Социологические идеи Герберта Спенсера

Содержание

Слайд 2

Ге́рберт Спе́нсер (англ. Herbert Spencer; 27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой

Ге́рберт Спе́нсер (англ. Herbert Spencer; 27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря
популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма.

Слайд 3

Социологические идеи Герберта Спенсера :
1.Концепция социальных институтов
2.Общество
3.Типы обществ
4.Социальная эволюция
5.Личные права

Социологические идеи Герберта Спенсера : 1.Концепция социальных институтов 2.Общество 3.Типы обществ 4.Социальная эволюция 5.Личные права

Слайд 4

1. Концепция социальных институтов
Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они

1. Концепция социальных институтов Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни
обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.
Домашние институты — семья, брак, проблемы воспитания.
Обрядовые (церемониальные) — призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д.
Политические — появление связано с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами; в становлении политической и классовой структуры общества решающую роль играли конфликты и войны (потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают общество).

Слайд 5

Церковные — храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции.
Профессиональные и промышленные институты — возникают на

Церковные — храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции. Профессиональные и промышленные институты
основе разделения труда; профессиональные (гильдии, цеха, профессиональные союзы) — консолидируют группы людей по профессиональным занятиям; промышленные — поддерживают производственную структуру общества. Значение общественного производства возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным: сопровождается повышением роли трудовых отношений.

Слайд 6

2. Общество
Важнейший принцип его социологии — уподобление общества организму (органицизм).
Общество — агрегат (совокупность) индивидов

2. Общество Важнейший принцип его социологии — уподобление общества организму (органицизм). Общество
(индивиды — клетки, физиологические единицы), характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму — растёт и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции.
Общество состоит из 3-х относительно автономных частей (систем «органов»):
поддерживающая — производство необходимых продуктов
дистрибутивная (распределительная) — разделение благ на основе разделения труда (обеспечивает связь частей социального организма)
регулятивная (государство) — организация частей на основе их подчинения целому.

Слайд 7

3.Типы обществ
Военный тип общества — военные конфликты и истребление или порабощение побеждённого победителем;

3.Типы обществ Военный тип общества — военные конфликты и истребление или порабощение
централизованный контроль. Государство вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды. Правительственное вмешательство не только не приносит никакой пользы, но даже прямо вредно.
Промышленный тип — промышленная конкуренция, где побеждает самый сильный в области интеллектуальных и моральных качеств. Борьба в таком обществе — благо для всего общества, так как в результате растёт интеллектуальный и моральный уровень общества в целом; политическая свобода, мирная деятельность.
Наихудший тип — выживание и процветание слабейших, то есть людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, что приведёт к деградации всего общества.

Слайд 8

4.Социальная эволюция
Три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание

4.Социальная эволюция Три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование»,
сильнейшего».
Правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» — вымирать; только сильные смогут адаптироваться и достигать всё более высоких уровней исторического развития.
Государственное принудительное перераспределение социальных благ должно стать частным делом, задача которого — «смягчать несправедливости природы».

Слайд 9

Социализм и коммунизм — невозможны. Людям свойственны любовь к власти, честолюбие, несправедливость и нечестность. «Все

Социализм и коммунизм — невозможны. Людям свойственны любовь к власти, честолюбие, несправедливость
попытки ускорить прогресс человечества с помощью административных мер ведут лишь к возрождению учреждений, свойственных низшему (то есть военному) типу общества — пятятся назад, желая идти вперед».
Такая постановка вопроса допускает признание объективного развития общественных явлений, но она ведёт к их биологизации, к защите эксплуатации и угнетения как якобы естественных явлений.

Слайд 10

Личные права
Перечень индивидуальных прав по Спенсеру:
- безопасность личности,
- свободное передвижение,
- свобода совести,
-

Личные права Перечень индивидуальных прав по Спенсеру: - безопасность личности, - свободное
свобода речи,
- свобода печати и др.
Спенсер защищал «право каждого человека заниматься своими делами как ему угодно, каковы бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свободы других». Политические права — нужны для того, чтобы защищать личные права. «Политические права должны быть так распределены, чтобы не только индивиды, но и классы не могли угнетать друг друга». Однако, несмотря на всю свою либеральность, Спенсер был против предоставления политических прав женщинам.