Старинная сюита

Содержание

Слайд 2

«Цель музыки – трогать сердца» Иоганн Себастьян Бах.

«Цель музыки – трогать сердца» Иоганн Себастьян Бах.

Слайд 3

Сюита – это жанр инструментальной музыки. Слово сюита переводится с французского языка

Сюита – это жанр инструментальной музыки. Слово сюита переводится с французского языка
как «ряд», «чередование», «последовательность». С чем это связано? Дело в том, что сюита состоит из множества частей, которые не обязательно связаны друг с другом по смыслу.

Слайд 4

Чаще всего части сюиты сильно отличаются друг от друга, например, одна часть

Чаще всего части сюиты сильно отличаются друг от друга, например, одна часть
может быть написана в жанре танца, другая в песенном жанре; одна из частей может быть минорной (угрюмой, тоскливой, грустной), а другая

мажорной (то есть, веселой, радостной, задорной).

Слайд 5

В конце XVII века в Германии сложилась точная последовательность частей камерной сюиты:

В конце XVII века в Германии сложилась точная последовательность частей камерной сюиты:

Слайд 7

1. Аллеманда (allemande) как танец известна с начала XVI века. Претерпев эволюцию, она продержалась

1. Аллеманда (allemande) как танец известна с начала XVI века. Претерпев эволюцию,
в качестве основной части сюиты почти до конца XVIII века.

Слайд 8

Аллеманда — танец, который формировался в XVI—XVII веках в нескольких европейских странах

Аллеманда — танец, который формировался в XVI—XVII веках в нескольких европейских странах
— Англии, Нидерландах, Германии, Франции и Италии. Так, например, старинная немецкая аллеманда была немного тяжеловесным групповым танцем. Но, войдя в клавирные сюиты, аллеманда к XVIII веку почти утеряла танцевальные черты. От своих «предков» она сохранила лишь неторопливую степенную поступь с размером на четыре либо на две четверти. В конце концов она превратилась в свободно построенную прелюдию. Похожа на задумчивую лирическую прелюдию и Аллеманда из до-минорной сюиты Баха. Здесь чаще всего ведут свои линии три голоса. Но иногда к ним подключается и четвертый голос. При этом самый мелодичный голос — верхний:

Слайд 10

2. Куранта (сourante) — оживленный танец в трехдольном размере. Наибольшей популярности куранта достигла во второй половине XVII

2. Куранта (сourante) — оживленный танец в трехдольном размере. Наибольшей популярности куранта
века во Франции;

Слайд 11

Куранта — трехдольный танец французского происхождения. Но для французских клавесинных курант была

Куранта — трехдольный танец французского происхождения. Но для французских клавесинных курант была
типична некоторая ритмическая изысканность, манерность. Куранта же в сюите Баха до минор сродни итальянской разновидности данного танцевального жанра — более живой и подвижной. Этому способствует гибкое сочетание двух голосов, которые словно подзадоривают друг друга:

Слайд 13

3. Сарабанда (sarabande) — очень медленный танец. Впоследствии сарабанду стали исполнять во время траурных церемоний,

3. Сарабанда (sarabande) — очень медленный танец. Впоследствии сарабанду стали исполнять во
при торжественных погребениях. Танец скорбно-сосредоточенного характера и медленного движения

Слайд 14

Сарабанда — трехдольный испанский танец. Некогда он был быстрым, темпераментным, а позднее

Сарабанда — трехдольный испанский танец. Некогда он был быстрым, темпераментным, а позднее
стал медленным, торжественным, нередко близким траурному шествию. Сарабанда из сюиты Баха от начала до конца выдержана в трёхдольном складе. Движение среднего и нижнего голосов все время строгое, сосредоточенное (преобладают четверти и восьмые). А движение верхнего голоса значительно более свободное и подвижное, очень выразительное. Здесь преобладают шестнадцатые, часто встречаются ходы на широкие интервалы (квинту, сексту, септиму). Так образуются два контрастных слоя музыкального изложения, создается лирически напряженное звучание.

Слайд 16

4. Жига (gigue) — самый быстрый старинный танец. Трехдольный размер жиги нередко переходит в

4. Жига (gigue) — самый быстрый старинный танец. Трехдольный размер жиги нередко переходит в триольность.
триольность.

Слайд 17

Жига — стремительный задорный танец, ведущий свое происхождение из Ирландии и Англии16.

Жига — стремительный задорный танец, ведущий свое происхождение из Ирландии и Англии16.
В старину жигу любили плясать английские матросы. В сюитах жига обычно является заключительной, финальной частью. В своей до-минорной Жиге Бах часто использует прием канонической имитации между двумя голосами (как и в Инвенции фа мажор). Изложение этой пьесы насквозь пронизано «подпрыгивающим» пунктирным ритмом: