Содержание

Слайд 2

Ф.Шуберт родился в 1797 году в предместье Вены - Лихтенталь. И был

Ф.Шуберт родился в 1797 году в предместье Вены - Лихтенталь. И был
двенадцатым из 14 детей (десять умерли в раннем возрасте).
С малых лет Франц занимался музыкой, учили его отец(скрипка) и брат (фортепиано).
С семи лет обучался игре на органе у руководителя оркестра в местной церкви.

Дом где родился Ф.Шуберт

Слайд 3

Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим

Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим
мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт
(школу с пансионом).
Он так же познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и В.А.Моцарта, так как был второй скрипкой в оркестре.

Венская придворная капелла.

Слайд 4

Когда у Франца стал ломаться голос, он был вынужден уйти из конвикта.

Когда у Франца стал ломаться голос, он был вынужден уйти из конвикта.
Отец уговорил его поступить в учительскую семинарию.
Между уроками он продолжал сочинять музыку. К 20 годам он был автором 5 симфоний, 20 фортепианных сонат, около 300 песен, среди которых "Маргарита за прялкой", баллада "Лесной царь" на слова Гёте.

Слайд 5

«Шубертиады»

Шуберт завел круг друзей, которые много сделали для него в Вене. Во время

«Шубертиады» Шуберт завел круг друзей, которые много сделали для него в Вене.
встреч друзья знакомились с художественной литературой, поэзией прошлого и современности. Обсуждали возникавшие вопросы, критиковали существующие общественные порядки. Но иногда такие встречи посвящались исключительно музыке Шуберта, они даже получили название "шубертиад".

Слайд 6

Растущая популярность Шуберта.

К 1817 г. среди многих его песен появились Die Forelleе

Растущая популярность Шуберта. К 1817 г. среди многих его песен появились Die
("Форель") и An Die Musik ("К музыке"), вместе с Четвертой симфонией, наследующей Бетховена, более гайдновской Пятой симфонией и струнным квартетом "Дева и смерть". Музыка Шуберта начала привлекать внимание светского общества.

Слайд 7

- 20-е гг. В это время создаются лучшие инструментальные произведения: лирико-драматическая "Неоконченная"

- 20-е гг. В это время создаются лучшие инструментальные произведения: лирико-драматическая "Неоконченная"
симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная (последняя, Девятая по счету). 

Слайд 8

Шуберт сочинял музыку
необычайно быстро.
В отдельные дни он
создавал до

Шуберт сочинял музыку необычайно быстро. В отдельные дни он создавал до десятка песен!
десятка песен!

Слайд 9

Творческое наследие Франца Шуберта огромно:
16 опер
22 фортепианных сонаты,
9 увертюр,
22

Творческое наследие Франца Шуберта огромно: 16 опер 22 фортепианных сонаты, 9 увертюр,
квартета,
9 симфоний
более 600 песен.
Песни – любимый жанр Шуберта
Но ни одно из его больших произведений не было исполнено при жизни композитора.

Слайд 10

Интересные факты

Почти всю жизнь Шуберт прожил, если не в нужде, то с

Интересные факты Почти всю жизнь Шуберт прожил, если не в нужде, то
ограниченными средствами, но особенно остро он всегда испытывал недостаток нотной бумаги. Уже в 13 лет он писал невероятно много: сонаты, мессы, песни, оперы, симфонии… К сожалению, только некоторые из этих ранних работ увидели свет.

Слайд 11

Интересные факты

У Шуберта была удивительная привычка: помечать на нотах точную дату, когда

Интересные факты У Шуберта была удивительная привычка: помечать на нотах точную дату,
он начал сочинять произведение и когда закончил. Очень странно, что за 1812 год он написал только одну песню – «Печальная» – небольшое и не самое выдающееся его произведение.

Слайд 12

Последние годы жизни. Смерть

Он не щадил своего здоровья и, в расцвете лет

Последние годы жизни. Смерть Он не щадил своего здоровья и, в расцвете
и таланта, скончался в возрасте 31 года от брюшного тифа.

Слайд 13

Творчество

В области песни Шуберт стал приемником Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил

Творчество В области песни Шуберт стал приемником Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр
художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки.
Шуберт впервые создал жанр вокальной баллады, сочинив балладу «Лесной царь» в 1816 году. Она принесла композитору славу.
Вскоре после неё появились «Скиталец», «Похвала слезам», «Зулейка» и др.

Баллада «Лесной царь»

Слайд 14

Песенное творчество

Замечателен также сборник «Лебединая песня», из которого многие песни приобрели всемирную

Песенное творчество Замечателен также сборник «Лебединая песня», из которого многие песни приобрели
известность (например, «Серенада», «Приют», «Форель», «Гретхен за прялкой», «Ave Maria») .
Прекрасным исполнителем песен Шуберта был его друг Иоган Фогль
Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась «национальная струя», и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен.

«Серенада»

«Ave Maria»

«Ave Maria» 1825

«Серенада» 1828

«Форель» (1816-1821)

«Гретхен (Маргарита) за прялкой» (1814)

Слайд 15

Любимая область творчества - песня

Сочинил более семидесяти песен на тексты Гёте и

Любимая область творчества - песня Сочинил более семидесяти песен на тексты Гёте
более пятидесяти песен, на тексты Шиллера.

Вокальные циклы:
«Прекрасная мельничиха»
«Зимний путь»
«Лебединая песня»

Слайд 16

Прекрасная мельничиха (1823):
сборник из 20 вокальных миниатюр на слова немецкого поэта Вильгельма

Прекрасная мельничиха (1823): сборник из 20 вокальных миниатюр на слова немецкого поэта
Мюллера
песни объединены единым сюжетом
первый в истории классической музыки романтический вокальный цикл, здесь
относится к лирико-драматическому жанру
цикл делится на два миницикла: №1-10 – Искренние надежды молодого мельника на взаимность; №11-20 – Рухнувший мир, поглощенный сомнениями, ревностью и глубокой печалью, мотив ручья обрамляет композицию.

№ 19 «Мельник и ручей

№ 1 «В путь»

Слайд 17

Сюжет

В песнях цикла «Прекрасная мельничиха» рассказывается о юном мельнике-подмастерье, который скитается по

Сюжет В песнях цикла «Прекрасная мельничиха» рассказывается о юном мельнике-подмастерье, который скитается
свету в поисках любви без памяти. Кто ищет, тот всегда найдет. Устроившись на мельницу, он влюбляется в дочь хозяина ветряка. Жаль, что столь искреннее и первое чувство не нашло отклика в сердце красавицы. Ей милее смелый и отважный охотник. Это отравляет сердце юноши, он отправляется в путь. Единственным другом становится ручей. Его светлые воды станут утешением романтического героя. Жизнь не кончилась, но сердце уже никогда не станет прежним.

Слайд 18

Зимний путь (1827):

сборник из 24 вокальных миниатюр на слова немецкого поэта Вильгельма

Зимний путь (1827): сборник из 24 вокальных миниатюр на слова немецкого поэта
Мюллера
песни объединены единым сюжетом
стал трагической развязкой «Прекрасной мельничихи»
это трагедия жизни человека, музыкальный роман, в котором нет вымышленного лирического героя, это сам Шуберт.
большая роль отдана не вокальной партии, а фортепианной
В цикле сопоставляются два мира (мир грез и мир пустоты, которые делят цикл на 12 номеров.

«Весенний сон» (весенние грезы) № 11

«Шарманщик» № 24

Слайд 19

Сюжет

Бедность лирического героя заставляет его отказаться от мысли жениться на любимой,

Сюжет Бедность лирического героя заставляет его отказаться от мысли жениться на любимой,
ведь он не может дать ей уверенность в завтрашнем дне. Ему больше нечего терять, он надломлен ситуацией. Герой не ищет сострадания, потому что знает, что каждый заботится только о собственном будущем, и до него никому нет дела. Он отправляется в путь в полном одиночестве. По пути ему будут встречаться другие действующие лица, но они проходят стороной. Одиночество в этом мире стало невыносимой ношей для романтика. Но что он ищет в холодной зимней ночи? Скиталец в поиске вечного покоя для его измученной страданиями и невзгодами души. Побег от проблем, а не их решение погубило его, превратив из веселого и бодрого человека в обреченного путника. Он нашел то, что искал. Его трагедия свершилась.

Слайд 20

Инструментальная музыка

Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался так же в области фортепианной и

Инструментальная музыка Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался так же в области фортепианной
симфонической. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты — являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции.
Шуберт впервые ввел в инструментальную музыку жанр «экспромт» и «музыкальный момент»

«Музыкальный момент» фа минор

«Музыкальный момент»
фа минор

«Экспромт»
Ми-бемоль мажор

Слайд 21

Шуберт - Бетховен

В струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете

Шуберт - Бетховен В струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном
«Forellenquintett» («Форельный»), «Большой симфонии» до мажор и «Неоконченной симфонии» си минор Шуберт является продолжателем Бетховена.
Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому, что не имел для этого свободного времени

Слайд 22

«Неоконченная» симфония

В 1822 году появилась «Неоконченная» — первая лирическая симфония, выраженная законченными

«Неоконченная» симфония В 1822 году появилась «Неоконченная» — первая лирическая симфония, выраженная
романтическими средствами.
Никто из композиторов первой половины XIX века не знал «Неоконченной симфонии» Шуберта. Рукопись была обнаружена только в 1865 году, уже после того как Мендельсон, Берлиоз, Шуман и Лист внесли свой вклад в формирование романтического симфонизма.

I часть

II часть

Слайд 23

Оперное творчество

В области оперы Шуберт не был так одарен; хотя их написано

Оперное творчество В области оперы Шуберт не был так одарен; хотя их
им около двадцати. Среди них выделяется «Заговорщики, или Домашняя война». Отдельные номера его опер (например, «Розамунды») вполне достойны великого музыканта.

Слайд 24

Церковная музыка

Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, оратории, гимны и проч.), возвышенным

Церковная музыка Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, оратории, гимны и проч.),
характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор

Слайд 25

Шуберт достигал небывалой степени слияния литературного и музыкального образа. Музыкальные образы шубертовского

Шуберт достигал небывалой степени слияния литературного и музыкального образа. Музыкальные образы шубертовского
романса совершили переворот во всей системе выразительных средств, господствовавших на рубеже XVIII и XIX столетий.
При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и прочее).

Великий мелодист Шуберт

Слайд 26

Контрольный тест

1. Художественное направление, к которому принадлежит творчество Шуберта:
А) классицизм
Б) романтизм
В) импрессионизм
2.

Контрольный тест 1. Художественное направление, к которому принадлежит творчество Шуберта: А) классицизм
Шуберт родился в 1797 году в городе:
А) Вена
Б) Варшава
В) Лихтенталь
3. Шуберт впервые создал жанр вокальной баллады, написав произведение:
А) «Зимний путь»
Б) «Маргарита за прялкой»
В) «Лесной царь»
4. До Шуберта «Экспромты» и «Музыкальные моменты» писали…
А) Моцарт
Б) Бетховен
В) Никто не писал
Имя файла: Шуберт.pptx
Количество просмотров: 44
Количество скачиваний: 0