Содержание
- 2. Фонетические средства художественной выразительности
- 3. Аллитерация усиление выразительности художественной речи повтором согласных звуков, один из видов звукописи. Шипенье пенистых бокалов И
- 4. Ассонанс – созвучие, повтор гласных, преимущественно ударных, один из видов звукописи. Взложу на тетиву тугую, Послушный
- 5. ТРОПЫ – поэтические обороты, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле.
- 6. Эпитет – художественное, образное определение. А ночью слушать буду я Неяркий голос соловья… (А. Пушкин) Седые
- 7. Метафора – скрытое сравнение, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по
- 8. Олицетворение – вид метафоры, изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого. Боролася заря с последними звездами. (В. Соловьёв)
- 9. Метонимия – переименование, переносное значение слова, возникающее на основе смежности, связи предметов или явлений. Не то
- 10. Синекдоха – вид метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе количественных отношений (часть –
- 11. Сравнение, метафора, метонимия, синекдоха? В основу сочетания положено прямое сравнение («как», «словно», «будто», творительный падеж, сравнительное
- 12. Ирония – тонкая насмешка, прикрытая внешней учтивостью. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (спрашивают осла) (И.А. Крылов)
- 13. Сарказм – злая насмешка, используется с откровенно обличительным, сатирическим смыслом, в сарказме главное – крайняя степень
- 14. Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим. Способы выражения
- 15. Символ – многозначное иносказание, предметный образ, условно выражающий суть какого-либо явления. Парус в стихотворении М. Ю.
- 16. Гипербола – средство выразительности, основанное на преувеличении. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В. В.Маяковский)
- 17. Литота – средство выразительности, основанное на преуменьшении. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. (А.С. Грибоедов)
- 18. Аллегория – иносказание, изображение отвлечённой идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа (весы – аллегория правосудия, крест
- 19. Перифраз (перифраза, перефраз) – описательный оборот, в котором указываются признаки неназванного прямо предмета. Смотрите, первенцы свободы:
- 20. Гротеск – один из видов комического, сочетающий в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.
- 21. Фигура речи (стилистическая фигура) – обороты речи, применяемые в целях создания художественной выразительности.
- 22. Анафора – единоначатие, повторение сходных звуков, слов, синтаксических конструкций в начале стихов, строф, абзацев. Как ни
- 23. Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки. Милый друг, и в этом тихом
- 24. Антитеза – противопоставление, резкий контраст понятий, положений, образов, состояний и т.п. в речи. Они сошлись: вода
- 25. Градация – последовательное нагнетание или ослабление (обратная градация) сравнений, образов, эпитетов, метафор. Ни слов, ни слёз,
- 26. Инверсия – расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики. И долго
- 27. Риторические обороты Риторический вопрос – не требует ответа, имеет эмоциональное значение. Мне нынче труден мой урок.
- 28. Умолчание – прерывание начатой речи в расчете на догадку читателя. Поедешь скоро ты домой: Смотри ж…
- 29. Эллипсис (эллипс) – пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося. Откуда дровишки? (Н. Некрасов) Пропущены слова
- 30. Период – длинное сложное предложение, интонационно распадающееся на две части: повышение тона – пауза – понижение
- 31. Парцелляция – разделение фразы на части и даже на отдельные слова с целью придать речи интонационную
- 32. Парадокс – суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению. Трус умирает много раз, Храбрец
- 33. Композиционный стык Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
- 34. Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Но красоты их безобразной
- 35. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
- 36. Архаизм – устаревшее слово или оборот речи. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. (А.С. Пушкин)
- 37. Диалектизмы – слова, характерные для местного говора. Собрались прихожане у чащи, Лихоманную грусть затая. Загузынил дьячишко
- 38. Жаргонизмы – слова, употребляемые социальной группой (студенческий жаргон, воровской). Вышел на арапа. Канает буржуй. (И. Сельвинский)
- 39. Вульгаризмы – грубые, не принятые в литературе слова или неправильные по форме выражения, вставленные в текст
- 40. Просторечие – народно-разговорные выражения, применяемые в художественном произведении. Что там думать, что там ждать: Дунуть, плюнуть
- 41. Контекстуальные синонимы и антонимы - слова, вступающие в синонимические (антонимические) отношения только в определённом тексте. Не
- 42. СЛОВА РАЗНЫХ СТИЛЕЙ РЕЧИ термины, общественно-политическая лексика, разговорные и просторечные слова и выражения, диалектизмы Я вас
- 43. Неологизм – слово, вновь образованное в связи с возникновением в жизни нового понятия электорат, сисадмин.
- 44. Авторский неологизм (окказионализм, индивидуально-авторские слова) – новое слово, придуманное писателем в произведении. По морям, играя, носится
- 45. Омонимы – слова, одинаковые по написанию или звучанию, но разные по значению. …будет муко'й Нет, лучше
- 46. Афоризм – изречение, выражающее с предельной лаконичностью в отточенной форме какую-либо оригинальную мысль. Мысль изречённая есть
- 47. Фразеологизм – устойчивый оборот речи, сочетание слов (рукой подать = близко, язык проглотил = онемел)
- 48. Экспрессивная лексика – слова, чаще разговорного стиля, показывающие авторское отношение бедняжка, негодяй.
- 49. ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР Город пышный, город бедный, дух неволи, стройный вид. (А.С.Пушкин)
- 50. Синтаксические средства выразительности
- 51. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ Пожалуй, действовал я слишком смело, Да не всегда, быть может, и умело.
- 52. РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, Не жалейте ни пуль, ни гранат
- 53. ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ – Отдать тебе любовь? – Отдай! – Она в грязи… – Отдай в
- 54. Бессоюзие – отсутствие союзов, соединяющих во фразах слова и предложения, вследствие чего речь приобретает большую сжатость.
- 56. Скачать презентацию