Классические социологические теории

Содержание

Слайд 2

Вопрос 1
Классический период развития социологии

Вопрос 1 Классический период развития социологии

Слайд 3

Огюст Конт – основоположник социологии

13

О. Конт – основатель социологии как самостоятельной

Огюст Конт – основоположник социологии 13 О. Конт – основатель социологии как
и целостной науки об обществе, автор термина «социология» (первоначально «социальная физика»). Основные постулаты:
социология призвана открывать законы социальных перемен;
функционирование и развитие общества - целостный социальный организм, определяющий развитие и деятельность всех составляющих его элементов;
социологию включает две части: социальную статику и социальную динамику;

главное влияние на развитие общества оказывает интеллектуальная эволюция сознания человека;
развитие общества - закономерно и прогрессивно.
основное условие развития общества - гармонизация - гармония «между целым и частями социальной системы», наилучшее сочетание интересов разных личностей и социальных слоев.
Согласно открытому им закону («Основной закон интеллектуальной эволюции человечества») познавательная деятельность человечества прошла три стадии развития – теологическую, метафизическую, позитивную.
Основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики» 

Слайд 4

Органическая теория Герберта Спенсера

14

Г. Спенсер – основоположник органической школы.
Основные

Органическая теория Герберта Спенсера 14 Г. Спенсер – основоположник органической школы. Основные
постулаты:
все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать иначе;
общество - живой (биологический) организм, развивающийся по естественным законам на основе следующих предпосылок: все общества, как и живые организмы, увеличиваются в массе; те и другие усложняются; части общества приходят во все большую зависимость друг от друга; те и другие живут как целое, хотя составляющие их единицы постоянно меняются и исчезают (клетки организма – люди в обществе).

социальная эволюция - прогрессивное развитие общества по пути усложнения и совершенствования деятельности социальных изменений, прежде всего политических. Моменты эволюции: интеграция – переход от простого к сложному; дифференциация – переход от однородного к разнородному; возрастание порядка – переход от неопределенного к определенному;
процесс развития общества зависит от физической и духовной деятельности индивидов и наоборот;
для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естественного отбора, и правительство не должно вмешиваться в этот процесс («социальный дарвинизм»);
социальное равновесие - результат приспособления, гармонизации интересов и компромиссов в деятельности людей и социальных институтов.
Основные труды: «Система синтетической философии», «Основные начала», «Научные, политические и философские опыты».  

Слайд 5

Теории социального реализма Эмиля Дюркгейма

15

Э. Дюркгейм родоначальник теории социального реализма, которая объясняет

Теории социального реализма Эмиля Дюркгейма 15 Э. Дюркгейм родоначальник теории социального реализма,
природу социальных явлений социальными факторами, при этом основой анализа поведения людей служит общество как система взаимодействия индивидов, социальных групп и социальных институтов: Основные постулаты:
социология - наука о социальных фактах. Социальный факт – это проявление группового или коллективного сознания, их воздействие на людей организовано сознательно и осуществляется через социальные институты;

социальные факты надо рассматривать как вещи. Их основные признаки: объективное существование по отношению к отдельным индивидам; принудительное воздействие на людей; коллективность - важнейший фактор общественной жизни, оказывающий решающее воздействие на развитие человека.
общество имеет определенные функциональные предпосылки, важнейшая из них – потребность в социальном порядке;
социальное здоровье общества заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида (коллектива, общества), их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития;
социальные нормы эффективны тогда, когда они опираются на нравственное совершенствование личности, моральный авторитет общества;
в обществе существует социальная солидарность, которая формируется под влиянием разделения труда: механическая и органическая.
Основные труды: «Метод социологии», «Самоубийство».

Слайд 6

Понимающая социология Макса Вебера

16

М. Вебер - основоположник «понимающей социологии».
Основные

Понимающая социология Макса Вебера 16 М. Вебер - основоположник «понимающей социологии». Основные
постулаты:
социология должна быть «понимающей», изучать поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл;
действие человека имеет социальный характер, если: осмыслено человеком с точки зрения целей и средств их достижения; ориентировано на других субъектов;
действие, о котором человек не задумывается, или оно никак не затрагивает интересы других людей, оставаясь для них незамеченным, не является социальным;

типы социального действия:
целерациональное действие – ясное представление человеком цели и средств ее достижения, и ответной реакции других людей на свои действия. Критерий - успех;
ценностно-рациональное действие – совершается на основе сознательной веры в этическую, эстетическую и религиозную ценность определенного поведения;
аффектное действие – происходит через аффект, то есть бессознательные психологические импульсы и действия;
традиционное действие – осуществляется через привычку;
воплощение рациональности социального действия - правовое государство.
Автор концепции идеальных типов. Идеальный тип - это «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции», идеальная модель того, что отвечает интересам человека в современное ему время (моральные, политические, религиозные и др. ценности, правила и нормы поведения, традиции социального общения и т.п.).
Основные труды: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество», «Объект социально-научного и социального политического познания».

Слайд 7

Социологические теории Карла Маркса и Фридриха Энгельса

17

К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали общество

Социологические теории Карла Маркса и Фридриха Энгельса 17 К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали
как совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов.
Общество определяет содержание и направление деятельности человека, его развитие посредством: системы общественных отношений, условий материального производства, общественных институтов.
В основе теории лежит понятие способа производства.

Способ производства – это материальная основа существования и развития общества, системообразующее начало, связывающее воедино все проявления общественной жизни.
Марксизм выделил следующие сферы общественной жизни: экономическую – производство, распределение, обмен и потребление материальных благ; социальную –взаимодействие социальных групп, национальных общностей по поводу условий их жизнедеятельности; политическую – совокупность политических отношений, партий, организаций, государственных и других политических институтов; духовную – наука, образование, мораль, искусство, религия.
Введено понятие общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – это конкретно-исторический тип общества с присущими ему: способом производства, социальной структурой, экономическим базисом, политической надстройкой, духовной жизнью. Виды: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
Смена общественно-экономических формаций происходит под влиянием экономических факторов, коренящихся в способе производства.
Основные труды: «Капитал», «Манифест Коммунистической партии».

Слайд 8

Вопрос 2
Основные направления западной социологии ХХ века

Вопрос 2 Основные направления западной социологии ХХ века

Слайд 9

Структурный функционализм Толкотта Парсонса

22

Характерные черты структурного функционализма:
рассматривает общество как систему

Структурный функционализм Толкотта Парсонса 22 Характерные черты структурного функционализма: рассматривает общество как
взаимодействующих частей, каждая из которых оказывает влияние на функционирование целого, устойчивое, единое целое;
устойчивость общественных систем обеспечивается внутренним механизмом контроля (суд, правоохранительные органы);
дисфункции (нарушения) преодолеваются сами по себе или устраняются обществом;
изменения носят постепенный (не революционный) характер;
социальная интеграция основана на признании большинством общества единой системы ценностей.

В основу существования социальной системы положено понятие равновесия.
Любая социальная система должна соответствовать четырем основным функциональным требованиям.
адаптация – приспособление к окружающей среде;
целеполагание – формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения;
интеграция – поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений;
латентность (поддержание образца) – обеспечение внутренней стабильности, сохранения и поддержания основных ценностей общества посредством социальных институтов семьи, школы, церкви.

Слайд 10

Понятие «социальное действие»

23

социальное действие

Символично

Нормативно

Волюнтаристично

основные элементы

Деятель

Ситуация

Ориентация

Понятие «социальное действие» 23 социальное действие Символично Нормативно Волюнтаристично основные элементы Деятель

Структура социального действия определяется:
системой норм и ценностей, которая соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств;
принятием индивидуальных решений о путях достижения целей;
существующими средствами и условиями.

Модель системы социального действия включает три подсистемы:
социальную – система действий одного или нескольких индивидов (деятелей) обеспечивающая интеграцию действий индивида;
культурную – содержит общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, знаний и др.;
личностную - система, состоящая из действий индивидуального деятеля, в соответствии с потребностями и организацией целей и ценностей.

типы общества

Примитивное

Промежуточное

Современное

Слайд 11

Феноменологическая социология Альфреда Шюца

24

Феноменологическое направление в социологии основывается на том, что

Феноменологическая социология Альфреда Шюца 24 Феноменологическое направление в социологии основывается на том,
восприятие мира и конкретных фактов зависит от того, как человек интерпретирует, определяет для себя те или иные события.
Истолкование ситуации определяется системой ценностей индивида, которую он усвоил в процессе социализации, от его жизненного опыта. Разница ценностных и смысловых значений зависит от принадлежности индивида к той или иной культуре, социальному слою, профессиональной группе;
Основные постулаты:

люди используют «типизации» – понятия, обозначающие классы предметов, которые они выражают (банковский служащий, футбольный матч, дерево);
типизации не являются уникальными по отношению к каждому отдельному человеку, напротив, они воспринимаются членами общества, передаются детям в процессе общения, т.е. их можно назвать смысловыми и оценочными стереотипами;
используя типизации, люди, вступая в общение, друг с другом, уверены, что те видят мир таким же образом;
постепенно каждый член общества создает запас «знания здравого смысла», которое разделяют и другие члены общества;
знанием здравого смысла руководствуется подавляющее большинство членов общества, однако оно не является неизменным;
возможность понимания мотивов человеческой деятельности заложена в самой основе повседневной жизни, в «мире повседневности».
Основные труды: «Смысловое строение современного мира. Введение в понимающую социологию», «Структуры жизненного мира».  

Слайд 12

Теория обмена Джорджа Хоманса

25

Дж. Хоманс - автор теории обмена (теория действия)

Теория обмена Джорджа Хоманса 25 Дж. Хоманс - автор теории обмена (теория
видит задачу эмпирической социальной науки в описании и объяснении связи между явлениями.
Описание связи между явлениями возможно благодаря обобщению наблюдаемых связей и отношений, которые указывают на предполагаемые закономерности - гипотезы.
Центральной категорией социологии Хоманса является социальное действие.
Основные постулаты:

Социальное действие – это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся к получению наибольшей выгоды при минимальных затратах.
Механизм социального действия строиться на основе пяти гипотез:
гипотеза успеха: действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению.
гипотеза стимула: если в определенной ситуации определенное действие имело успех, то оно будет повторяться в сходных ситуациях.
гипотеза ценности: чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность повторения действия.
гипотеза лишения-насыщения: чем чаще индивид получал вознаграждение, тем быстрее развивается привыкание (насыщение).
гипотеза фрустрации-агрессии: не получив ожидаемую награду, человек возмущается.
Основные труды: «Человеческая группа», «Социальное поведение: его элементарные формы», «Природа социальной науки».

Слайд 13

Символический интеракционизм Джорджа Мида

26

Дж. Мид - основатель символического интеракционизма, считал, что

Символический интеракционизм Джорджа Мида 26 Дж. Мид - основатель символического интеракционизма, считал,
главной характеристикой человеческого действия является использование символов.
Символы являются основой сознательного приспособления к окружающей среде, сознательного поведения самонаблюдения.
Выделено две формы или ступени социального действия:
общение при помощи жестов;
символическое опосредованное общение (язык).
Основные постулаты:

символы выполняют координирующую функцию, если разделяются членами группы.
человек становится членом общества по мере того, как усваивает образцы и нормы группового действия.
Общение с помощью языка (символически опосредованное общение) характеризуется тем, что:
порождает одинаковые реакции при общении с любым индивидом;
позволяет поставить себя на место другого индивида;
позволяет видеть себя глазами другого человека.
Теория символического интеракционизма основывается на трех основных посылках:
люди действуют на основе значений, которыми они наделяют элементы своего окружения;
эти значения являются продуктом социального взаимодействия;
значения возникают и изменяются в результате их индивидуального восприятия.
Основные труды: «Разум, самость и общество», «Философия действия».

Слайд 14

Этнометодология Гарольда Гарфинкеля

27

Г. Гарфинкель в 1967 г. ввел в научный оборот

Этнометодология Гарольда Гарфинкеля 27 Г. Гарфинкель в 1967 г. ввел в научный
термин этнометодология. Она изучает методы, с помощью которых люди воспринимают социальный мир.
Представители данного направления считают, что реального социального подхода не существует. Социальная жизнь представляется упорядоченной потому, что члены общества активно заняты приданием смысла социальной жизни.
Основные постулаты:

документальный метод - выбор определенных аспектов из множества характеристик, содержащихся в любой ситуации, или в контексте, определении их особым образом, а затем рассмотрении их как свидетельства наличия того или иного общественного образца (части образца представляются как «документ», предполагающий существование образца);
в повседневной жизни люди постоянно соотносят части некоего образца для описания ситуации в целом и упорядочения социальной реальности.
идея «индексации» - смысл любого предмета или поведения является «индексированным» в конкретной ситуации. Любая интерпретация или объяснение членов общества в их повседневной жизни всегда осуществляется со ссылкой на конкретные обстоятельства или ситуации.
смысл любого действия можно рассматривать только в определенном контексте.
Основные труды: «Исследования по этнометодологии».