Изобразительно-выразительные средства языка и речи

Содержание

Слайд 2

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности

Слайд 3

ТРОПЫ (лексика)

ТРОПЫ (лексика)

Слайд 4

Виды тропов

Сравнение - сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного

Виды тропов Сравнение - сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения
из них при помощи другого.
Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит. (Н.Некрасов).
Как молоком облитые,
стоят сады вишневые
тихохонько шумят. (Н. Некрасов)
Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. (С.Есенин) Ее глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач. (Н.Заболоцкий).

Слайд 5

Способы передачи сравнений

Сравнение – уподобление изображаемого явления другому по какому-либо общему для

Способы передачи сравнений Сравнение – уподобление изображаемого явления другому по какому-либо общему
них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые важные свойства: Небо как колокол, месяц – язык… (С.Есенин); На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (А.Ахматова). Сравнения оформляются в виде синтаксических конструкций различных типов:

Слайд 6

Виды тропов

Метафора (скрытое сравнение) - употребление слова в переносном значении; перенос основан

Виды тропов Метафора (скрытое сравнение) - употребление слова в переносном значении; перенос
на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту.
В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов.
Метафора широко используется в поэтической речи.
В саду горит костёр рябины красной. (С.Есенин)
Первый снег опушил у деревьев ресницы.
И в лесу и в полях – тишина, тишина.(Н. Рыленков)

Слайд 7

Виды метафор

Виды метафор

Слайд 8

Употребление метафор в поэтической речи

Своими горькими слезами Над нами плакала весна. Огонь мерцал за

Употребление метафор в поэтической речи Своими горькими слезами Над нами плакала весна.
камышами, Дразня лихого скакуна. (А.Блок)
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.(С.Есенин)
Пока качает полночь усталый материк,
Я солнце собираю на дорогах…(Ю.Визбор)
…Предательство, предательство –
Души незаживающий ожог. (А.Городницкий)

Слайд 9

Употребление метафор в поэтической речи


Заря стоит до плеч в вишневой пене… (Н.Рыленков)
Крыши

Употребление метафор в поэтической речи Заря стоит до плеч в вишневой пене…
домов дрожат под тяжестью дней.
Небесный пастух пасет облака.
Город стреляет в ночь дробью огней,
Но ночь сильней, ее власть велика.(В.Цой)
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или - когда все время против шерсти,
Или - когда железом по стеклу.(В.Высоцкий)

Слайд 10

Виды тропов

Олицетворение - перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы

Виды тропов Олицетворение - перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления
или животных:
Мороз сковал реку.
Уж небо осенью дышало.(А. Пушкин)
Луна хохотала, как клоун (С.Есенин). Полночь в моё городское окно Входит с ночными дарами(А.Твардовский).

Слайд 11

Виды тропов

Метонимия - обозначение предмета с помощью других слов и понятий.
Я три

Виды тропов Метонимия - обозначение предмета с помощью других слов и понятий.
тарелки съел.(И.Крылов)
Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин)
Я всего Пушкина наизусть знаю.

Слайд 12

При метонимии перенос наименования может возникнуть:

При метонимии перенос наименования может возникнуть:

Слайд 13

Виды тропов

Синекдоха – разновидность метонимии, троп, состоящий в употреблении части вместо целого

Виды тропов Синекдоха – разновидность метонимии, троп, состоящий в употреблении части вместо
или целого вместо части. Обычно в синекдохе употребляются:
1)единственное число вместо множественного: И слышно было до рассвета, как ликовал француз.(М.Лермонтов);
2)множественное число вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны.(А.Пушкин);
3)родовое название вместо видового: Ну что ж, садись, светило(В.Маяковский);
4) видовое название вместо родового: Пуще всего береги копейку(т.е. деньги) (Н.Гоголь).

Слайд 14

Виды тропов

Ирония (скрытая насмешка) - употребление слова или высказывания в смысле, противоположном

Виды тропов Ирония (скрытая насмешка) - употребление слова или высказывания в смысле,
буквальному.
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу)
Ты все пела – это дело!
Так пойди же попляши…(И.Крылов)

Слайд 15

Виды тропов

Сарказм – суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым, высшая степень

Виды тропов Сарказм – суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым, высшая
иронии:
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи,
Ждущей смерти твоей с нетерпением. (Н.Некрасов)

Слайд 16

Виды тропов

Перифраз (перифраза) - оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на

Виды тропов Перифраз (перифраза) - оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает
признаки неназванного предмета: вместо лев – царь зверей,
С.-Петербург – северная столица, город на Неве, северная Пальмира ;
весна – утро года;
Пушкин – солнце русской поэзии.

Слайд 17

Виды тропов

Эвфемизм – слово или выражение, смягчающее или заменяющее нежелательный оборот:
Ваша невеста

Виды тропов Эвфемизм – слово или выражение, смягчающее или заменяющее нежелательный оборот:
долго жить приказала(вместо умерла).
Находиться в объятиях Морфея (вместо спать)

Слайд 18

Виды тропов

Гипербола (преувеличение) – художественное преувеличение свойств предмета.
Редкая птица долетит до середины

Виды тропов Гипербола (преувеличение) – художественное преувеличение свойств предмета. Редкая птица долетит
Днепра.(Н.Гоголь)
В сто сорок солнц закат пылал, В июль катилось лето. (В.Маяковский)
Я тебе уже тысячу раз говорил: сделай уроки!

Слайд 19

Виды тропов

Литота (преуменьшение) – художественное преуменьшение свойств предмета; количественное уменьшение признаков предмета,

Виды тропов Литота (преуменьшение) – художественное преуменьшение свойств предмета; количественное уменьшение признаков
явления, действия.
Мальчик с пальчик; мужичок с ноготок.
Многие фразеологизмы основаны на литоте:
капля в море, рукой подать, кот наплакал.
Ваш шпиц, прелестный шпиц,
не более наперстка.(А.Грибоедов)

Слайд 20

Виды тропов

Эпитет ("красочное" определение) - слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо

Виды тропов Эпитет ("красочное" определение) - слово или словосочетание, служащее образной характеристикой
лица, явления или предмета (чаще всего метафорическое прилагательное): парус одинокий, мотыльковая красота, мороз-воевода.
Нельзя смешивать с определительными прилагательными, являющимися просто предметными и логическими определениями.
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком. (С.Есенин) Ср.: белый снег, мягкий снег – определительные прилагательные; сахарный снег, лебяжий снег – эпитеты.

Слайд 21

Виды тропов

Оксюморон (сочетание несочетаемого) - сочетание противоположных по значению слов с целью

Виды тропов Оксюморон (сочетание несочетаемого) - сочетание противоположных по значению слов с
необычного выражения какого-либо нового понятия, представления.
Люблю я пышное природы увяданье.(А.Пушкин).
Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг (М.Лермонтов)
Есть тоска веселая в алостях зари (С.Есенин)
«Живой труп» Л.Толстого,
«Оптимистическая трагедия» В.Вишневского;
«Горячий снег» Ю.Бондарева.

Слайд 22

Виды тропов

Аллегория (иносказание) - изображение отвлеченного понятия через конкретный образ: Правосудие восторжествовало.

Виды тропов Аллегория (иносказание) - изображение отвлеченного понятия через конкретный образ: Правосудие
– Женщина с весами вступила в силу.(=правосудие).
Аллегория широко применяется в баснях и сказках: лиса – воплощение хитрости, заяц – трусости, волк – злобы и жадности, осёл – глупости.

Слайд 24

Стилистические фигуры

Анафора (единоначалие) - повторение слов или словосочетаний в начале предложений,

Стилистические фигуры Анафора (единоначалие) - повторение слов или словосочетаний в начале предложений,
стихотворных строк или строф.
Жди меня, и я вернусь!
Только очень жди!
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара…(К.Симонов)

Слайд 25

Стилистические фигуры

Эпифора (одинаковая концовка) - повторение слов или выражений в конце

Стилистические фигуры Эпифора (одинаковая концовка) - повторение слов или выражений в конце
смежных предложений.
Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что.
(Омар Хайям)
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь)

Слайд 26

Стилистические фигуры

Стык – повторение одного и того же слова в конце

Стилистические фигуры Стык – повторение одного и того же слова в конце
одного предложения и в начале другого:
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.(К.Бальмонт)

Слайд 27

Стилистические фигуры

Параллелизм (синтаксический параллелизм) - одинаковое синтаксическое построение предложений.
Что ищет он

Стилистические фигуры Параллелизм (синтаксический параллелизм) - одинаковое синтаксическое построение предложений. Что ищет
в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов) Мне нравится, что вы больны не мной. Мне нравится, что я больна не вами. (М.Цветаева)

Слайд 28

Стилистические фигуры

Хиазм – фигура, при которой параллельные члены расположены в прямой

Стилистические фигуры Хиазм – фигура, при которой параллельные члены расположены в прямой
и затем в обратной последовательности.
Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было… (М.Кузьмин)

Слайд 29

Стилистические фигуры

Эллипсис (выпадение, опущение) - пропуск во фразе какого-либо слова, логически

Стилистические фигуры Эллипсис (выпадение, опущение) - пропуск во фразе какого-либо слова, логически
подразумевающегося.
Богаты мы, едва {вышли}из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом. (М.Лермонтов)
Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушки. (М.Салтыков-Щедрин)

Слайд 30

Стилистические фигуры

Градация - расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей

Стилистические фигуры Градация - расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей
значимости:
большой, огромный, громадный, гигантский.
Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь)
Но чернеют пламенные дали –
Не уйти, не встать и не вздохнуть.(А.Блок)

Слайд 31

Стилистические фигуры

Бессоюзие – намеренный пропуск союзов между словами или словосочетаниями.
Швед, русский

Стилистические фигуры Бессоюзие – намеренный пропуск союзов между словами или словосочетаниями. Швед,
колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет… (А.Пушкин)

Слайд 32

Стилистические фигуры

Многосоюзие – повторение одних и тех же союзов.
И чувства нет

Стилистические фигуры Многосоюзие – повторение одних и тех же союзов. И чувства
в твоих очах,
И правды нет в твоих речах,
И нет души в тебе… (Ф.Тютчев)

Слайд 33

Стилистические фигуры

Риторический вопрос (не требует ответа) - вопросительное предложение, заключающее в

Стилистические фигуры Риторический вопрос (не требует ответа) - вопросительное предложение, заключающее в
себе не вопрос, а сообщение. Ставится не для получения ответа, а для привлечения внимания к изображаемому явлению.
Что стоишь, качаясь, стройная рябина? (С.Есенин)
Быть или не быть – вот в чем вопрос?

Слайд 34

Стилистические фигуры

Риторическое восклицание - усиливает в сообщении выражение чувства.
Какое лето,

Стилистические фигуры Риторическое восклицание - усиливает в сообщении выражение чувства. Какое лето,
что за лето! Да это просто колдовство! (Ф.Тютчев)
Убит! К чему теперь рыданья… (М.Лермонтов)
Что за прелесть эта Наташа! (Л.Толстой)

Слайд 35

Стилистические фигуры

Риторическое обращение - подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо, выражающее отношение

Стилистические фигуры Риторическое обращение - подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо, выражающее
автора к объекту.
Дух бродяжий! Ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. (С. Есенин)

Слайд 36

Стилистические фигуры

Инверсия – изменение обычного (прямого) порядка слов.
Он из Германии туманной привез

Стилистические фигуры Инверсия – изменение обычного (прямого) порядка слов. Он из Германии
учености плоды. (А.Пушкин)
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана? (А.Пушкин)

Слайд 37

Стилистические фигуры

Антитеза (противопоставление) – стилистический прием контраста, риторическая фигура, выражающаяся в

Стилистические фигуры Антитеза (противопоставление) – стилистический прием контраста, риторическая фигура, выражающаяся в
противопоставлении каких-либо слов. Часто выражается с помощью антонимов, иногда контекстных антонимов.
Где стол был яств, там гроб стоит.(Г.Державин)
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А.Пушкин)

Слайд 38

Стилистические фигуры

Парцелляция - расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное

Стилистические фигуры Парцелляция - расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное
нарушение границ предложения.Такое расчленение графически изображается с помощью точек.
…В вагон еще какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтово одетый. В русских сапогах. (М.Зощенко)

Слайд 39

Стилистические фигуры

Анаколуф - синтаксическая несогласованность частей или членов предложения (как небрежность

Стилистические фигуры Анаколуф - синтаксическая несогласованность частей или членов предложения (как небрежность
или средство выразительности): Нева всю ночь Рвалася к морю против бури, Не одолев их [вместо "ее"] буйной дури"(А.С.Пушкин); Так любить, как любит наша кровь, никто из вас давно не любит" [вместо "не умеет"] (А.А.Блок).

Слайд 40

Стилистические фигуры

Умолчание - фигура, дающая возможность догадываться, о чём могла пойти речь

Стилистические фигуры Умолчание - фигура, дающая возможность догадываться, о чём могла пойти
во внезапно прерванном высказывании:
Я не люблю, о Русь, твоей несмелой Тысячелетней, рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый... Смиренные, родимые черты! (И. Бунин)

Слайд 41

Стилистические фигуры

Повтор - этот стилистический прием состоит в повторении слова, выражения,

Стилистические фигуры Повтор - этот стилистический прием состоит в повторении слова, выражения,
песенной или стихотворной строки с целью привлечь к ним особое внимание.
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить.
(А. Блок)

Слайд 42

Эмоциональная лексика

Эмоциональная лексика

Слайд 43

Звуковые средства выразительности

Звуковые средства выразительности

Слайд 44

Функции изобразительно-выразительных средств в художественном тексте

Функции изобразительно-выразительных средств в художественном тексте

Слайд 45

Функции изобразительно-выразительных средств в художественном тексте

Функции изобразительно-выразительных средств в художественном тексте

Слайд 46

Функции изобразительно-выразительных средств в художественном тексте

Функции изобразительно-выразительных средств в художественном тексте

Слайд 47

Функции изобразительно-выразительных средств в художественном тексте

Функции изобразительно-выразительных средств в художественном тексте

Слайд 48

Функции изобразительно-выразительных средств в художественном тексте

Функции изобразительно-выразительных средств в художественном тексте

Слайд 49

Функции изобразительно-выразительных средств в художественном тексте

Функции изобразительно-выразительных средств в художественном тексте

Слайд 50

Определите какие тропы употреблены в приведённых ниже фрагментах художественных текстов.

Шутила зрелость, пела

Определите какие тропы употреблены в приведённых ниже фрагментах художественных текстов. Шутила зрелость, пела юность (А.Твардовский)
юность (А.Твардовский)

Слайд 51

Определите какие тропы употреблены в приведённых ниже фрагментах художественных текстов.

Литейный залили блузы

Определите какие тропы употреблены в приведённых ниже фрагментах художественных текстов. Литейный залили блузы и кепки. (В.Маяковский)
и кепки. (В.Маяковский)

Слайд 52

Определите какие тропы употреблены в приведённых ниже фрагментах художественных текстов.

Редкая птица долетит

Определите какие тропы употреблены в приведённых ниже фрагментах художественных текстов. Редкая птица
до средины Днепра. (Н.Гоголь)

Слайд 53

Определите какие тропы употреблены в приведённых ниже фрагментах художественных текстов.

А в двери

Определите какие тропы употреблены в приведённых ниже фрагментах художественных текстов. А в
бушлаты, шинели, тулупы. (В.Маяковский)

Слайд 54

Определите какие тропы употреблены в приведённых ниже фрагментах художественных текстов.

Дивно устроен наш

Определите какие тропы употреблены в приведённых ниже фрагментах художественных текстов. Дивно устроен
свет… Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н.Гоголь)