Слайд 2
РУССКОЕ УДАРЕНИЕ - ОДИН ИЗ САМЫХ СЛОЖНЫХ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ФРАГМЕНТОВ РЕЧЕВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ,
ТАК КАК ОНО ОТЛИЧАЕТСЯ НАЛИЧИЕМ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА АКЦЕНТНЫХ ВАРИАНТОВ.
НОРМА УДАРЕНИЯ СУЩЕСТВУЕТ ДЛЯ КАЖДОГО ОТДЕЛЬНОГО СЛОВА, ЕДИНОГО ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ УДАРЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ НЕТ.
Слайд 3СВОЙСТВА РУССКОГО УДАРЕНИЯ
Русское ударение силовое
Разноместное
Подвижное
Слайд 4ЧТО ВЛИЯЕТ НА ПОЯВЛЕНИЕ АКЦЕНТНЫХ ВАРИАНТОВ?
Смешение моделей ударения. Эта причина определяет варианты
постановки ударения в иноязычных словах. Многие существительные на -ия были заимствованы из латинского или древнегреческого языков, что определило две модели ударения для таких слов: греческую ( драматурги́я, терапи́я ) и латинскую ( астроно́мия, фактогра́фия ).
В речевой практике источник заимствования не осознается, происходит смешение моделей ударения. В результате появляются акцентные варианты, закрепленные в качестве нормативных: симм е́ трия и симметр и́ я, пицце́рия и пиццери́я, логопЕдия и логопедИя.
Однако следует помнить, что произношение ряда существительных на -ия имеют только один вариант постановки ударения: гастроно́мия, наркома́ния, ассиметрИя.
Слайд 5ЗАКОН АНАЛОГИИ
Действие этого закона объясняет влияние большей группы слов с определенной моделью
ударения на меньшую, аналогичную по строению. Например, отглагольные существительные типа реше́ние, уведомле́ние, узаконе́ние, укрепле́ние, укорене́ние, умерщвле́ние имеют ударение на суффиксе -ени. Наряду с ними существует целая группа слов такого же типа образования, которая имеет ударение на корне: наме́рение, гла́жение, ква́шение, кра́шение. Эти слова составляют меньшую группу, и их произношение приходится специально заучивать.
Иногда имеет место ложная аналогия: вариант постановки ударения в слове выбирается в опоре на другое, не имеющее с первым прямой лексической и грамматической связи. Так, например, по ложной аналогии со словом при́вод (система механизмов) неправильно произносят слово приво́д (принудительное доставление); газопрово́д, путепрово́д - по ложной аналогии со словом про́вод.
Слайд 6РИТМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
Действие тенденции к ритмическому равновесию приводит к смещению ударного слога к
центру слова. Может проявляться в словах разных частей речи, но наиболее заметна эта тенденция у четырех-, пяти-, шестисложных глаголов. Слова аккомпанировать, вальсировать согласно современным акцентологическим нормам произносятся только как аккомпани́ровать, вальси́ровать, хотя ранее существовали варианты аккомпанирова́ть, вальсирова́ть. У глаголов нормирова́ть, маркирова́ть появляются равноправные варианты норми́ровать, марки́ровать.
Слайд 7ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ УДАРЕНИЯ
У электриков искрА, а правильно Искра, у медиков шприцЫ,
а правильно шпрИцы.