Слайд 2Павел Иванович Новгородцев (1866—1924) — философ права, один из основателей концепции "возрожденного" естественного

права в России
Слайд 3Поиск и обоснование общественного идеала - тема всей жизни и научной деятельности

П. И. Новгородцева.
Он различал понятия абсолютного и относительного идеалов.
Слайд 4Абсолютный идеал создается каждым человеком самостоятельно и выступает в качестве требования нравственного

поведения индивида, бесконечного совершенствования личности. В основе этого идеала лежит личность как абсолютная цель общественного прогресса.
Слайд 5«Перед бесконечным величием идеала относительные средства, меняющиеся от эпохи к эпохе, должны

быть низведены до степени условных приемов, технических опытов, пробных путей. Носиться тут с непогрешимыми рецептами, с единоспасающими программами - это и есть то, что мы называем ложным абсолютизмом», - писал Новгородцев.
Слайд 6 Новгородцев по-своему развивал понятие естественного права с изменяющимся содержанием. «Мораль столь

же неизменна, сколь постоянна сущность человека: то, что нравственно для одного человека, не может (не должно) быть этически безразличным для другого. Право же (и правосознание) подвижно и изменчиво, вплоть до того, что право может противоречить само себе или идее справедливости».
Слайд 7Новгородцев писал, что цель права - охрана свободы, однако пользование этой свободой

может быть совершенно парализовано недостатком средств. Вот почему, несмотря на то, что задачей и сущностью права является охрана личной свободы, не менее важна и возможность осуществления этой задачи - забота о материальных условиях свободы. Решение данной проблемы, заключал ученый, должно взять на себя государство.