Слайд 2План:
Понятие цивилизация.
Основные классификации цивилизаций.
Основные теории развития цивилизации.
Слайд 3Проблема:
Влияют ли различные цивилизации друг на друга? Если «да», то ткаким
образом?
Слайд 41. Понятие цивилизация.
Цивилизация (от лат.(от лат. civilis — гражданский(от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1) общефилософское
значение — социальная форма движения материи1) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историософское1) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историософское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества1) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историософское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания);
Слайд 5Задание:
Найдите в тексте параграфа 4 факторы, определяющие сущность цивилизации. Стр 34.
В ходе
лекции запишите в тетрадь основные классификации цивилизаций.
Слайд 6Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон,
который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием
общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений.
Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX века
Слайд 7В XIX веке европейские историки, получив первые сведения о восточных обществах, пришли
к выводу, что между обществами, находящимися на стадии цивилизации, могут существовать качественные различия, что позволило им говорить не об одной цивилизации, а о нескольких цивилизациях.
Слайд 8В целом во второй половине XVIII — начале XIX вв. утвердилось три
подхода к пониманию «цивилизации»:
1) унитарный (человечества как единого целого); цивилизация как идеал прогрессивного развития
2) стадиальный (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого);
3) локально-исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования).
Слайд 9Стадиальная теория.
Была представлена в работах
Льюиса Моргана («Древнее общество»; 1877)
и Фридриха
Энгельса («Происхождение семьи, частной собственности и государства»; 1884).
Слайд 10Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение социума из природы и
возникновение противоречий между естественными и искусственными факторами развития общества. На данном этапе превалируют социальные факторы жизнедеятельности человека, прогрессирует рационализация мышления. Формационный подход берет за основу объективно существующие социально-экономические отношения.
Слайд 11В большинстве случаев в историко-стадиальных исследованиях применяется технократический подход, на основе которого
выделяют аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер).
«Аграрная цивилизация» — это общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церковью и армией как главными социальными институтами.
«Индустриальная цивилизация» — общество, которое характеризуется бурным развитием тяжелой промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения.
«Постиндустриальная цивилизация» — общество «высокого массового потребления», в котором основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления и теоретического знания
Слайд 12Российский исследователь Ю. В. Яковец, основываясь на работах Дэниела БеллаРоссийский исследователь Ю. В. Яковец, основываясь на
работах Дэниела Белла и Элвина Тоффлера, сформулировал концепцию мировых цивилизаций как определённой ступени «в историческом ритме динамики и генетики общества как целостной системы, в которой взаимно переплетены, дополняя друг друга, материальное и духовное воспроизводство, экономика и политика, социальные отношения и культура». История человечества в его трактовке представлена как ритмичная смена цивилизационных циклов, продолжительность которых неумолимо сокращается.
Слайд 14Локальные цивилизации
Писатель и историк Жозефа Гобино в работе «Опыт о неравенстве
человеческих
рас» (1853—1855), выделил 10 цивилизаций, каждая из которых проходит свой собственный
путь развития. Возникнув, каждая из них рано или поздно
погибает, и западная цивилизация не является исключением.
Слайд 15Николай Яковлевич Данилевский,
в своей книге «Россия и Европа» (1869 в
своей книге «Россия и Европа» (1869) противопоставил стареющей европейской цивилизации молодую славянскую. Русский идеолог панславизма указывал, что ни один
культурно-исторический тип не может претендовать на то, чтобы считаться более развитым, более высоким, чем остальные. Западная Европа в этом отношении не представляет исключения.
Слайд 16Следующим значительным
событием в становлении
теории локальных
цивилизаций стала работа
немецкого философа
и культуролога Освальда Шпенглера
«Закат Европы«Закат Европы» (1918).
Слайд 17Как и Данилевский, решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир —
Средние века — Новое время», Шпенглер выступил сторонником другого взгляда на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.
Слайд 18Гораздо более весомый вклад в изучение локальных цивилизаций
внёс английский историк Арнольд
Тойнби внёс английский историк Арнольд Тойнби. В своём 12-томном труде «Постижение истории» (1934—1961 гг.) британский учёный подразделил историю человечества на ряд локальных цивилизаций,
имеющие одинаковую внутреннюю схему развития.
Появление становление и упадок цивилизаций характеризовался такими факторами, как внешний
Божественный толчок и энергия, вызов и ответ и уход и возвращение.
Слайд 19На современном этапе учёные выделяют следующие циклы цивилизационного развития: зарождение, развитие, расцвет
и угасание. Впрочем не все локальные цивилизации проходят все стадии жизненного цикла, в полном масштабе разворачиваясь во времени. Цикл некоторых из них прерывается в силу природных катастроф (так произошло, например, с минойской цивилизацией) либо столкновений с другими культурами доколумбовы цивилизации Центральной и Южной Америки, скифская цивилизация).
Слайд 20Проблема:
Влияют ли различные цивилизации друг на друга? Если «да», то ткаким
образом?