Слайд 4Структура стандартной оратории:
- инструментальная увертюра, устанавливающая основные темы произведения;
- арии солистов;
- речитатив

(как правило, используется для объяснения сюжета);
- хоровые арии, часто монументальные во славу Божию (типичные инструменты, которые сопровождают эти арии литавры и трубы).
Оратория, также как опера и кантата, появились одновременно в начале 17 века и являются относительно схожими жанрами, созданными для солистов, хора и оркестра.
Слайд 5Традиционно считается, что оратория возникла в конгрегации ораторианцев, основанной Св. Филиппом Нери

в Риме в конце 16-го века.
С середины 19-го века начинается возвращение к ранним чертам оратории, позволяющим аудитории участвовать в исполнении хоралов и гимнов, тексты которых состоят из размышлений и медитации.
В 20-м веке развитие оратории характеризуется её сближением с оперой и кантатой. Темы традиционно берутся из библейских сюжетов, но по-новому происходит их трактовка, отвечая на животрепещущие вопросы современности.
Слайд 6Йозеф Гайдн (1732-1809) создал две величайших оратории: "Сотворение мира" и "Времена года".

Используя светские тексты и рассматривая бытие простого человека, они дышат радостью и демонстрируют неисчерпаемые богатства лирики и высокой музыки.
Два гения классической музыки представили по одной оратории - Вольфганг Амадей Моцарт "Кающийся Давид" и Людвиг ван Бетховен "Христос на горе Елеонской", оба произведения на самом высоком художественном уровне.
В 20-м веке развитие оратории характеризуется её сближением с оперой и кантатой. Темы традиционно берутся из библейских сюжетов, но по-новому просходит их трактовка, отвечая на животрепещущие вопросы современности.
Слайд 8Кантата получила развитие благодаря Кариссими, который считается её творцом. С начала XVII

века до конца XVIII, кантата для одного или двух сольных голосов в сопровождении бассо континуо (и, возможно, нескольких сольных инструментов) была основной формой итальянской вокальной камерной музыки.
Кантата исполняется в концертах и церквях. Она бывает светского и духовного содержания. Отличие кантаты от оратории заключается в том, что в оратории больше драматизма, и сольные номера относятся к известным личностям в сюжете оратории, а в кантате преобладает лирический элемент и сольные номера имеют более отвлеченный характер.
Слайд 9Первые русские кантаты возникли в XVIII веке (сочинены П. А. Скоковым).
В числе

кантат начала XIX века — «Пир Петра Великого» и «Последний день Помпеи» А. Н. Верстовского (первая — на стихотворение Пушкина, другая — на либретто Ю. К. Арнольда).
«Кантаты» эти исполнялись и в инсценированном виде — с декорациями, в костюмах и с оркестровым сопровождением. Верстовский создавал и большие кантаты для солистов, хора и оркестра и разнообразные вокально-оркестровые сочинения «на случай».
Слайд 10Во второй половине и конце XIX века, с изменением музыкального языка, изменились

и кантаты, воплощающие образы родной страны - «Москва» П. И. Чайковского; историко-легендарные -«Песнь о вещем Олеге» Римского-Корсакова; запечатлевающие картины природы -«Из Гомера» Римского-Корсакова; «Весна» С. Рахманинова.
В СССР жанр кантаты был представлен такими произведениями, как: «К 20-летию Октября» (1937), «Александр Невский» (1939), «Здравица» (1939), сочиненные С. С. Прокофьевым, «Курские песни» и «Весенняя кантата“ для хора и симфонического оркестра (1972)» Г.В. Свиридова, «Киров с нами» Н.Я. Мясковского, кантата «Сказание о битве за русскую землю» и симфония-кантата «На поле Куликовом» Ю.А. Шапорина и другие.
Слайд 11 С. ПРОКОФЬЕВ КАНТАТА - «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

Слайд 13 И.- С. БАХ « РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ОРАТОРИЯ»
