Орфоэпия. Нормы литературного произношения

Содержание

Слайд 2

Самое важное в искусстве речи:
во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение, и, в-третьих, произнесение.
Демосфен
Соблюдение

Самое важное в искусстве речи: во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение, и, в-третьих, произнесение.
общепринятых произносительных норм языка является одним из показателей уровня речевой культуры человека.
ОРФОЭПИЯ – раздел языкознания, изучающий нормы литературного произношения.

Слайд 3

Нормы литературного произношения

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ
(устанавливают место ударения в словах)

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ
(нормы произношения отдельных звуков, их сочетаний,

Нормы литературного произношения АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ (устанавливают место ударения в словах) ОРФОЭПИЧЕСКИЕ (нормы произношения
слов и словоформ).

Слайд 4

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Причины акцентологических ошибок часто кроются не в безграмотности говорящего, а

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ Причины акцентологических ошибок часто кроются не в безграмотности говорящего,
объясняются особенностями русского языка.
Ударение в нашем языке, во-первых, разноместное (Издавна, издрЕвле, мастерскИ) и, во-вторых, подвижное (рукАв – рукавА).

Слайд 5

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Во всех случаях затруднения при определении места ударения в слове

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ Во всех случаях затруднения при определении места ударения в
следует обращаться к орфоэпическому словарю:
Т.Ф. Иванова.Новый орфоэпический словарь русского языка. 2007.
К.С. Горбачевич. Слвременный орфоэпический словарь русского языка.2010.
И.Л. Резниченко. Современный словарь русского языка. Ударения. Произношение. 2010.
В.В. Львов. Школьный орфоэпический словарь русского языка.2010.
Е.Н. Зубова. Орфоэпический словарь русского языка для школьников.2010.
Л.Л. Касаткин. Большой орфоэпический словарь. 2012.

Слайд 6

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Общие тенденции произношения
1. В сложных словах, оканчивающихся на –провод, ударение

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ Общие тенденции произношения 1. В сложных словах, оканчивающихся на
падает на последний звук О (водопровОд, мусоропровОд), кроме слова электропрОвод.

Слайд 7

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Общие тенденции произношения
2. В существительных, оканчивающихся на –лог, обозначающих неодушевленные

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ Общие тенденции произношения 2. В существительных, оканчивающихся на –лог,
объекты, ударение падает на последний гласный (полилОг, каталОг, монолОг, никролОг).
В существительных, обозначающих людей разных профессий, ударение на О в корне лог не падает (уфОлог, кинОлог, стоматОлог, геОлог).

Слайд 8

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Общие тенденции произношения
3. Предлоги в русском языке часто принимают ударение

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ Общие тенденции произношения 3. Предлоги в русском языке часто
на себя, оставляя безударными следующие за ними существительные или числительные; чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги НА, ЗА, ПОД, ИЗ, ПО, БЕЗ.
нА воду, зА ногу, пОд гору, пО три, Из дому, бЕз толку

Слайд 9

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Общие тенденции произношения
СРАВНИ!
зА городом (в пригороде) – за гОродом (за

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ Общие тенденции произношения СРАВНИ! зА городом (в пригороде) –
чертой города)
Из дому (из своего дома) – из дОма (из любого дома)

Слайд 10

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

В русском языке существуют варианты произношения.
СРАВНИ!
ВЕрба, кУхонный, закУпорить, фенОмен –

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ В русском языке существуют варианты произношения. СРАВНИ! ВЕрба, кУхонный,
одно ударение.
ТвОрог-творОг, мышлЕние-мЫшление, кОмпас-компАс, прИвод-привОд, – варианты ударения.

Слайд 11

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

В русском языке существуют варианты произношения.
джИнсовый-джинсОвый, казАки-казакИ, напЕрчить-наперчИть, , мизЕрный-мИзерный,

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ В русском языке существуют варианты произношения. джИнсовый-джинсОвый, казАки-казакИ, напЕрчить-наперчИть,
заржАветь-заржавЕть – равноправные варианты произношения.
Отдал-отдАл, берЁста-берестА, плАнер-планЁр, прОдал-продАл – допустимые варианты произношения. Предпочтительнее первый вариант.

Слайд 12

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Современный
вариант
дАришь
деньгАм
индустрИя
рЕкам
трАпеза
фольгА
мышлЕние
апострОф

Устаревший вариант
дарИшь
дЕньгам
индУстрия
рекАм
трапЕза
фОльга
мЫшление
апОстроф

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ Современный вариант дАришь деньгАм индустрИя рЕкам трАпеза фольгА мышлЕние

Слайд 13

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Литературный
вариант
кОмпас
маякА
крЕйсеры
вЕтры
алкогОль
инсУльт
вЫзовы
шпрИцы
арЕст
осуждЁнный
возбужденО
квартАл
бухгАлтеры
договОр

Профессиональный
вариант
компАс
маЯка
крейсерА
ветрА
Алкоголь
Инсульт
вызовА
шприцЫ
Арест
осУжденный
возбУждено
квАртал
бухгалтерА
дОговор

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ Литературный вариант кОмпас маякА крЕйсеры вЕтры алкогОль инсУльт вЫзовы

Слайд 14

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Смыслоразличительная функция ударения
Языковая (колбаса) – языковАя (политика)
ЗанятОй (человек) – зАнятое

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ Смыслоразличительная функция ударения Языковая (колбаса) – языковАя (политика) ЗанятОй
(место)
консервАторский (метод) – консерватОрский (уровень исполнения)

Слайд 15

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Во многих глаголах в прошедшем времени в форме ж.р. ударение

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ Во многих глаголах в прошедшем времени в форме ж.р.
падает на окончание, в других родовых формах и в форме мн.ч. остается на основе
нАчал – нАчало – началА – нАчали
пОнял – поняло – понялА – пОняли
Исключения: бИла, брИла, дУла, жАла, крАла, клАла, крЫла, мЫла, мЯла, пАла, шИла и некот. др.

Слайд 16

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

У многих страдательных причастий прошедшего времени в форме ед.ч. ж.р.

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ У многих страдательных причастий прошедшего времени в форме ед.ч.
ударение падает на окончание, в других родовых формах и в форме мн.ч. остается на основе
нАчат – начАто – начатА – нАчаты
прОжит – прОжито – прожитА – прОжиты
НО: у причастий на –бранный, -дранный,
-званный краткая форма ж.р. образуется с ударением не на окончании, а на основе: зАбрана, обОдрана, подОзвана

Слайд 17

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

У большинства русских прилагательных в кр. ф. ударение падает на

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ У большинства русских прилагательных в кр. ф. ударение падает
окончание в форме ж.р., в других родовых формах и форме мн.ч. – в основе.
крАток – крАтко - краткА – крАтки
блИзок – блИзко – близкА – блИзкИ
далЁк – далЁкО – далекА - далЁкИ

Слайд 18

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

В формах сравнительной степени прилагательных ударение падает, во-первых, на конец

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ В формах сравнительной степени прилагательных ударение падает, во-первых, на
слова, если кр. ф. ж.р. этого прилагательного имеет ударное окончание
ценнА – ценнЕе
желтА – желтЕе,
во-вторых, на основу, если в к.ф. ж.р. ударна основа
бесцЕнна – бесцЕннее
красИва - красИвее

Слайд 19

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Исключения:
здорОва – здоровЕе
рОзова – розовЕе
рОсла – рослЕе
снОсна – сноснЕе
прОчна –

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ Исключения: здорОва – здоровЕе рОзова – розовЕе рОсла –
прочнЕе
хИщна - хищнЕе

Слайд 20

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

В существительных на –изм согласный звук [з] произносится твердо вовсех

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ В существительных на –изм согласный звук [з] произносится твердо
падежных формах, в том числе и в позиции перед мягким согласным
В органи[зм`]е – при капитали[зм`]е

Слайд 21

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Мягкий [к`] в слове сосиски не влияет на произношение предшествующего

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ Мягкий [к`] в слове сосиски не влияет на произношение
[с`], который звучит твердо
СОСИ[СК`]И

Слайд 22

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Буква Г обозначает звук
[г] или [г`] перед гласными и звонкими

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ Буква Г обозначает звук [г] или [г`] перед гласными
согласными [г]олубь, [г`]итара
[к] на конце слова и перед глухими согласными сне[к], кру[к], ля[к]те
[в] в середине слова сегодня и на конце местоимений и прилагательных се[в]одня, чье[в]о, мое[в]о, хороше[в]о
[х] в слове Бог и в середине слов в сочетаниях ГК, ГЧ Бо[х], ле[х]кий, ле[х]че
[ӯ] (фрикативный звук) в русских междометиях и некоторых словах церковного характера а[ӯ]а, [ӯ]осподь, Бо[ӯ]а

Слайд 23

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Сочетание ЧН произносится как
[шн] конечно, скучно, нарочно, яичница, скоречник, подсвечник,

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ Сочетание ЧН произносится как [шн] конечно, скучно, нарочно, яичница,
девичник, пустячный, прачечная, Кузьминична, Ильинична, Фоминична.
[ч`н] конечный, дачный, сливочный, пшеничный.
[шн] и [ч`н] молочная
Смыслоразличительное произношение: серде[шн]ый друг – серде[ч`н]ые капли
ПолУно[ч`н]ая серенада - полунО[шн]ик

Слайд 24

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Сочетание ЧТ произносится как
[шт] что, чтобы
[ч`т] нечто
[шт] и [ч`т] ничто.

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ Сочетание ЧТ произносится как [шт] что, чтобы [ч`т] нечто [шт] и [ч`т] ничто.
Имя файла: Орфоэпия.-Нормы-литературного-произношения.pptx
Количество просмотров: 50
Количество скачиваний: 0