- Главная
- Педагогика
- ТИС подход как основа педагогической практики
Содержание
- 2. К. Роджерс "Взгляд на психотерапию. Становление человека" . Главным побудительным мотивам творчества, как оказалось, является стремление
- 3. ТИС подход Творчество – это воодушевленное состояние, сопровождающее и вызывающее созидательную активность человека. Инициатива – это
- 4. Творчество Психологические условия – воображение, воля и стремления Условия для инициативы: - социальная безопасность; - уверенность
- 5. Контртезис: Современное образование стремится создавать условия для воплощения творческих потребностей детей, но оно всегда склонно ограничивать
- 6. Базовый тезис: образование – это процесс, который должен строиться на детском творчестве. Образование человека – это
- 7. образование стремится создавать условия для воплощения творческих потребностей детей, но оно всегда склонно ограничивать две основные
- 8. Детское творчество Принципиальное отличие детского творчества от взрослого – способность отходить от системы имеющихся культурных координат.
- 9. Детское творчество Дети - творцы по своей природе. Просто их творчество отличается от творчества взрослых, у
- 10. Поводом для детского творчества является любопытство, а для взрослого творчества - осознанный мотив, потребность. Базовое пространство
- 11. Основные модели ТИС подхода Базовая характеристика всех моделей Они обеспечивают создание совершенно особой развивающей среды, в
- 12. Обучающая модель Идет обучение новым языкам мышления и действия Обучает способам познавательного поиска в определенной культурной
- 13. Обучающая модель
- 14. Социальная модель Это деятельность по усвоению ритуалов , культурных моделей взрослой жизни. Модель проявляется еще в
- 16. Индивидуальная модель Происходит формирование опыта самораскрытия - в нарушение, в обход культурных правил и норм. Это
- 18. Спонтанное творчество детей не всегда поддерживается взрослыми миром. Но определенные его формы, которые нравятся большому количеству
- 19. Дети учат детей
- 30. Сначала о творчестве Творчество заразительно!!!! Эффект Тома Сойера. Распознать творчество легко – это состояние вдохновения. В
- 32. Скачать презентацию
Слайд 2К. Роджерс "Взгляд на психотерапию. Становление человека"
. Главным побудительным мотивам творчества, как
К. Роджерс "Взгляд на психотерапию. Становление человека"
. Главным побудительным мотивам творчества, как
![К. Роджерс "Взгляд на психотерапию. Становление человека" . Главным побудительным мотивам творчества,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/905798/slide-1.jpg)
.. У человека есть способность и тенденция, если не явная то потенциальная, двигаться вперед к зрелости. В подходящем психологической климате эта тенденция высвобождается и становится не потенциальной, а актуальной
Слайд 3ТИС подход
Творчество – это воодушевленное состояние, сопровождающее и вызывающее созидательную активность человека.
Инициатива
ТИС подход Творчество – это воодушевленное состояние, сопровождающее и вызывающее созидательную активность человека. Инициатива
![ТИС подход Творчество – это воодушевленное состояние, сопровождающее и вызывающее созидательную активность](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/905798/slide-2.jpg)
Слайд 4
Творчество
Психологические условия – воображение, воля и стремления
Условия для инициативы:
- социальная безопасность;
-
Творчество Психологические условия – воображение, воля и стремления Условия для инициативы: - социальная безопасность; -
![Творчество Психологические условия – воображение, воля и стремления Условия для инициативы: -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/905798/slide-3.jpg)
Творчество – сила вдохновения
Инициатива – сила решимости, цели
Самостоятельность – сила действия
могут иметь превращенные формы, отчужденные от индивидуальности. Будучи духовными процессами, они также подвержены общим болезням духовности нашего времени
Слайд 5Контртезис: Современное образование стремится создавать условия для воплощения творческих потребностей детей, но
Контртезис: Современное образование стремится создавать условия для воплощения творческих потребностей детей, но
![Контртезис: Современное образование стремится создавать условия для воплощения творческих потребностей детей, но](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/905798/slide-4.jpg)
Творческий процесс -в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык.
В. Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта- художника».
Творческая деятельность. И хотя доля творческого процесса, приходящаяся на разум, возможно, количественно не преобладает, качественно она определяет многие существенные стороны творчества. Сознательное начало контролирует его главную цель, сверхзадачу и основные контуры художественной концепции произведения, высвечивает «светлое пятно» в мышлении художника, и весь его жизненный и художественный опыт организуется вокруг этого светового пятна. Сознательное начало обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль художника, помогает ему самокритично проанализировать и оценить свое произведение и сделать выводы, способствующие дальнейшему творческому росту
Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить. Творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей.
Слайд 6
Базовый тезис: образование – это процесс, который должен строиться на детском творчестве.
Базовый тезис: образование – это процесс, который должен строиться на детском творчестве.
![Базовый тезис: образование – это процесс, который должен строиться на детском творчестве.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/905798/slide-5.jpg)
Образование человека – это процесс его окультуривания, то есть развития в нем культуры мысли, чувства и дела.
Поэтому подлинное образование – это всегда процесс развития личности в пространстве культуры через собственные культурные практики. Но культура – это продукт творческой деятельности людей. Поэтому и развитие личности в культуре возможно только посредством неослабевающей творческой мысли и действия воспитанников.
Слайд 7образование стремится создавать условия для воплощения творческих потребностей детей, но оно всегда
образование стремится создавать условия для воплощения творческих потребностей детей, но оно всегда
![образование стремится создавать условия для воплощения творческих потребностей детей, но оно всегда](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/905798/slide-6.jpg)
Существует ошибка сведения творчества к творческой деятельности.
Творчество – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Оно непрерывно раздвигает возможностей человека, создавая условия для покорения новых вершин.
Творческая деятельность – это форма воплощения творческих ресурсов человека.
Инициатива и самостоятельность – это два обязательных условия и следствия любого творческого акта. Умение их стимулировать и поддерживать – необходимые характеристики современного педагогического мастерства.
Творчество, основанное на инициативе и самостоятельности – это процесс, разрушающий догматичность школьного знания. Оно согласует развитие культуры и развитие человека, делая их синергийными друг другу .
Слайд 8Детское творчество
Принципиальное отличие
детского творчества от взрослого
– способность отходить от
системы имеющихся
Детское творчество
Принципиальное отличие
детского творчества от взрослого
– способность отходить от
системы имеющихся
![Детское творчество Принципиальное отличие детского творчества от взрослого – способность отходить от](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/905798/slide-7.jpg)
координат.
Детское творчество всегда
опирается больше на
индивидуальные значения,
работу собственной фантазии и
безграничного воображения и
если что - то и создает границы
для детского творчества – то это
именно его внутренний мир.
Слайд 9Детское творчество
Дети - творцы по своей природе. Просто их творчество отличается от
Детское творчество
Дети - творцы по своей природе. Просто их творчество отличается от
![Детское творчество Дети - творцы по своей природе. Просто их творчество отличается](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/905798/slide-8.jpg)
Детское творчество исключительно эгоцентрично, оно лишено сознательной оглядки на социальные предпочтения, установки и даже культурные нормы. Ребенка влечет главная тайна - он сам и его увлекают те виды деятельности, те задачи, которые содержат в себе ресурс самооткрытия.
Слайд 10Поводом для детского творчества является любопытство, а для взрослого творчества - осознанный
Поводом для детского творчества является любопытство, а для взрослого творчества - осознанный
![Поводом для детского творчества является любопытство, а для взрослого творчества - осознанный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/905798/slide-9.jpg)
Слайд 11Основные модели ТИС подхода
Базовая характеристика всех моделей
Они обеспечивают создание совершенно особой развивающей
Основные модели ТИС подхода
Базовая характеристика всех моделей
Они обеспечивают создание совершенно особой развивающей
![Основные модели ТИС подхода Базовая характеристика всех моделей Они обеспечивают создание совершенно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/905798/slide-10.jpg)
Обучающая модель - это освоение новых языком и норм культуры
Преобразующая модель – это усвоение ритуалов взрослой жизни.
Созидательная модель – это культурное еретичество, использование культуры для самореализации
Общей основой всех моделей является:
Действуют в конкретной области и нише культурного развития ребенка
Обеспечивают переход области культурного развития в цели индивидуального развития личности
Основными компонентами моделей являются педагог как субъект педагогической культуры, ученик как субъект детской культуры и содержание образования (область культурного познания и действия).
Конкретная модель ( их три) выбираться в начале планирования взаимодействия с учащимися, но в педагогическом процессе модель может корректироваться и переходить в другую модель
Слайд 12Обучающая модель
Идет обучение новым языкам мышления и действия
Обучает способам познавательного поиска в
Обучающая модель
Идет обучение новым языкам мышления и действия
Обучает способам познавательного поиска в
![Обучающая модель Идет обучение новым языкам мышления и действия Обучает способам познавательного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/905798/slide-11.jpg)
Основная задача: КУЛЬТУРНАЯ ОБЛАСТЬ ДОЛЖНА СТАТЬ УЗНАВАЕМОЙ ВОСПИТАННИКОМ И РАСПОЗНАВАЕМОЙ КАК «СВОЯ»!
Строится на создании учебных ситуаций. Учебная ситуация (ФГОС) – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.
В ТИС подходе - это модель, в которой угол образовательного поиска задает сам учащийся посредством гипостазирования, рефлексии, собственного суждения, «конфликта интерпретаций», интуиции, аналогии и т.п.
Педагог (вожатый) в этом процессе:
предоставляет возможности выбора в поиске и решении образовательных задач;
стимулирует проявления творческий самобытной активности детей;
акцентирует внимание на детском успехе;
подчеркивает личностный вклад в достигнутое.
помогает выбрать собственный замысел, осуществить целеполагание , определить приоритетность решения задач,
поддерживает признаки самоконтроля и самокоррекции у учащихся
Слайд 13Обучающая модель
Обучающая модель
![Обучающая модель](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/905798/slide-12.jpg)
Слайд 14Социальная модель
Это деятельность по усвоению ритуалов , культурных моделей взрослой жизни.
Социальная модель
Это деятельность по усвоению ритуалов , культурных моделей взрослой жизни.
![Социальная модель Это деятельность по усвоению ритуалов , культурных моделей взрослой жизни.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/905798/slide-13.jpg)
Модель проявляется еще в дошкольный период. Врожденность модели???? Смысл – успешное коммуницирование со взрослыми. Освоение языка взрослого мира (язык движения, действия и пр.)
В этой модели они усваивают ритуалы и не формируют новые языки общения и понимания мира!!!!!
Предусматривает действия детей по преобразованию элементов культурной ниши. Культурная ниша – это конкретизация культурной области в имеющихся социально-бытовых и целевых условиях, то есть те формы различных культурных областей как они имеются в пространстве смены. ( например, спорт, медицинское обслуживание или образование (школа) на смене и пр.)
Основная задача: Создать условия для авторской практики детей в решении задач на преобразование культурных форм и действий
Основу такой возможности составляют активные формы участия детей в проектировании, моделировании новой образовательной ( и иной культурной) практики, поиске идей, форм действия для решения актуальных задач и субъектный опыт их воплощения. Особую эффективность имеет деятельность детей по проектированию образовательной деятельности, то есть когда задачей для проектирования становятся вопросы преобразования пространства самого образования: проектирование творческой образовательной смены (для системы дополнительного образования детей), проект урока, проект модернизации школы и пр.
Детская культура в данной модели раскрывается как процесс самостоятельной и самоответственной деятельности детей по творению своего опыта «быть взрослыми»: детское самоуправление (как форма проявления детской инициативности), детский труд (как форма проявления детьми заботы о школе); детские праздники (как форма проявления детской ответственности и организованности).
Слайд 16Индивидуальная модель
Происходит формирование опыта самораскрытия - в нарушение, в обход культурных правил
Индивидуальная модель
Происходит формирование опыта самораскрытия - в нарушение, в обход культурных правил
![Индивидуальная модель Происходит формирование опыта самораскрытия - в нарушение, в обход культурных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/905798/slide-15.jpg)
Это модель культурного еретичества, основана на нарушении культурного опыта и знания. Причем это не сознательный процесс, а регулируемый порывами фантазии и воображения. Ребенок нарушает норму, поскольку его влечет не сознание, а вдохновение! А вдохновение границ не знает!! Это созидание нового на основе работы духа.
Предусматривает авторские действия детей по созданию НОВЫХ компонентов в культурной нише Культурная ниша – это конкретизация культурной области в имеющихся социально-бытовых и целевых условиях, то есть те формы различных культурных областей как они имеются в пространстве смены. например, спорт, медицинское обслуживание или образование (школа) на смене и пр.)
Основная задача: обеспечить творческую практику детей в создании новых элементов культурной ниши.
Основывается на признании самобытности и уникальности детской культуры и принятии ее за источник совершенствования образования и образовательно-оздоровительных практик через создание возможностей для открытого и самобытного проявления детской культуры в образовании.
Процесс реализации этой модели – перестройка педагогического взаимодействия по «сценарию детства», то есть исходя из особенностей поведения, форм общения, способов деятельности самих детей, а также с опорой на некие социокультурные инварианты, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Важно отметить, что в современной детской культуре происходит конструирование новых элементов, обусловленных общими изменениями в культуре. Так, детьми активно используются развивающиеся медиаресурсы (телефония, телевидение, печатная продукция), происходит виртуализация основных культурных форм общения детей (детские блоги, форумы и т.п.), технологизируются формы и виды индивидуального творчества (кибер-проекты, виртуальные дневники, интернет-выставки и т.п.). Все эти изменения важно не только учитывать, но и находить им место при проектировании образовательного и образовательно – оздоровительных пространств. Ведь проявления детской культуры есть ни что иное как формы личностного обращения к другому человеку, способ инициации диалога с ним.
Слайд 18Спонтанное творчество детей не всегда поддерживается взрослыми миром. Но определенные его формы,
Спонтанное творчество детей не всегда поддерживается взрослыми миром. Но определенные его формы,
![Спонтанное творчество детей не всегда поддерживается взрослыми миром. Но определенные его формы,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/905798/slide-17.jpg)
Слайд 19Дети учат детей
Дети учат детей
![Дети учат детей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/905798/slide-18.jpg)
Слайд 30Сначала о творчестве
Творчество заразительно!!!! Эффект Тома Сойера.
Распознать творчество легко – это
Сначала о творчестве
Творчество заразительно!!!! Эффект Тома Сойера.
Распознать творчество легко – это
![Сначала о творчестве Творчество заразительно!!!! Эффект Тома Сойера. Распознать творчество легко –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/905798/slide-29.jpg)
В творчество слиты опосредованность сознания и непосредственность воображения..
Творческая деятельность детей активизируется разными поводами:
- Интерес педагога (учителя надо учить находить в каждом уроке то, что интересно ему)
- Наличие собственной цели не только у учителя, но и у детей (детям надо помочь найти. Прием – идентификация интересов аудитории и собственной мотивации)
- Активное любопытство (надо научить поддерживать. Прием – обнаружение несовпадения (противоречия, тайны)
- Возможность открытого проявления индивидуальности (надо учить детей соизмерять индивидуальность с правилами)
- Новизной. Важен вопрос формы (урока, метода, приема и пр.). Творчество не может стимулироваться привычной повседневностью и в том числе традициями, ритуалами, обрыдами и пр., которые служат сохранению, стабилизации, а не развитию и инновациям. Такая форма также обладает способностью постепенно «консервировать» творчество. Поэтому необходимо форму не реанимировать любыми усилиями, а оживлять! И вводить новые формы.
Творческая деятельность детей регулируется личным самоуправлением. Самоуправление – это процесс корректировки и регулирования собственных проявлений и состояний относительно принятых норм и правил. Поэтому надо учить учителей умениям стимулировать и поддерживать самоуправление детьми собственных состояний.