Текст и его строение

Содержание

Слайд 2

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА
Текст — от лат. textum — ткань; связь, соединение.

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА Текст — от лат. textum — ткань; связь, соединение. Текст
Текст — это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.
Основные признаки текста:
- смысловая цельность, т.е. тематическое и композиционное единство всех его частей;
- связность, т.е. наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная);
- завершённость;
- членимость.
Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой.

Слайд 3

Между предложениями в тексте существует смысловая связь. Причем связанными могут быть не

Между предложениями в тексте существует смысловая связь. Причем связанными могут быть не
только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.
Смысловые отношения между предложениями различны:
а) содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого;
б) содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т. д.
Любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.

Слайд 4

Различают цепную и параллельную связь предложений.
При параллельной связи предложения не сцепляются

Различают цепную и параллельную связь предложений. При параллельной связи предложения не сцепляются
одно с другим, а сопоставляются,при этом благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопоставления.
Особенности этого вида связи — одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений.
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги?.. (А. Пушкин.)
Здесь и риторический вопрос служит средством параллельной связи между предложениями. Параллельные связи очень часто используются в поэзии.

Слайд 5

Главное в цепной связи — повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим

Главное в цепной связи — повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим
оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения. Связь может осуществляться путем семантических соответствий или ассоциаций.
Задание: Рассмотрим рассказ В. Белова «На вокзале»: прочитайте текст и определите типы связи предложений в нём.

Слайд 6

«Зимою не то что летом: вокзалы маленьких станций пустые и чистые. Поездов

«Зимою не то что летом: вокзалы маленьких станций пустые и чистые. Поездов
мало, да и останавливаются они не все. На радость уборщице, никто не сорит шелуху семечек, народу совсем нету. Зал ожидания небольшой и какой-то совсем домашний, даже с котом. Кот еще не стар и не спит, потому и крутится на полу, преследуя собственный хвост. Пашка, парень двухметрового роста, в черном полупальто и в черных с галошами валенках, угостил кота рыбной головкой, сказал:
— Жук, ну ты и жук!
Пашка попил из бачка воды. Еще раз перечитал поездное расписание. До поезда оставалось больше двух часов. (...)
И тут как раз вошла маленькая, опрятная, неопределенных лет старушка: Маша Моховка. Она из другого колхоза, Пашка видал ее и раньше. (...)

Слайд 7

Тип связи предложений в этом отрывке —Лексический повтор:
зал ожидания... даже с

Тип связи предложений в этом отрывке —Лексический повтор: зал ожидания... даже с
котом — кот еще не стар — Пашка угостил кота рыбной головкой.
К лексическому повтору здесь можно отнести Маша Моховка — она — ее.
Грамматический повтор: попил — перечитал. Сказуемые двух соседних предложений выражены одинаковыми формами глаголов прошедшего времени совершенного вида единственного числа, они могли бы быть однородными сказуемыми одного предложения.
Семантические и ассоциативные связи в этом тексте: вокзалы пустые — поездов мало — народу совсем нету; вокзалы чистые — никто не сорит шелуху семечек».

Слайд 8

СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Все предложения в тексте (кроме первого) делятся на

СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ Все предложения в тексте (кроме первого) делятся
части:
Д («ДАННОЕ») - повторяющаяся часть предложения (из предыдущего предложения);связывает между собой предложения
Н («НОВОЕ») - информация, которую добавили; новое сообщение;
развивает мысль в тексте

Слайд 9

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ (ЦЕПНАЯ) СВЯЗЬ

«НОВОЕ» становится «ДАННЫМ»
в следующем предложении.
Последующее связано с предыдущим.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ (ЦЕПНАЯ) СВЯЗЬ «НОВОЕ» становится «ДАННЫМ» в следующем предложении. Последующее связано с

Предложения «сцепляются».

1.

2.

3.

Вокруг города раскинулись леса.
В лесах попадались озера с огромными
соснами по берегам,
Сосны все время тихонько шумели.

Слайд 10

СРЕДСТВА ЦЕПНОЙ СВЯЗИ:

- ПОВТОР СЛОВ
- МЕСТОИМЕНИЯ
- СИНОНИМЫ
- ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
- ПЕРИФРАЗЫ и др.

СРЕДСТВА ЦЕПНОЙ СВЯЗИ: - ПОВТОР СЛОВ - МЕСТОИМЕНИЯ - СИНОНИМЫ - ОДНОКОРЕННЫЕ

Слайд 11

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ

«ДАННОЕ» - одинаково во всех предложениях. Все предложения связаны с первым.

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ «ДАННОЕ» - одинаково во всех предложениях. Все предложения связаны с
Предложения сопоставляются, противопоставляются...

1.

2.

3.

4.

Леса оздоравливают землю.
Они не только исполинские
лаборатории, дающие кислород.
Они поглощают пыль и ядовитые газы.
Их справедливо называют «легкими города».

Слайд 12

СРЕДСТВА ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗИ:

- СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
(одинаковый порядок слов, одинаковые грамматические формы)
- ВВОДНЫЕ слова

СРЕДСТВА ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗИ: - СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ (одинаковый порядок слов, одинаковые грамматические формы)
(во-первых, во-вторых, наконец)
- наречия МЕСТА (справа, слева, впереди, там)
- наречия ВРЕМЕНИ (сначала, потом) и др.

Слайд 13

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ 1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Слайд 14

2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Слайд 15

3. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

3. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Слайд 16

Проверяем себя.
Укажите средства связи между предложениями А и Б.
А) Невзначай узнав,

Проверяем себя. Укажите средства связи между предложениями А и Б. А) Невзначай
что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и не позорила славную фамилию. Б) Дочь повиновалась, и в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна Ахматова.
а) союз; б) антоним; в) лексический повтор; г) местоимение.
2. А) Такие поэты, как Ахматова, просто рождаются. Б) Они приходят в мир с уже сложившейся дикцией и неповторимым строем души.
а) союз; б) лексический повтор; в) синоним; г) личное местоимение.

Слайд 17

3. А) Так надолго оказался в тени первый роман Булгакова «Белая гвардия».

3. А) Так надолго оказался в тени первый роман Булгакова «Белая гвардия».
Б) Написанный сразу по следам событий, роман несет нам жестокую правду о времени.
а) союз; б) лексический повтор; в) описательный оборот;
г) антоним.
А) Ученым, персонажам рассказа, предлагается создать антигравитационный двигатель. Б) Все знают, что это невозможно, поэтому работа стоит на нуле.
а) антоним; б) синоним; в) синтаксический параллелизм;
г) указательное местоимение.

Слайд 18

Тема текста - это то общее, что объединяет предложения в текст, это

Тема текста - это то общее, что объединяет предложения в текст, это
то, о чём или о ком говорится в этом тексте. Идея текста – это то, к чему призывает этот текст, чему учит, ради чего он написан.

Слайд 19

СТИЛИ РЕЧИ В зависимости от задач речи стили делятся на две группы:

СТИЛИ РЕЧИ В зависимости от задач речи стили делятся на две группы:
-разговорный -книжные (научный,художественный, публицистический, официально-деловой). Каждый из стилей имеет свои характерные особенности.

Слайд 20

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Разговорный стиль представлен как в устной, так и в
форме – записками, частными письмами. Сфера разговорного стиля речи – сфера бытовых отношений.
Цель: общение, обмен мыслями.
Общие признаки: неофициальность, непринуждённость общения; неподготовленность речи, её автоматизм; преобладающая устная форма общения.

Слайд 21

В квартире Голиковых зазвонил телефон: - Але! Мишк, это ты? Нет? Позовите мне

В квартире Голиковых зазвонил телефон: - Але! Мишк, это ты? Нет? Позовите
Мишку. Быстрей! - Что стряслось? - Хочу узнать: у него задачка с ответом сошлась? - А кто это говорит? - Санька. - Скажи, Саня, - шепотом спросила бабушка Голиковых, - в этой задачке не спрашивается, удобно ли телефонным звонком поднимать с постели в час ночи? - Не, - опешил Саня, но сейчас же нашёлся: - А чё тут такого? (А. Суконцев)

Слайд 22

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Научный стиль – разновидность книжных стилей литературного языка. Он

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Научный стиль – разновидность книжных стилей литературного языка. Он
применяется в устной и письменной речи. Основная функция – доказательное изложение научной информации. Научная речь – это монологическая речь. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения. Основной тип речи: рассуждение и описание.

Слайд 23

Важным средством логической организации связного текста является его членение на абзацы. Абзац –

Важным средством логической организации связного текста является его членение на абзацы. Абзац
это отрезок письменного текста от одной красной строки до другой. В плане содержательном абзац служит выражением законченности части целого, отдельным звеном в общей динамике мысли и переходом к следующей части, к следующему звену мысли. Правильно организованные абзацы очень помогают следить за логикой авторской мысли. Неумение членить текст на абзацы приводит к снижению логичности речи, заметно затрудняет её восприятие. (Б. Н. Головин)

Слайд 24

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ Публицистический стиль – это стиль газет, журналов, выступлений перед

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ Публицистический стиль – это стиль газет, журналов, выступлений перед
общественностью, который используется в агитационных целях. Основная функция – воздействие (агитация, пропаганда). Цель: воздействие на слушателей или читателей. Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов, а также эмоциональностью, образностью, оценочностью, призывностью. Жанры публицистики – статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Слайд 25

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет,

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет,
говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. (Д. С. Лихачёв)

Слайд 26

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных. Основная функция

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных. Основная функция
– точная передача деловой информации. Он используется для написания различных официальных документов, деловых бумаг. Официально-деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, стандартизованностью и стереотипностью построения текста. Все документы лишены эмоциональности, экспрессивности.

Слайд 27

Деловое письмо Членами биржи являются банки, получившие лицензию на осуществление операции с

Деловое письмо Членами биржи являются банки, получившие лицензию на осуществление операции с
ценными бумагами и принявшие на себя все обязательства, вытекающие из действия Закона о ценных бумагах и Устава фондовой биржи. Банки обязаны утвердить и представить список физических лиц, уполномоченных ими совершать операции с ценными бумагами, которые также должны получить лицензию на право осуществления операций с ценными бумагами.

Слайд 28

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Стиль художественной литературы – это стиль художественных произведений: рассказов,

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Стиль художественной литературы – это стиль художественных произведений: рассказов,
повестей, романов, пьес и т.д. Основная функция – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо. Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Цель: воздействие на слушателей или читателей произведений.

Слайд 29

Солнце уже спускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей… Потом

Солнце уже спускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей… Потом
лучи гасли один за другим; последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей, но и тот потух. (И. С. Тургенев)

Слайд 30

ТИПЫ РЕЧИ Объектами наших высказываний являются окружающие предметы, явления, животные, люди; различные

ТИПЫ РЕЧИ Объектами наших высказываний являются окружающие предметы, явления, животные, люди; различные
понятия; жизненные ситуации. В зависимости от этого тексты делятся на три смысловых типа: повествование, описание, рассуждение.

Слайд 31

ПОВЕСТВОВАНИЕ Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой

ПОВЕСТВОВАНИЕ Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой
последовательности. Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей. Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Произведения повествовательного типа могут начинаться и сразу с завязки и даже с развязки действия, т.е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом – о самом действии.

Слайд 32

Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл

Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл
по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня. Под мышками он нёс какой-то узел и, повернувшись к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке. (М. Ю. Лермонтов)

Слайд 33

ОПИСАНИЕ Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений,

ОПИСАНИЕ Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений,
животных, человека. Описательный текст может быть в форме любого стиля. Композиция описания, наиболее характерные её элементы: - общее представление о предмете; - описание деталей, частей, отдельных признаков предмета; - авторская оценка, вывод, заключение.

Слайд 34

Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и

Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и
сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытие беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, всё величавее в сознании своей силы. (И. Бунин)

Слайд 35

РАССУЖДЕНИЕ Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то

РАССУЖДЕНИЕ Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то
явление, факт, понятие. Текст-рассуждение бывает в форме научного стиля и его разновидностей. Рассуждение может выступать в разных жанровых формах: в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога. Рассуждение строится по следующему плану: - тезис (высказывается какая-то мысль); - аргументы, доказывающие его; - вывод, или заключение. Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса.

Слайд 36

Странная это вещь – книга. Есть в ней, мне кажется, что-то загадочное,

Странная это вещь – книга. Есть в ней, мне кажется, что-то загадочное,
чуть ли не мистическое. Вот вышло в свет очередное новое издание – и тотчас где-то в статистике оно уже фигурирует. А на самом деле, хоть книга и есть, но её нет! Нет, пока не прочтёт её хоть один читатель. Да, странная вещь – книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и … всё? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в нашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума?