Односоставные предложения в лирике А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова Над проектом работали Шелудько Лиза, Ширяева Таня, Беликов

Содержание

Слайд 2

1.Исследовать частотность употребления односоставных предложений в поэтической речи А.А. Фета, Ф.И. Тютчева,

1.Исследовать частотность употребления односоставных предложений в поэтической речи А.А. Фета, Ф.И. Тютчева,
А.Н. Майкова.
2.Определить стилистическую роль односоставных предложений в произведениях поэтов.
3. Доказать, что односоставные предложения являются ярким средством выразительности языка

Цель нашей работы

Слайд 3

Найти и проанализировать стихотворения с точки зрения наличия в них односоставных предложений

Найти и проанализировать стихотворения с точки зрения наличия в них односоставных предложений
(таковых оказалось более 150);
Понаблюдать за ролью односоставных предложений в художественном тексте;
Сгруппировать их в зависимости от типа синтаксической конструкции;
Сравнить их количественное соотношение;
Подобрать созвучные строкам стихотворений картины художника-импрессиониста Клода Моне;
Разработать интерактивные тесты для уроков русского языка в 8 и 10 классах при изучении и повторении темы «Односоставные предложения»;

Задачи проекта

Слайд 4

Мы с удовольствием принялись за реализацию проекта, в результате которого овладели

Мы с удовольствием принялись за реализацию проекта, в результате которого овладели навыком
навыком быстрого определения типа односоставного предложения (а это вопрос В4 на ЕГЭ!), получили положительные заряды от общения с классиками, познакомились с картинами художника-импрессиониста Клода Моне и научились самостоятельно составлять контрольно-измерительные материалы.

Актуальность проекта

Слайд 5

В течение нескольких месяцев мы наблюдали, анализировали, как «работают» односоставные предложения

В течение нескольких месяцев мы наблюдали, анализировали, как «работают» односоставные предложения в
в произведениях поэтов. При чтении этих стихов у нас возникла твердая уверенность, что односоставные предложения делают нашу речь богатой, яркой. Нам захотелось выяснить, действительно ли односоставные предложения оказываются более выразительными, чем их синонимичные варианты?

Гипотеза

Слайд 6

Односоставные предложения

С главным членом сказуемым

С главным членом подлежащим

Определенно-личные

Неопределенно-личные

Безличные

Назывные

Односоставные предложения С главным членом сказуемым С главным членом подлежащим Определенно-личные Неопределенно-личные Безличные Назывные

Слайд 7

В качестве языкового материала было проанализировано 54 стихотворения - всего встретилось 58

В качестве языкового материала было проанализировано 54 стихотворения - всего встретилось 58 односоставных предложений.
односоставных предложений.

Слайд 8

В качестве языкового материала было проанализировано 28 стихотворения всего встретилось 32 односоставных

В качестве языкового материала было проанализировано 28 стихотворения всего встретилось 32 односоставных предложений.
предложений.

Слайд 9

В качестве языкового материала было проанализировано 20 стихотворения - всего встретилось 26

В качестве языкового материала было проанализировано 20 стихотворения - всего встретилось 26 односоставных предложений.
односоставных предложений.

Слайд 11

Если радует утро тебя, Если в пышную веришь примету,— Хоть на время, на миг

Если радует утро тебя, Если в пышную веришь примету,— Хоть на время,
полюбя, Подари эту розу поэту.

Слайд 12

О, в этом радужном виденье Какая нега для очей! Оно дано нам на мгновенье, Лови

О, в этом радужном виденье Какая нега для очей! Оно дано нам
его - лови скорей!

Слайд 13

Люблю дорожкою лесною, Не зная сам, куда брести; Двойной, глубокой колеею Идешь – и нет

Люблю дорожкою лесною, Не зная сам, куда брести; Двойной, глубокой колеею Идешь
конца пути...

Слайд 14

Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои - Пускай в душевной глубине Встают

Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои - Пускай в
и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи,- Любуйся ими - и молчи.

Слайд 15

БЕЗЛИЧНЫЕ

БЕЗЛИЧНЫЕ

Слайд 16

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних
- И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле...

Слайд 17

И чувства нет в твоих очах, И правды нет в твоих речах, И нет

И чувства нет в твоих очах, И правды нет в твоих речах,
души в тебе. Мужайся, сердце, до конца: И нет в творении творца! И смысла нет в мольбе!

Слайд 18

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать - В Россию

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать
можно только верить.

Слайд 19

Мне в душу повеяло жизнью и волей: Вон - даль голубая видна... И хочется

Мне в душу повеяло жизнью и волей: Вон - даль голубая видна...
в поле, в широкое поле, Где, шествуя, сыплет цветами весна!

Слайд 20

Когда в кругу убийственных забот Нам все мерзит — и жизнь, как камней

Когда в кругу убийственных забот Нам все мерзит — и жизнь, как
груда, Лежит на нас,— вдруг, знает бог откуда, Нам на душу отрадное дохнет, Минувшим нас обвеет и обнимет И страшный груз минутно приподнимет.

Слайд 21

КАРТИНЫ ПРИРОДЫ
ОБСТАНОВКА
СОСТОЯНИЕ ГЕРОЯ
ОЦЕНКА ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

КАРТИНЫ ПРИРОДЫ ОБСТАНОВКА СОСТОЯНИЕ ГЕРОЯ ОЦЕНКА ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Слайд 22

Буря на небе вечернем, Моря сердитого шум - Буря на море и думы, Много мучительных

Буря на небе вечернем, Моря сердитого шум - Буря на море и думы, Много мучительных дум
дум

Слайд 23

Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени,

Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной,
Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

Слайд 25

Вчера пели песнь погребенья, Без крыши гробница была; Закрывши глаза, без движенья, Она под парчою

Вчера пели песнь погребенья, Без крыши гробница была; Закрывши глаза, без движенья, Она под парчою спала.
спала.

Слайд 26

Односоставные личные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, дают возможность избежать излишнего

Односоставные личные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, дают возможность избежать излишнего
повторения местоимений.
Использование в речи односоставных безличных предложений позволяет дать выразительную характеристику состояния человека, описать пейзаж, обстановку, выразить различные оттенки – необходимости, возможности
Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя

Заключение

Имя файла: Односоставные-предложения-в-лирике-А.А.-Фета,-Ф.И.-Тютчева,-А.Н.-Майкова-Над-проектом-работали-Шелудько-Лиза,-Ширяева-Таня,-Беликов.pptx
Количество просмотров: 550
Количество скачиваний: 0