Творческое развитие личности

Содержание

Слайд 2

Творчество

Творчество основано на желании человека создать что-то, что до тебя никем не

Творчество Творчество основано на желании человека создать что-то, что до тебя никем
было создано. Или, хотя бы сделать по-новому, по своему, улучшить то, что уже существует.
Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству, к прогрессу, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Слайд 3

ТВОРЧЕСТВО -

деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.
В

ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. В
современной научной литературе, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды творчества (в науке, технике, искусстве), его психологические основы и т.п.

Слайд 4

Среди подходов отечественных психологов к формированию творческих способностей детей можно выделить следующие:

-

Среди подходов отечественных психологов к формированию творческих способностей детей можно выделить следующие:
личностно-ориентированная позиция педагога (Вишнякова Н.Б., Исаев Е.И., Митина Л.М., Чудновский В.Э., Яковлева Е.Л.);
- развитие мыслительных процессов (Артемьева В.А., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Моляко В.А., Обухова Л.Ф., Поддьяков Н.Н., Смолярчук И.В., Чурбанова С.М);
- погружение в культуру художественной деятельности (Мелик-Пашаев А.А. и Новлянская З.Н., Полуянов Ю.А., Сметанина Н.В.);
- создание предметно-игровой среды (Новоселова С.Л., Петровский В.А., Ходырева Е.А., Шумунова Т.В.).

Слайд 5

При обучении «НЕ ТВОРЧЕСКОМ» (ПО ШАБЛОНУ)

у человека вырабатываются стереотипы эмоционального реагирования,

При обучении «НЕ ТВОРЧЕСКОМ» (ПО ШАБЛОНУ) у человека вырабатываются стереотипы эмоционального реагирования,
которые не соответствуют его истинному отношению к происходящему.
В условиях, когда человек лишен возможности выразить свое истинное отношение к событиям, ни о каком творчестве говорить не приходится;
в лучшем случае творчество осуществляется по принципу сублимации (сублимируются не только сексуальные влечения, как считал 3. Фрейд, но все эмоциональные реакции, отражающие истинное отношение человека к жизни).

Слайд 6

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕПЯТСВИЯ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА

пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕПЯТСВИЯ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных
общения; склонность к быстрой смене настроения;
однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональная поверхностность;
неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);
повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству;
основная направленность положительных эмоций - получение все новых и новых удовольствий;
непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмерная импульсивность и т.д.*

Слайд 7

Постоянно подавляя себя

человек не может вырасти в творческую личность.
В соответствии с

Постоянно подавляя себя человек не может вырасти в творческую личность. В соответствии
выученными стереотипами, он настойчиво пытается быть счастливым там, где он не может быть счастлив; он «выучен на несчастье»,
а творчество — это прежде всего счастье, переживание осмысленности своего существования.

Слайд 8

Признаки, характеризующие педагогическое творчество как целостный процесс:

• наличие противоречия проблемной ситуации или

Признаки, характеризующие педагогическое творчество как целостный процесс: • наличие противоречия проблемной ситуации
творческой задачи; • социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности; • наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; • наличие субъективных (личностных) предпосылок для творчества; • новизна и оригинальность процесса или результата.

Слайд 9

Наличие противоречия…

Наличие противоречия…

Слайд 10

Идеальная модель творчески саморазвивающейся личности (В.И. Андреев)* 1.

Мотивы и ценностные ориентации

Идеальная модель творчески саморазвивающейся личности (В.И. Андреев)* 1. Мотивы и ценностные ориентации
Стремление актуализировать и периодически усложнять творческие задачи и проблемы.
Стремление к максимальной творческой самореализации.
Глубокий творческий интерес к делу.
Стремление во что бы то ни стало решить поставленную творческую задачу.
Любознательность.
Оптимизм, вера в успех своего дела.

Слайд 11

Идеальная модель творчески саморазвивающейся личности (В.И. Андреев)* 2.

Нравственные качества
Стремление к нравственному

Идеальная модель творчески саморазвивающейся личности (В.И. Андреев)* 2. Нравственные качества Стремление к
самосовершенствованию.
Толерантность.
Нравственная культура.
Гражданские качества
Социальная активность.
Способность отстаивать свои права.
Демократизм.
Гражданское мужество.

Слайд 12

Идеальная модель творчески саморазвивающейся личности (В.И. Андреев)* 3.

Интеллектуальные и деловые качества

Идеальная модель творчески саморазвивающейся личности (В.И. Андреев)* 3. Интеллектуальные и деловые качества
Креативность, творческий подход к делу.
Компетентность.
Профессионализм.
Системность мышления.
Критичность мышления.
Рефлексивность мышления.
Прогностичность мышления.

Слайд 13

Идеальная модель творчески саморазвивающейся личности (В.И. Андреев)* 4.

Особенности характера и поведения
Направленность

Идеальная модель творчески саморазвивающейся личности (В.И. Андреев)* 4. Особенности характера и поведения
на созидательную творческую деятельность.
Способность ставить и решать все более сложные задачи и проблемы.
Участие в инновационных процессах и проектах.
Трудолюбие.
Способность начатое дело доводить до конца.

Слайд 14

Идеальная модель творчески саморазвивающейся личности (В.И. Андреев)* 5.

Самоспособности и самопроцессы
Ясная,

Идеальная модель творчески саморазвивающейся личности (В.И. Андреев)* 5. Самоспособности и самопроцессы Ясная,
глубоко продуманная «Я-концепция» творческого саморазвития.
Способность к самопознанию.
Способность к самоактуализации.
Способность к самоопределению.
Способность к самоуправлению.
Способность к самосовершенствованию личностных и профессиональных качеств.
Способность к творческой самореализации.

Слайд 15

ПРИМЕР. «ТВОРЧЕСКИЙ» ПАПА РАЗУКРАШИВАЕТ РИСУНКИ СВОИХ ДЕТЕЙ

ПРИМЕР. «ТВОРЧЕСКИЙ» ПАПА РАЗУКРАШИВАЕТ РИСУНКИ СВОИХ ДЕТЕЙ

Слайд 18

В чём проявляется творчество педагога, воспитателя

Во-первых, творчество педагога проявляется в способности

В чём проявляется творчество педагога, воспитателя Во-первых, творчество педагога проявляется в способности
диагностировать психологическое состояние ребёнка, уровень его способностей, индивидуальные особенности его личности.
Во-вторых, педагогическое творчество — это способность предвосхищения, предвидения того, кем может стать ребёнок, в какую сторону разовьются его способности. В связи с этим педагог не имеет права на предвзятость.
В-третьих, творчество педагога состоит в том, чтобы видеть проявления творческих способностей. И необходимо внимательно наблюдать за всеми проявлениями творческого потенциала ученика.
В-четвертых, в процессе занятий необходимо использовать те приемы, которые будут наиболее эффективны для данного Ученика. В этом и состоит индивидуальный поход .
В-пятых, творчество педагога протекает «здесь и теперь». Оно состоит из импровизаций — мгновенных и точных поведенческих реакций на ситуацию, на ту или иную неожиданность в поведении ученика.

Слайд 20

Выделяют несколько уровней педагогических инноваций:

1) открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность;
2)

Выделяют несколько уровней педагогических инноваций: 1) открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать педагогическую
изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических (социально-коммуникативных) технологий;
3) рационализаторство - усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств социального воспитания и социального образования

Слайд 21

Существует модель пяти уровней развития творчества:

«Ученический уровень» - осмысленное узнавание материала

Существует модель пяти уровней развития творчества: «Ученический уровень» - осмысленное узнавание материала
при его предъявлении в готовом виде и решение на этой основе типовых задач.
Алгоритмический уровень - самостоятельное применение выработанных умений в стандартных ситуациях (воспроизведение информации по памяти для решения типовых задач).
Преобразующий уровень - решение усложненных задач с применением нескольких алгоритмов, использование ранее изученного материала, межпредметных связей.
Эвристический уровень - решение нестандартных задач, результат умственной работы - личностно-значимое открытие.
Творческий уровень - постановка проблемы и ее решение, уровень научной работы, результат - общественно-значимое открытие.

Слайд 22

ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА

ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА

Слайд 23

В формировании творческой личности важную роль играет среда с «творческой заряженностью».

Именно среда

В формировании творческой личности важную роль играет среда с «творческой заряженностью». Именно
обеспечивает легкость вхождения в самостоятельный творческий процесс, получения удовлетворения от результатов и процесса деятельности, меньшую усталость при большей активности и напряжении.
«Погружение» в в вариативную нерегламентированную среду способствует развитию «творческости», навыков диалогического общения, способностей к самостоятельности, саморазвитию.
Креативность является свойством, которое актуализируется тогда, когда это позволяет окружающая среда.

Слайд 24

КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Чтобы креативность сформировалась как глубинное (личностное), а не только поведенческое (ситуативное)

КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ Чтобы креативность сформировалась как глубинное (личностное), а не только поведенческое
свойство, формирование должно происходить под влиянием условий среды.
Поэтому для формирования креативности как глубинного свойства, выражающегося в оригинальном видении проблемы, необходимо осуществлять системное непрямое формирующее воздействие, а такому требованию отвечает воздействие через определенный комплекс условий микросреды.

Слайд 26

Условия творческой деятельности

временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения

Условия творческой деятельности временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их
нет больших промежутков времени;
сопряженность творчества взрослого с творчеством детей и других людей:
отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;
атмосфера публичного выступления;
необходимость постоянного соотнесения стандартных приемов и нетипичных ситуаций.

Слайд 27

Необходимость постоянного соотнесения стандартных приемов и нетипичных ситуаций.

Необходимость постоянного соотнесения стандартных приемов и нетипичных ситуаций.

Слайд 28

1. Реализация принципов гуманистической психологии В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА, ВОСПИТАТЕЛЯ

1.1. Восхищение каждой

1. Реализация принципов гуманистической психологии В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА, ВОСПИТАТЕЛЯ 1.1. Восхищение каждой
идеей ученика, аналогичное восхищению первыми шагами ребенка; оно предполагает: а) позитивное подкрепление всех идей и ответов ученика; б) использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное; в) максимальную адаптацию ко всем высказываниям и действиям детей. 1.2. Создание климата взаимного доверия, безоценочности, принятия других, психологической безопасности. 1.3. Обеспечение независимости в выборе и принятии решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.

Слайд 29

2. Реализация принципов развивающего обучения (А.М. Матюшкин):

2.1. проблемность, диалогичность, индивидуализация.
2.2.Использование интеллектуальных

2. Реализация принципов развивающего обучения (А.М. Матюшкин): 2.1. проблемность, диалогичность, индивидуализация. 2.2.Использование
задач, которые невозможно решить обычными способами.
2.3. Обмен мнениями и вопросами между членами группы, между группой и ведущим.
2.4. Принятие различных аспектов творческости

Слайд 30

Благоприятной средой для развития творческих способностей может стать атмосфера музыкально-художественного и человеческого

Благоприятной средой для развития творческих способностей может стать атмосфера музыкально-художественного и человеческого
общения

У каждого существует «ненасыщаемая потребность» в живом общении, потребность слушать других людей, поделиться своими впечатлениями и творческими задумками. Такая среда создает вокруг ученика атмосферу доброжелательности, взаимного интереса и одухотворенности.
Ребёнок должен «купаться в море музыки, в море поэзии, в море цвета и форм, в море человеческих взаимоотношений».
Суть педагогического процесса состоит в том, чтобы это «море» было осмысленно педагогом.
КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА играет исключительно важную роль в творческом развитии личности.

Слайд 31

Э. де Боно

разработал несколько направлений развития мыслительных способностей как детей, так

Э. де Боно разработал несколько направлений развития мыслительных способностей как детей, так
и взрослых, сочетая интуитивные и логические подходы к решению творческих задач.
Его методики очень удобны для использования родителями, поскольку простые упражнения с детьми можно выполнять в любое время - например, на прогулке, при поездке в транспорте.
Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3999

Слайд 32

«Шесть шляп мышления»,

которые основаны на соотнесении цвета шляпы с отдельными

«Шесть шляп мышления», которые основаны на соотнесении цвета шляпы с отдельными этапами
этапами творческого процесса:
сбора информации,
генерации идей,
анализа идей,
поиска ресурсов для воплощения идей.
Предложенные Боно различные мини-алгоритмы решения творческих задач имеют свое буквенное обозначение (аббревиатуру), которая легко запоминается детьми на английском языке и служит им образной подсказкой при решении задач.

Слайд 33

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ - «КАРАКУЛИ»

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ - «КАРАКУЛИ»

Слайд 34

Упражнения для развития творческих способностей у детей на занятиях:

1. “Конструкция”
листок на всех целый,

Упражнения для развития творческих способностей у детей на занятиях: 1. “Конструкция” листок
на который дети по очереди приклеят свои кусочки не зная, что задумал изобразить первый ребенок. Последний скажет, что получилось в итоге и сравнить с тем, что задумал первый.
2. “Три словечка”
Педагог говорит три любых слова например: кот, мяч, самолет, каждый ребенок старается придумать предложение, НАРИСОВАТЬ РИСУНОК, используя эти слова. Например:
Кот летел на самолете за мячом.
Кот играл мячом в самолете.
На мяче кот летел, как самолет. И т.д.
3. “Каракули”
Взять ручку, поставить и центр листочка, закрыть глаза, и произвольно водить но листочку, непрерывную линию в течение 15 сек., затем внимательно посмотреть «какой образ видно” выделить его.

Слайд 35

 “Сочинение загадок но алгоритму”
Можно сочинять загадки, описывая признаки предмета по таблице:
Какой? Что

“Сочинение загадок но алгоритму” Можно сочинять загадки, описывая признаки предмета по таблице:
такое же? Алгоритм:
1. Выбрать объект,
2. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: “Какой?”
3. Заполнить правую часть таблицы: “Что такое же?”
4. Вставить слова -связки “….но не...”
5. Прочитать готовую загадку: Белый, по не снег, сладкий, но не мед.
5. “Рисовалка”
Двое детей берут одну ручку, ставят в центр листа и рисуют одновременно, что - то, что сказал им педагог на ухо (разное). И смотрим, что получилось.
6. “Рифмочка”
Подбери рифму к слову. Например: овечка - словечко - сердечко.

Слайд 36

В ходе личностного становления

огромную роль играет образец – личность наставника-профессионала, на которую

В ходе личностного становления огромную роль играет образец – личность наставника-профессионала, на
ориентируется ребёнок.
Для организации досуга, успешного обучения, воспитания сам наставник должен быть творческой личностью.
Создавая вокруг себя атмосферу увлеченности, влюбленности в своё дело, он раздвигает кругозор детей, раскрывает перед ними познавательное, этическое, эстетическое, творческое значение обучения и досуга.

Слайд 38

Для подбора наиболее эффективных методов воздействия

организатору досуга, преподавателю необходимо знать о

Для подбора наиболее эффективных методов воздействия организатору досуга, преподавателю необходимо знать о
многообразии индивидуальных различий, которые проявляются в учебной деятельности :
уровень эмоционального отклика на информацию;
характер протекания мыслительных процессов (гибкость мышления,
наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу, критичность, самооценка);
уровень владения знаниями (полнота, глубина, умение самостоятельно их применять);
наличие и характер познавательных интересов (аморфные, стереотипные, широкие);
отношение к учению в целом (положительное, безразличное, негативное).

Слайд 39

Критерии творческости

При обсуждении проблемы творческого поведения встает вопрос и о его критериях.

Критерии творческости При обсуждении проблемы творческого поведения встает вопрос и о его

Под творческим понимают такое поведение, которое характеризуется:
безоценочным отношением к жизни;
возникающие жизненные ситуации не воспринимаются как хорошие или плохие, к ним не прикладываются оценочные критерии;
они воспринимаются просто как ситуации, требующие разрешения, т. е. проблемные ситуации.
Тем самым они не воспринимаются как результат прошлых действий, как награда или наказание.

Слайд 40

Потребность в самовыражении

Как показывают исследования гуманистических психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, В.

Потребность в самовыражении Как показывают исследования гуманистических психологов (А. Маслоу, К. Роджерс,
Сатир, Э. Фромм и многих других),
потребность в самовыражении является одной из основных для человека.
Но, как и всякая другая потребность, она нуждается в адекватных способах удовлетворения и реализации.
А для человека адекватными формами удовлетворения потребности являются культурно выработанные средства.

Слайд 41

ПАРАДОКС

Парадоксом творческого самовыражения является то, что для его осуществления абсолютно необходимо овладение

ПАРАДОКС Парадоксом творческого самовыражения является то, что для его осуществления абсолютно необходимо овладение культурными нормами
культурными нормами

Слайд 42

С одной стороны

овладение этим является для общества гарантией того, что творческое самовыражение

С одной стороны овладение этим является для общества гарантией того, что творческое
будет осуществляться в определенных культурно заданных рамках, не принося обществу вреда и не разрушая его основ.

Слайд 43

С другой стороны

культурно выработанные средства представляют собой материал, используемый в творческом самовыражении.

С другой стороны культурно выработанные средства представляют собой материал, используемый в творческом

Если усвоением культурно заданных образцов процесс личностного развития завершается, то это ведет к тупику — к омертвению, стереотипизации, шаблону.
Если же это усвоение является лишь этапом развития, за которым следует свободное и гибкое творческое использование средств для выражения собственной индивидуальности, то оно открывает практически безграничные возможности для личностного роста.

Слайд 44

РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА СПОСОБСТВУЕТ ХОББИ-ДОСУГ

Конструкторы
Настольные игры
Наклейки
Пазлы
Головоломки
Исследования и опыты
Моделирование
Фокусы
Эзотерика

РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА СПОСОБСТВУЕТ ХОББИ-ДОСУГ Конструкторы Настольные игры Наклейки Пазлы Головоломки Исследования и опыты Моделирование Фокусы Эзотерика

Слайд 45

ДЕРЕВООБРАБОТКА

ДЕРЕВООБРАБОТКА

Слайд 46

Хобби Коллекционирование
Нумизматика
Бонистика
Филателия
Фалеристика
Скрипофилия
Экзонумия

Сувенирные ложки

Хобби Коллекционирование Нумизматика Бонистика Филателия Фалеристика Скрипофилия Экзонумия … Сувенирные ложки

Слайд 47

Квиллинг

Квиллинг

Слайд 48

Рукоделие

Шитье
Вышивание
Вязание
Плетение

Рукоделие Шитье Вышивание Вязание Плетение

Слайд 49

Декорирование

Картины и мозаика
Декоративные украшения
Рамки и багеты
Фурнитура

Декорирование Картины и мозаика Декоративные украшения Рамки и багеты Фурнитура

Слайд 50

Декупаж


Декупаж

Слайд 51

Сделай сам

Бижутерия
Мыло
Свечи
Игрушки и куклы
Гравюры и выжигание
Кристаллы
Растения

Сделай сам Бижутерия Мыло Свечи Игрушки и куклы Гравюры и выжигание Кристаллы Растения

Слайд 52

Рисование и лепка
Рисование
Поделки из бумаги и дерева
Скрапбукинг
Аппликации
Оригами

Рисование и лепка Рисование Поделки из бумаги и дерева Скрапбукинг Аппликации Оригами

Слайд 53

Резьба по дереву

Резьба по дереву

Слайд 54

Другие виды хобби

Спортивные хобби
Музыкальные инструменты
Музыка
Игры и приставки
Кино
Путешествия
Туризм
Стрельба

Другие виды хобби Спортивные хобби Музыкальные инструменты Музыка Игры и приставки Кино Путешествия Туризм Стрельба

Слайд 55

РЕСТАВРАЦИЯ – ТВОРЧЕСТВО-ХОББИ-БИЗНЕС

РЕСТАВРАЦИЯ – ТВОРЧЕСТВО-ХОББИ-БИЗНЕС

Слайд 56

«Судостроение»

«Судостроение»

Слайд 57


Рукоделие и творчество
фото
Коллекционирование
Кулинария
Интерьер
Сад и его дизайн
Эзотерика

Рукоделие и творчество фото Коллекционирование Кулинария Интерьер Сад и его дизайн Эзотерика

Слайд 58

Необычные хобби

Необычные хобби
Имя файла: Творческое-развитие-личности.pptx
Количество просмотров: 58
Количество скачиваний: 0