Слайд 2 ИСТОРИЯ ОРГАНА
Орган (лат. organum) — самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент,
![ИСТОРИЯ ОРГАНА Орган (лат. organum) — самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/482619/slide-1.jpg)
который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.
Слайд 3Зародыш органа можно видеть в флейте Пана, а также в волынке. Считается,
![Зародыш органа можно видеть в флейте Пана, а также в волынке. Считается,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/482619/slide-2.jpg)
что орган изобрёл грек Ктезибий, живший в Александрии Египетской в 296 – 228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона.
Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.
Слайд 4Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и
![Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/482619/slide-3.jpg)
педальной клавиатуры.
По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королём инструментов». Вследствие своей выразительности, он давно стал достоянием церкви.
Слайд 5Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они
![Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/482619/slide-4.jpg)
выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног.
Слайд 6Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура,
![Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/482619/slide-5.jpg)
например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками.
В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число трубок.
Устройство органа
Слайд 7Усовершенствованные органы достигли огромного числа труб и трубок; например, орган в Париже
![Усовершенствованные органы достигли огромного числа труб и трубок; например, орган в Париже](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/482619/slide-6.jpg)
в церкви St. Sulpice имеет 7 тысяч труб и трубок. В органе бывают трубы и трубки следующих величин: в 1 фут ноты звучат тремя октавами выше писанных, в 2 фута — ноты звучат двумя октавами выше писанных, в 4 фута — ноты звучат октавой выше писанных, в 8 футов — ноты звучат как пишутся, в 16 футов — ноты звучат октавой ниже писанных, в 32 фута — ноты звучат двумя октавами ниже писанных. Закрытие трубы сверху приводит к понижению издаваемых звуков на октаву. Не все органы имеют трубы больших размеров.
Слайд 17КОМПОЗИТОРЫ, СОЧИНЯВШИЕ ОРГАННУЮ МУЗЫКУ
Иоганн Себастьян Бах Иоганн Адам Рейнкен
Иоганн Пахельбель Дитрих Букстехуде
Джироламо
![КОМПОЗИТОРЫ, СОЧИНЯВШИЕ ОРГАННУЮ МУЗЫКУ Иоганн Себастьян Бах Иоганн Адам Рейнкен Иоганн Пахельбель](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/482619/slide-16.jpg)
Фрескобальди Иоганн Якоб Фробергер
Георг Фридрих Гендель Зигфрид Карг-Элерт
Генри Пёрселл Макс Регер
Винцент Любек Иоганн Людвиг Кребс
Матиас Векман Доминико Циполи
Сезар Франк