Слайд 2Объединение этих единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря суперсегментным, или
![Объединение этих единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря суперсегментным, или](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-1.jpg)
просодическим, единицам, которые как бы накладываются на сегментные. К таким суперсегментным единицам относятся слого- вость/неслоговость звуков, ударение и интонация.
Слайд 4Слог
Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою
![Слог Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-3.jpg)
речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.
В основе деления на слоги - различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки звук называется слогообразующим и образует слог.
Слайд 5Слог. Теории слога
То, что слог существует признается всеми, но при определении слога
![Слог. Теории слога То, что слог существует признается всеми, но при определении](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-4.jpg)
и установлении принципов его выделения наблюдаются существенные различия.
Можно говорить о нескольких теориях слога.
Слайд 6Экспираторная теория трактует слог как звукосочетание, произносимое одним толчком выдыхаемого воздуха. Такое
![Экспираторная теория трактует слог как звукосочетание, произносимое одним толчком выдыхаемого воздуха. Такое](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-5.jpg)
определение слога наиболее наглядно, можно пронаблюдать за пламенем свечи, однако теория не объясняет всех случаев, например, произнесем АУ...
Слайд 7Теории слога
Наибольшее распространение имеют 2 подхода к пониманию слога: одни исследователи исходят
![Теории слога Наибольшее распространение имеют 2 подхода к пониманию слога: одни исследователи](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-6.jpg)
из акустической природы слога, другие - из особенностей .артикуляции. Первая точка зрения нашла отражение в сонорной теории слога (датский ученый Отто Есперсен).
Слайд 8Согласно этой теории, слог - это сочетание более звучного элемента с менее
![Согласно этой теории, слог - это сочетание более звучного элемента с менее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-7.jpg)
звучным. Более звучный становится слогообразующим, менее звучный является неслоговым и примыкает к более звучному. Наиболее звучными являются.... Именно они и становятся слогообразующими. Акустический подход применительно к русскому языку был развит в работах Р.И.Аванесова. Типичным для русского слога является наличие в нем гласного, именно он выступает в роли слогообразующего.
Слайд 9Может ли согласный быть слогообразующим?
Слоговые согласные нетипичны для русского языка, хотя русский
![Может ли согласный быть слогообразующим? Слоговые согласные нетипичны для русского языка, хотя](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-8.jpg)
может позвать кошку...
В этом междометии три слога, хотя здесь все звуки глухие, слоговым является [с]. В некоторых языках слоговые согласные вполне обычны: крв - кровь; врба - верба (серб.хорв.)
Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке: prst «палец» (ср. древнерус. перст), trh «рынок» (ср. рус. торг), vlk «волк», srdce.
Слайд 10Артикуляционный подход к слогу
Данный подход представлен в работах Л.В.Щербы. Он считал, сто
![Артикуляционный подход к слогу Данный подход представлен в работах Л.В.Щербы. Он считал,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-9.jpg)
в основе слогоделения лежит нарастание и ослабления мускульного напряжения. Целостность слога определяется тем, что он произносится одним импульсом мускульного напряжения. Границы слога совпадают с наибольшим ослаблением мускульного напряжения. Практически оба подхода совпадают, так как вершина мускульного напряжения обычно связана с наиболее звучным звуком.
Слайд 11Типы слогов по структуре
Слоги могут иметь разную структуру:
а - неприкрытый, открытый;
та
![Типы слогов по структуре Слоги могут иметь разную структуру: а - неприкрытый,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-10.jpg)
- прикрытый, открытый;
ат - неприкрытый, закрытый;
тат - прикрытый, закрытый.
Слайд 12Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау.
Закрытый слог
![Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау. Закрытый](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-11.jpg)
- это слог, оканчивающийся согласным звуком, напр., ад, ум, кот.
Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр., рад, поп.
Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж.
Слайд 13Особенности русского слогоделения
В каждом языке есть свой преобладающий тип слогов, что связано
![Особенности русского слогоделения В каждом языке есть свой преобладающий тип слогов, что](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-12.jpg)
с особенностями слогоделения в разных языках. Для русского характерно преобладание открытых слогов. Это связано с тем, что слогораздел (граница слога) обычно проходит после звука, обладающего наибольшей звучностью. Русский слог строится по закону возрастающей звучности, поэтому типично деление на фонетические слоги
[ по - дбор, то - чка, а - ктер ].
Шкала звучности: гл. - 4, сон. - 3, звон. -2,гл. - 1 б
Слайд 14Ударение. Интонация.
Понятие об ударении
Виды ударений
Фразовое, тактовое, логическое ударение
Понятие об интонации
Интонационные конструкции
Функции
![Ударение. Интонация. Понятие об ударении Виды ударений Фразовое, тактовое, логическое ударение Понятие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-13.jpg)
интонации
Слайд 15Понятие об ударении
Слово может состоять из одного или нескольких слогов. Один слог
![Понятие об ударении Слово может состоять из одного или нескольких слогов. Один](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-14.jpg)
в слове ударный, остальные – безударные.
Словесное ударение – выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое – фонетическое слово.
Ударение может выполнять смыслоразличительную функцию. По месту ударения могут различаться: разные слова во всех их формах (зАмок - замОк); некоторые формы разных слов (ношУ – нОшу); разные формы одного слова (нОги – ногИ).
Слайд 16Способы выделения ударного слога
Ударный слог может быть выделен тремя способами:
1.
![Способы выделения ударного слога Ударный слог может быть выделен тремя способами: 1.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-15.jpg)
силой произношения, т.е. громкостью (такой тип ударения называется силовым)
Характерен для русского и большинства европейских языков.
2. долготой (долготный (количественный) тип ударения)
Языки с долготным ударением встречаются редко.
3. движением голосового тона (тональный (музыкальный) тип ударения)
Характерен для китайского, корейского, японского и других языков.
В русском языке ударный слог может отличаться от безударных большей силой, длительностью и тембром.
Слайд 17Виды ударений
По месту в слове различают:
Связанное (фиксированное)
такое ударение во всех
![Виды ударений По месту в слове различают: Связанное (фиксированное) такое ударение во](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-16.jpg)
словах языка имеет определенное место (характерно, например, для французского, польского языка)
Свободное
такое ударение возможно на любом слоге данного языка (например, в русском языке)
Слайд 18Виды ударений
подвижное свободное – ударение, меняющее свое место при формообразовании (рука -
![Виды ударений подвижное свободное – ударение, меняющее свое место при формообразовании (рука](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-17.jpg)
руки).
неподвижное свободное – ударение, которое не меняет своего места при формообразовании (книга – книги –книге)
Некоторые слова в речи могут иметь ударение более слабое, чем обычное ударение самостоятельных слов (около дома).
В некоторых слова речи наряду с основным ударением может возникать побочное ударение (вагоностроительный)
Слайд 19Фразовое и тактовое ударение
Если фонетическая синтагма или фраза включает несколько фонетических слов,
![Фразовое и тактовое ударение Если фонетическая синтагма или фраза включает несколько фонетических](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-18.jpg)
то одно слово несет более сильное ударение. Такое выделение одного из слов фонетической синтагмы или фразы может осуществляться при помощи тактового (синтагматического) и фразового ударения. Например, Лизавета Ива″новна| сидела в своей ко″мнате| еще в бальном своем наря″де, | погруженная в глубокие размышле″ния.
Тактовое и фразовое ударение стоит на последнем слове синтагмы и фразы и указывает на их границу – конец синтагмы и фразы.
Слайд 20Логическое ударение
Выделение в синтагме более сильным ударением какого-либо слова для подчеркивания его
![Логическое ударение Выделение в синтагме более сильным ударением какого-либо слова для подчеркивания](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-19.jpg)
особого значения называется логическим ударением. Оно может быть сильнее фразового и падать на любое слово фразы (синтагмы). Например: Я пойду в кино, а не ты.
Я пойду в кино (хотя я очень занят).
Слайд 21Понятие об интонации
Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, способствующая членению потока речи на
![Понятие об интонации Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, способствующая членению потока речи](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-20.jpg)
отдельные отрезки – фонетические синтагмы и фразы, а также служащая в предложении средством выражения синтаксических значений, модальности и эмоционально-экспрессивной окраски.
Основными интонационными средствами являются тональные средства. У каждого говорящего свой средний тон речи. Но в некоторых местах фонетической синтагмы и фразы происходит повышение или понижение тона.
Слайд 22Интонационные конструкции
В русском языке можно выделить шесть основных интонационных конструкций (ИК). ИК
![Интонационные конструкции В русском языке можно выделить шесть основных интонационных конструкций (ИК).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-21.jpg)
включает: центр (слог, на который падает основное ударение), предцентровую и постцентровую части. Основными различительными признаками ИК
являются движение тона
в центре и уровень тона в постцентровой части.
Слайд 23Интонационные конструкции
ИК-1
___ __ __ __
\ __
Студенты вернулись.
ИК-1 выражает завершенность, когда нет
![Интонационные конструкции ИК-1 ___ __ __ __ \ __ Студенты вернулись. ИК-1](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-22.jpg)
смысловых противопоставлений и выделений, употребляется в повествовательных предложениях и в различных названиях.
ИК-2
__
\ __ __ __ __ __ __
Когда студенты вернулись?
ИК-2 обычно встречается в вопросительных предложениях с вопросительным словом и в предложениях с обращением.
Слайд 24Интонационные конструкции
ИК-3
___ __ __ __ /
—
Студенты вернулись?
ИК-3 характерна для
![Интонационные конструкции ИК-3 ___ __ __ __ / — Студенты вернулись? ИК-3](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-23.jpg)
выражения незавершенной речи и обычно встречается в вопросительных предложениях без вопросительного слова.
Слайд 25ИК-4 __
- — \
(В среду я не могу.) А не в
![ИК-4 __ - — \ (В среду я не могу.) А не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-24.jpg)
среду?
ИК-4 обычно встречается в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом а, в вопросах с оттенком требования.
ИК-5
__ __
/ \ __ __ __ __
Сколько хорошего сделал!
ИК-5 употребляется для выражения восхищения высокой степени признака, действия, состояния.
Слайд 26Интонационные конструкции
ИК-6
___ ___
__ __ __ /
Какой компот вкусный!
ИК-6 обычно
![Интонационные конструкции ИК-6 ___ ___ __ __ __ / Какой компот вкусный!](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-25.jpg)
встречается при выражении неожиданного обнаружения высокой степени признака, действия, состояния.
Слайд 27Функции интонации
1. Интонация членит речевой поток на отдельные отрезки – фонетические
![Функции интонации 1. Интонация членит речевой поток на отдельные отрезки – фонетические](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1166255/slide-26.jpg)
синтагмы и фразы – и вместе с тем объединяет фонетические слова в фонетические синтагмы, а синтагмы во фразы. Так, во фразе За заводами кончался город (ИК-3) и начиналось поле (ИК-1) две фонетические синтагмы.
2. Интонация различает предложения разных типов, передает грамматические значения вопроса и утверждения. Помимо этого интонация может передавать и другие синтаксические значения: тему и рему, основные и второстепенные части высказывания, вводные слова и предложения, выделять чужую и собственную речь говорящего и другое.