Коррекционные приемы постановки звукопроизношения. Часть 4. Дефекты смягчения и дефекты озвончения звуков

Содержание

Слайд 2

План

1. Дефекты смягчения.
2. Причины дефектов смягчения.
3. Виды дефектов смягчения.
4. Принципы коррекции.
5. Дефекты

План 1. Дефекты смягчения. 2. Причины дефектов смягчения. 3. Виды дефектов смягчения.
озвончения.
6. Виды дефектов озвончения.
7. Причины дефектов озвончения.
8. Коррекционная работа.
9. Литература.

Слайд 3

Дефекты смягчения

1. Охватывают звуки, имеющие твердую и мягкую пару (14 пар звуков

Дефекты смягчения 1. Охватывают звуки, имеющие твердую и мягкую пару (14 пар
Б-БЬ, Т-ТЬ, ….).
2. Приводят к стойким заменам твердых звуков на мягкие или наоборот или к их смешению.
3. Могут охватывать отдельные группы звуков или все (тотальный дефект).
4. В случае диагностики дефектов смягчения
именно с устранения этого дефекта начинается работа по коррекции звукопроизношения.

Слайд 4

Причины дефектов смягчения:

1. Снижение фонематического восприятия
2. Снижения физического слуха
3. Нарушения иннервации артикуляционного

Причины дефектов смягчения: 1. Снижение фонематического восприятия 2. Снижения физического слуха 3.
аппарата (гипертонус мышц средней части спинки языка)
4. Нарушения в строении артикуляционнного аппарата

Слайд 5

Виды дефектов смягчения:

1. Полное отсутствие твердых согласных звуков в речи (постоянная их замена

Виды дефектов смягчения: 1. Полное отсутствие твердых согласных звуков в речи (постоянная
на мягкие) или излишнее смягчение (Сябяка идеть дямёй).
2. Полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, т.е. полная их замена на парные твердые звуки (пат – пять, одын-один, зэркало-зеркало).
3. Смешение мягких и твердых звуков, т.е. может встречаться правильное произношение.

Слайд 6

Произношение мягких согласных отличается от твердых -палатализацией.
Переднеязычные звуки [Т] [Д] [Н] и

Произношение мягких согласных отличается от твердых -палатализацией. Переднеязычные звуки [Т] [Д] [Н]
[Т’] [Д’] [Н’] похожи по артикуляции, нарушаются редко.

Слайд 8

Принципы коррекции:

1. Сознательности
2. Активности
3. Индивидуального подхода
4. Последовательности
5. Наглядности и др.

Принципы коррекции: 1. Сознательности 2. Активности 3. Индивидуального подхода 4. Последовательности 5. Наглядности и др.

Слайд 9

Особенности подготовительного этапа:

1. Необходимо сформировать представление о мягкости и твердости (игра «камень-вата»

Особенности подготовительного этапа: 1. Необходимо сформировать представление о мягкости и твердости (игра
и т.п.).
2. Нужно нормализовать мышечный тонус мимической и артикуляционной мускулатуры (статические и динамические упражнения, массаж), (при подборе артикуляционных упражнений учитываем структуру нарушений произношения, т.е. есть ли излишнее смягчение - расслабление, «Лопатка»….).
3. Развивать дыхание.
4. Мелкая моторику.
5. Общая моторика.
6. Психические процессы.

Слайд 11

На этапе дифференциации не забываем про дифференциацию в произношении.
1. Чтобы отдифференцировать твердые

На этапе дифференциации не забываем про дифференциацию в произношении. 1. Чтобы отдифференцировать
свистящие С, З от мягких звуков, передняя часть спинки языка максимально приближается к резцам и язык сильнее выгибается и поднимается к небу.
2. При произношении звуков К,Г,Х их мягкие пары отличаются тем, что кончик языка прижимается к нижним зубам.
3. При переходе от М в МЬ – кончик языка прижимается к нижним зубам и спинка выгибается, также меняется напряжение губ.
4. Работая над вибрантом Р, следует обратить внимание на то, что при переходе от Р к РЬ язык заметно перемещается вперед по направлению к верхним резцам. При Л к ЛЬ наоборот – назад.

Слайд 12

по подражанию (мычанию, от стона);
от [Н] с прижатым между
губами языком, потом

по подражанию (мычанию, от стона); от [Н] с прижатым между губами языком,
зажимаются губы, контроль вибрации носовой кости, воздуха, проходящего через нос;

Приёмы постановки звуков М, М’

Слайд 13

3) от [Ф]: Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце (ф ….

3) от [Ф]: Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце (ф
ф! ф!). Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф! ф! ф….). Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце с голосом (м…..м! м!), потом толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (м! м! м). Важно контролировать вибрацию носовой кости, визуальный контроль, на Мь следить, чтобы кончик языка упирался в ниж.зубы;

Слайд 14

1) Т ниж.подъема от "горки" - резко выдыхая воздух, контроль выдыхаемой струи

1) Т ниж.подъема от "горки" - резко выдыхая воздух, контроль выдыхаемой струи
ладонью или от правильной артикуляции Т верх.подъема;
2) Т верхнего подъема от Т нижнего подъема - от
"качелей" перед зеркалом с контролем ладонью теплой резкой выдыхаемой струи;
3) Т от межзубного Т...;
4) Т как правило верхнего подъема, а ТЬ -часто нижнего. Для лучшей дифференцировки звуков Т и ТЬ можно так и ставить: Т верхнего, Ть- нижнего подъема.

Постановка звука Т

Слайд 15

Постановка звука Т

1) По подражанию.
2) Ребёнок произносит слог ТА. Логопед шпателем

Постановка звука Т 1) По подражанию. 2) Ребёнок произносит слог ТА. Логопед
нажимает на кончик языка, опускает его за нижние зубы, получается слог ТЯ.
3)От мягкого звука, возникающего в результате пощелкивания кончиком языка за зубами (губы в улыбке кончик языка между зубами).

Слайд 16

4) Постановка [Т'] от [Т] нижнего подъема зондом- рамкой или шпателем от слога

4) Постановка [Т'] от [Т] нижнего подъема зондом- рамкой или шпателем от
«та».

[Т]от [Т’] путем нажимания на обл.подчелюстной ямки сначала в
положении лежа.
[Т'] от Т: Т+И, ти- ти-ти лежа. Обязательна дифференциация Т и ТЬ.
Вытянув губы в улыбку, ребёнок вслед за логопедом должен произносить слоги:[ни-ни-ни]. Кончик языка при этом присасывается к верхним резцам, рот слегка приоткрыт. Произнося слоги, ребёнок должен пощёлкивать кончиком языка (отрываясь от места произнесения звука, язык должен издавать чавкающий звук). В дальнейшем, пусть произносит [ни-ти-ни-ти] тихо, слитно, на одном дыхании. Звук [Т'] произносится в том же месте, где и звук [Н'], но Ть - смычный, а Нь - смычно-проходной. На ладони должна ощущаться толчкообразная струйка выдыхаемого воздуха.

Слайд 17

Постановка звука Д’

1. По подражанию.
2. Ребенок произносит звук Д. В этот момент

Постановка звука Д’ 1. По подражанию. 2. Ребенок произносит звук Д. В
логопед шпателем опускает кончик языка за нижние резцы (Д’ниж.подъема).
От Ть путем озвончения.
От Д (+И)
и т.п. аналогично Ть,
но с голосом

Слайд 18

Приемы постановки звуков Н,Нь

Н от прикусанного языка (прикусить кончик языка и

Приемы постановки звуков Н,Нь Н от прикусанного языка (прикусить кончик языка и
"погудеть"+
контроль выдыхаемого воздуха через нос (запотевший металлический шпатель), потом язык перед зеркалом переводится в зазубное положение.
Н от НЬ высовывая язык из рта. Если будет наблюдаться смягчение - высовывать язык дальше.
По подражанию. Логопед показывает и объясняет ребенку артикуляционный уклад. Потом спрашивает: «Как погоняют лошадь?» Ребенок отвечает: «Но-но-но...» (Соломатина)
Механическим способом. Придавить шпателем или зондом №5 переднюю часть языка к верхним резцам и погудеть.
Звук Н нижнего подъема ставится от "Горки" + контроль воздуха через нос.
НЬ от Н : Н+И лежа; по подражанию; от межгубного М

Слайд 19

Приемы смягчения

По подражанию, показываем разницу между произношением твердых и мягких согласных.
Объясняем разницу

Приемы смягчения По подражанию, показываем разницу между произношением твердых и мягких согласных.
в артикуляции: твердые согласные-язык плоский, а на мягких кончик языка упирается в нижние резцы, спинка выгибается к твердому небу, губы в улыбке.
С механической помощью-зондом сдвигаем язык: та-тя, да-дя, на-ня…

Слайд 20

Дефекты озвончения

1. Дефекты озвончения и оглушения в большей мере проявляются при произнесении

Дефекты озвончения 1. Дефекты озвончения и оглушения в большей мере проявляются при
парных звуков.
2. Оглушение звонких согласных (т.е дефект звонкости) – чаще, чем излишнее озвончение. Б, В, Г,Д, Ж, З ---> П, Ф, К, Т, Ш, С
3. Они могут быть избирательными или тотальными.

Слайд 21

Виды дефектов озвончения:

1. Излишнее озвончение
2. Излишнее оглушение
3. Смешение звонких и глухих согласных

Виды дефектов озвончения: 1. Излишнее озвончение 2. Излишнее оглушение 3. Смешение звонких
звуков: пулка (булка), добор (топор).
Причина: плохое (у тугоухих детей) или недостаточно четкое (мало дифференцированное) восприятие сходных звуков речи, снижение слухового внимания.
!!! Иногда это связано с плохим осмыслением тонких акустических различий сходных звуков по
артикуляционному укладу.

Слайд 22

Причины дефектов озвончения:

1. Нарушение фонематического восприятия;
2. Снижение слухового внимания;
3. Тугоухость;
4. Нарушениях деятельности

Причины дефектов озвончения: 1. Нарушение фонематического восприятия; 2. Снижение слухового внимания; 3.
голосовых складок, обусловленных органическими или функциональными расстройствами;
5. Нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата (небные расщелины);
6. Болезни горла или сильный испуг (реже).

Слайд 23

Коррекционная работа

период: Подготовительный
период: Формирование первоначальных произносительных умений и навыков.
-постановка
- автоматизация
-дифференциация
3 период:

Коррекционная работа период: Подготовительный период: Формирование первоначальных произносительных умений и навыков. -постановка
Формирование коммуникативных умений и навыков

Слайд 24

1) Подготовительный период

Основные задачи:
Развитие артикуляционной моторики.
Массаж (при дизартрии, нарушениях голоса)
Развитие

1) Подготовительный период Основные задачи: Развитие артикуляционной моторики. Массаж (при дизартрии, нарушениях
фонематического восприятия и слухового внимания.

Слайд 25

Массаж:

Используется для снятия напряжения или устранения вялости, паретичности.
Поглаживание кончиками пальцев:
1. От середины

Массаж: Используется для снятия напряжения или устранения вялости, паретичности. Поглаживание кончиками пальцев:
лба к вискам и вокруг глаз до переносицы
2. От переносицы к околоушной впадине
3. От кончика носа по его спине вверх и обратно
4. Винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на
верхнюю и нижнюю губу.
Вибрационный массаж: поколачивание крыльев носа с произнесением звука М.
Он способствует активизации лицевой мускулатуры, улучшает мимику, ребенок учится надувать щеки, хмуритья… ВАЖНО, т.к. по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц.

Слайд 26

Подготовительные упражнения для развития подвижности речевого аппарата:

Дыхательные
Голосовые
Артикуляционные
Язык
Губы
Челюсти
Мягкое небо
Шея
4. Координация всех частей

Подготовительные упражнения для развития подвижности речевого аппарата: Дыхательные Голосовые Артикуляционные Язык Губы
артик.аппарата вместе с тренировкой дыхания.

Слайд 27

Цель артикуляционной гимнастики:
выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей арт.аппарата и скоординировать

Цель артикуляционной гимнастики: выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей арт.аппарата и
его работу с органами дыхания и голосообразования.

Слайд 28

Движения языка:

1. Высовывание языка
2. Повороты языка вправо-влево
3. Облизывание кончиком языка верхней и

Движения языка: 1. Высовывание языка 2. Повороты языка вправо-влево 3. Облизывание кончиком
нижней губы
4. «Качели»
5. «Лошадка»
6. Произнесение звуков Т-К для укрепления кончика и корня языка

Слайд 29

Движения губ:

1. «Трубочка»
2. «Рупор»
3. «Улыбка»
4. «Заборчик»
5. Произнесение звука ПППП беззвучно

Движения губ: 1. «Трубочка» 2. «Рупор» 3. «Улыбка» 4. «Заборчик» 5. Произнесение звука ПППП беззвучно

Слайд 30

Движения челюстей

1. Открывание и закрывание рта.
2. Имитация жевания (способствует сокращению мышц гортани,

Движения челюстей 1. Открывание и закрывание рта. 2. Имитация жевания (способствует сокращению
глотки, неба, языка, губ).
1. Покашливание.
2. Зевота.
3. Глотание капель воды.
4. Произнесение гласного А на твердой атаке (внимание ребенка обращают на умением удержать небную занавеску в поднятом состоянии перед зеркалом, под счет).

Движения мягкого неба

Слайд 31

Расслабление мышц шеи

1. Опускание головы вниз
2. Запрокидывание назад
3. Повороты головы вправо-влево
4. Далее

Расслабление мышц шеи 1. Опускание головы вниз 2. Запрокидывание назад 3. Повороты
эти движения выполняются вместе со звуками И – Э – О – У – А - Ы

Слайд 32

Движения гортани и голосовых складок

1. Поглаживающий и вибрационный массаж гортани. Производятся ритмичные

Движения гортани и голосовых складок 1. Поглаживающий и вибрационный массаж гортани. Производятся
энергичные движения пальцами по передней поверхности шеи и в вертикальном и горизонтальном направлениях с легким надавливанием на
область щитовидного хряща
2. Кашлевые движения, подражания голубиному воркованию, стону, мычанию, их можно сочетать с вибрационным массажем гортани

Слайд 33

Упражнения для развития четкой координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной

Упражнения для развития четкой координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной
работой над дыханием

1) Произнесение гласных медленно, сначала одной артикуляцией, затем на шепоте и громко.

произнесение гласного ряда

А-о-у-ы-э А-э
0-у
У-ы
Э-и

Произнесение 2-х гласных на 1-ом

выдохе, потом 3-х, 4-х
А-э-о
О-у-и и т.п.
А-э-о-у
А-о-у-э и т.п.

Слайд 34

2) Произнесение слогов и слов на выдохе, на шепоте, что подготавливает артикуляционный,

2) Произнесение слогов и слов на выдохе, на шепоте, что подготавливает артикуляционный,
дыхательный и голосообразущий аппараты к последующим интенсивным голосовым упражнениям.
па — по — пу — пы — пэ
пап — поп — пуп — пып — пэп
пат — пот — пут — пыт — пэт
та — то — ту — ты — тэ
тат — тот — тут — тыт — тэт
тап — топ — туп — тып — тэп
ка — ко — ку — кы — кэ
кат — кот — кут — кыт — кэт
кап — коп — куп — кып — кэп
фа — фо — фу — фы — фэ
паф — поф — пуф — пыф — пэф
са — со — су — сы — сэ
пас — пос — пус — пыс — пэс
ша — шо — шу — ши — ше

Слайд 35

На одном выдохе: Пап-пап
Пап-пап-пап
Пап-пап-пап-пап
На одном выдохе: Пат-пат
Пат-пат-пат
Пат-пат-пат-пат

На одном выдохе: Пап-пап Пап-пап-пап Пап-пап-пап-пап На одном выдохе: Пат-пат Пат-пат-пат Пат-пат-пат-пат

Слайд 36

Слова со звуком П:

Слова со звуком Т:

3) Произнесение пословиц, поговорок, скороговорок одной

Слова со звуком П: Слова со звуком Т: 3) Произнесение пословиц, поговорок,
артикуляцией, на шепоте и громко.

Слова со звуком К:

Слайд 37

Специальные упражнения:
- поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на

Специальные упражнения: - поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона
вдохе и на выдохе;
- сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.
Все упражнения следует выполнять, контролируя вибрацию гортани.

Слайд 38

Если у ребенка нарушено произношение парных согласных звуков, то в первую очередь

Если у ребенка нарушено произношение парных согласных звуков, то в первую очередь
работают над глухими звуками.
Логопед должен точно установить, какие звуки легче поддаются исправлению, и при составлении плана работы включить их в первую очередь.

Слайд 39

Общие приёмы для постановки звонких звуков

Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью

Общие приёмы для постановки звонких звуков Логопед произносит звонкий звук, а ребенок
руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки). Далее он сам про износит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую - на гортани логопеда.
В результате нередко получается звонкий звук. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.
Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый - сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного. Например,
озвончение звука [з]:
шепотом - [а]; громко - [а];
шепотом - [э]; громко - [э];
шепотом - [и]; громко - [и];
шепотом - [с]; громко - [з].

Слайд 40

Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] - [с],

Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] - [с],
[о] - [ш], [у] - [в], [а] - [к].
Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносят отрывисто:
шепотом - а. а. а. а... громко - а. а. а. а... шепотом - о. о. о.
о... громко - о. о. о. о... шепотом - э. э. э. э... громко - э. э.
э. э... шепотом - т. т. т. т... громко - д. д. д. д...
Щелевые звуки иногда легко озвончить таким способом: согласный произносится шепотом, а затем, не прерывая, подается голос.
Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из сонорных [м], [н], [л], [р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонкого звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными (например, адма, адна, адра и т.п.).

Слайд 41

Специфические приемы:

Анализируют, какие звуки оглушаются. Звуки ставят в таком порядке: В -

Специфические приемы: Анализируют, какие звуки оглушаются. Звуки ставят в таком порядке: В
З –Ж- Б – Д – Г
Если звук [в] отсутствует, то сначала его пытаются поставить от [ф] включением голоса (ф -» в). Если этот прием не приводит к успеху, то ребенку предлагают держать губы неплотно сомкнутыми на мощном озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения нужно периодически широко раскрывать рот - получатся звуки ва-ва-ва (губно-губное [в]). Перед зеркалом уточняется артикуляция звука [в].
Возможна механическая помощь: логопед пальцем на выдохе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани.
Далее щелевые звуки [з] и [ж] как более легкие для усвоения. В качестве исходного используется звук [в], который обычно произносится правильно, звонко.

Слайд 42

Нарушения произношения губно-зубных звуков

Виды нарушений:
нарушения озвончения (В-Ф);
дефекты смягчения;
нарушения дифференциации;
замены;
пропуски (редко)
Причины:
отсутствие верхних зубов,
прогнатия

Нарушения произношения губно-зубных звуков Виды нарушений: нарушения озвончения (В-Ф); дефекты смягчения; нарушения
(при механической дислалии),
артикуляционная апраксия (при алалии, корковой дизартрии),
нарушение мышечного тонуса губ и языка (дизартрия).

Слайд 43

Звук [с] при включении голоса преобразуется в звонкий [з] (с
з ).

Звук [с] при включении голоса преобразуется в звонкий [з] (с з ).
Если этот прием не дает результатов, то возможны варианты:
звук [з] ставится от опорного щелевого [в] с механической помощью: при длительном произношении [в] пальцем
прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов.
Получается: вввззз. Постепенно изолированное звучание получается без механической помощи;
установив органы речи в артикуляционном укладе [с],
ребенок на фоне непрерывного голосового звучания [э] ([ы]) на одном длительном выдохе производит многократное выдвижение кончика языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство. При этом слышится отчетливый з-з-з.

Слайд 44

Звук [ж] возникает при включении голоса в момент
длительного произнесения [ш] (ш ж

Звук [ж] возникает при включении голоса в момент длительного произнесения [ш] (ш
). Звук [ж] в случае необходимости можно поставить и от звонкого [з].
Во время произнесения этого звука кончик языка
постепенно, не теряя своего дрожания, поднимается вверх (возможна механическая помощь), приближается к артикуляционному укладу звука [ж] и в этом положении закрепляется последующими упражнениями.
Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б] [д] [г].

Слайд 45

Постановка звонких взрывных. Звук Б.

Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких

Постановка звонких взрывных. Звук Б. Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке
взрывных [б], [д] и [г].
Начинать целесообразно со звука [б]:
Звук [б] сначала дается в качестве образца в ряде слогов: ба-ба-ба. При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения звука, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно. Ребенку необходимо дать возможность воспринимать этот ряд слогов как на слух, так и с помощью осязания вибрации гортани и щек. В некоторых случаях целесообразно вначале произносить звук [б] с некоторым раздуванием щек. При таком произнесении легче воспроизвести задержку на смычном моменте;

Слайд 46

Постановка звука Б

2) Основан на постановке звука [б] от губно-губного [в]. Получив

Постановка звука Б 2) Основан на постановке звука [б] от губно-губного [в].
гудящий звук [в], артикулируемый двумя сближенными губами, логопед прикладывает вытянутый указательный палец горизонтально между нижней губой и подбородком ребенка, после чего быстрыми движениями пальца вверх - вниз производит попеременное смыкание и размыкание губ. Получается многократное [б] (бббб...). Постепенно движение пальца замедляется, что приводит к появлению ряда слогов с неопределенными гласными, средними между [э] и [ы] (бэбэбэ... или быбыбы...). Роль механической помощи постепенно снижается, вскоре уже можно проводить дальнейшую автоматизацию звука в речи и без нее;
3) От звука У путем смыкания губ;
4) Ребенок дует сквозь сближенные ненапряжённые губы, слегка раздувая щеки. В момент дутья включает голос.
Логопед кладет указательный палец под нижнюю губу параллельно ей и совершает резкие движения вверх-вниз. Потом ребенок сам подкладывает пальчик.
Постепенно палец убирается.

Слайд 47

Постановка звука Д

Усвоение звука [б] служит базой для постановки [д]:
прежде всего следует

Постановка звука Д Усвоение звука [б] служит базой для постановки [д]: прежде
воспользоваться аналогией,
предложив ребенку, держа руку на гортани, произнести такие пары слогов: фа - ва, са - за, ша - жа, па - ба, та - да;
если первый прием окажется нерезультативным, то надо попробовать вызвать звук [д] путем произнесения слова «да» вслед за рядом предшествующих слогов со звуком [б] (бабабада...), контролируя вибрацию гортани.
Нередко в таких случаях звук [д] получается как бы по инерции.

Слайд 48

3) если не помогает, то «обходной» путь: Произносятся слоги ба-баба... Затем то

3) если не помогает, то «обходной» путь: Произносятся слоги ба-баба... Затем то
же упражнение проделывается при просунутом между губами (ба-ба) и зубами языке. Должно получиться межгубное [д], по звучанию нечто среднее между [д] и [б]. Такую артикуляцию следует закрепить в слогах с гласными (да, до, ды; ада, адо, ады).
Затем можно перейти к межзубному [д]. Для этого во время произнесения слогов да-да-да при межгубной артикуляции надо пальцами приподнять верхнюю губу.
Язык автоматически прижмется к верхним резцам, и получится межзубное [д], которое в дальнейшем в результате предварительного сжатия зубов легко превратить в нормальное, зазубное.

Слайд 49

Постановка звука Г

1. Звук [г] может получиться по аналогии в результате сопоставления

Постановка звука Г 1. Звук [г] может получиться по аналогии в результате
таких пар слогов: па-ба, та-да, ка-га;
2. Можно попытаться получить звук [г], произнося ряд слогов («бадага», «бадага» или «дадага», «дадага»);
3. Если оба приема окажутся недостаточными, то следует воспользоваться механическим способом постановки заднеязычного [г] от переднеязычного [д] с помощью шпателя;
4. Далее – автоматизация и дифференциация звонких от парных глухих. Дефекты оглушения обусловлены, как правило, смешением звонких и глухих парных звуков в речи.
Проверка достаточности автоматизации смешиваемых звуков и длительная систематическая работа над их дифференциацией позволяют устранить этот недостаток.

Слайд 50

Приемы озвончения

Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его

Приемы озвончения Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его
гортани и ощущает дрожание в ее области. Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую-на гортани логопеда.
Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый – сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного.

Слайд 51

Переход от одного из сонорных М.Н.Л.Р к нужному согласному звуку (например,

Переход от одного из сонорных М.Н.Л.Р к нужному согласному звуку (например, мммба,
мммба, нннба).
Прием сочетания звонкого звука, который нужно вызвать, с одним из соноров между гласными (например, адма, адна, адра…).
Поем гласный и во время фонации воспроизводим нужную артикуляцию:
Тяни А… и легко похлопай губами Б.
Дотронься нижней губой до верхних зубов (В).
Коснись зубами высунутого языка или подними язык за верхние зубы (Д).
Подними «ковшиком» за верхние зубы(ж).
Тяни Э… и просовывай язык между зубами (З).

Слайд 52

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА

Слайд 53

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА
Имя файла: Коррекционные-приемы-постановки-звукопроизношения.-Часть-4.-Дефекты-смягчения-и-дефекты-озвончения-звуков.pptx
Количество просмотров: 55
Количество скачиваний: 0