического вступления, которое знакомит слушателя
в общих чертах с содержанием будущего действия.

Место оркестра – оркестровая яма.

Слайд 6

Кто управляет оркестром?

Кто управляет оркестром?

Слайд 7

Оперные номера:
Ария – вокальное произведение для одного голоса.
Дуэт, трио – вокальное произведение для двух,

Оперные номера: Ария – вокальное произведение для одного голоса. Дуэт, трио –
трех голосов.
Хор – совместное звучание многих голосов.
Речитатив – вокальная музыкальная форма, вид певучего разговора.

Слайд 8

Ария (с итал. – «воздух») –сольный эпизод в опере,
основная музыкальная характеристика главного

Ария (с итал. – «воздух») –сольный эпизод в опере, основная музыкальная характеристика
героя оперы,
его музыкальный «портрет».
Часто арии предшествует речитатив – род певучего разговора, декламации под музыку.
Когда герой поет свою арию, действие останавливается. Все слушают арию.

Ария Ивана Сусанина

Ария Бориса Годунова

Ария Снегурочки

Слайд 9

Массовые сцены в опере

М.И. Глинка «Иван Сусанин»

Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка»

П.И.

Массовые сцены в опере М.И. Глинка «Иван Сусанин» Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка» П.И.
Чайковский «Евгений Онегин»

А.П. Бородин «Князь Игорь»

Слайд 10

Оперные

ансамбли

В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро»

М.И.Глинка «Иван Сусанин»

П.И. Чайковский «Евгений Онегин»

Н.А. Р-К

Оперные ансамбли В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро» М.И.Глинка «Иван Сусанин» П.И. Чайковский «Евгений
«Сказка о царе Салтане»

В.А.Моцарт
«Волшебная флейта»

Слайд 11

Хореография в опере

Половецкие пляски из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь»

Сцена из оперы

Хореография в опере Половецкие пляски из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» Сцена
Дж. Гершвина «Порги и Бесс»

Сцена из оперы Ж. Бизе «Кармен»

Слайд 12

Декорации к оперным спектаклям

«Сказка о царе Салтане»

«Снегурочка »

«Пиковая дама»

«Садко »

Декорации к оперным спектаклям «Сказка о царе Салтане» «Снегурочка » «Пиковая дама» «Садко »

Слайд 13

Энрике Карузо

Марио Дель Монако

Ф.И. Шаляпин

С.Я. Лемешев

Лучано Паваротти

Монсерат Кабалье

Елена Образцова

Ирина Архипова

А. В.

Энрике Карузо Марио Дель Монако Ф.И. Шаляпин С.Я. Лемешев Лучано Паваротти Монсерат
Нежданова

Л.В. Собинов

Оперные
знаменитости

Слайд 14

Главные оперные театры нашей страны

Москва . Большой театр

Санкт-Петербург. Мариинский театр

Санкт-Петербург. Михайловский театр

Главные оперные театры нашей страны Москва . Большой театр Санкт-Петербург. Мариинский театр Санкт-Петербург. Михайловский театр