Тема урока: «Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления»

Содержание

Слайд 2

Выявить причины засорения языка;
Выработать требования культуры речи;
Выработка навыка видеть и исправлять недочёты

Выявить причины засорения языка; Выработать требования культуры речи; Выработка навыка видеть и
стилистически неграмотной речи.

Цели урока:

Слайд 3

Стиль - это разновидность языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной

Стиль - это разновидность языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной
из сфер жизни. При этом каждая разновидность обладает определенными языковыми особенностями (прежде всего лексикой и грамматикой) и противопоставлена другим таким же разновидностям языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями.

Что такое стиль?

Слайд 4

Книжные:
1. Научный
2. Официально-деловой (деловой)
3. Газетно-публицистический (публицистический)
4. Художественный

Стили речи:

Всем книжным стилям противопоставлен разговорный

Книжные: 1. Научный 2. Официально-деловой (деловой) 3. Газетно-публицистический (публицистический) 4. Художественный Стили
стиль

Слайд 5

Характерные особенности функциональных стилей речи

Характерные особенности функциональных стилей речи

Слайд 6

Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле

Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле
языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.

Что такое стилистические ошибки?

Слайд 7

Типы стилистических ошибок и их исправление

Типы стилистических ошибок и их исправление

Слайд 8

В образе поэта мелькают черты Дельвига.
Новый вариант
В образе поэта прослеживаются черты Дельвига.

Игнорирование

В образе поэта мелькают черты Дельвига. Новый вариант В образе поэта прослеживаются
значения слова

Слайд 9

Героев романа можно разделить на три части
Новый вариант
Героев романа можно разделить на

Героев романа можно разделить на три части Новый вариант Героев романа можно
три группы

Двусмыслимость, не запланированная автором

Слайд 10

Мастер попадает в психологическую клинику Стравинского
Новый вариант
Мастер попадает в психиатрическую клинику Стравинского

Смешение

Мастер попадает в психологическую клинику Стравинского Новый вариант Мастер попадает в психиатрическую клинику Стравинского Смешение паронимов
паронимов

Слайд 11

Грибоедов оказывается в каком-то роде новатором
Новый вариант
Грибоедов оказывается новатором

Употребление слов-паразитов

Грибоедов оказывается в каком-то роде новатором Новый вариант Грибоедов оказывается новатором Употребление слов-паразитов

Слайд 12

Базаров появляется в балахоне с кистями и бакенбардами
Новый вариант
Базаров появляется с нестриженными

Базаров появляется в балахоне с кистями и бакенбардами Новый вариант Базаров появляется
бакенбардами и в балахоне с кистями

Неоднозначность смысловых отношений в словосочетании

Слайд 13

Из Петербурга едет Хлестаков, и этим он привлекателен для уездных дам
Новый вариант
Хлестаков

Из Петербурга едет Хлестаков, и этим он привлекателен для уездных дам Новый
едет из Петербурга, и этим он привлекателен для уездных дам

Неправильный порядок слов

Слайд 14

Умирая от лихорадки, которой он заразился от мёртвого мужика, когда производил ему

Умирая от лихорадки, которой он заразился от мёртвого мужика, когда производил ему
вскрытие, Одинцова навещает его
Новый вариант
Когда Базаров умирал от лихорадки , которой он заразился от трупа во время вскрытия, Одинцова навестила его

Неправильно построенный обособленный оборот: деепричастный, сравнительный и др.

Слайд 15

Язык Чацкого образен, богат интонациями, в отличие от Скалозуба
Новый вариант
Язык Чацкого образен,

Язык Чацкого образен, богат интонациями, в отличие от Скалозуба Новый вариант Язык
богат интонациями, в отличие от речи Скалозуба

Лексическая недостаточность предложения

Слайд 16

Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие в соотношении между добром

Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие в соотношении между добром
и злом
Новый вариант
Воланд и его шайка призваны восстановить нарушившееся равновесие между добром и злом

Лексическая избыточность

Слайд 17

Поэма «Мертвые души» отличается от предыдущих произведений Гоголя: она имеет жанровое своеобразие.

Поэма «Мертвые души» отличается от предыдущих произведений Гоголя: она имеет жанровое своеобразие.
Поэма своеобразна. Своеобразны в ней и жанр, и композиция.
Новый вариант
Исправить текст невозможно

Пустословие

Слайд 18

Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, коим считает приезд

Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, коим считает приезд
в Москву
Новый вариант
Булгаков наказывает героев за предательство малой Родины – Украины, каковым считает приезд в Москву

Смешение стилей

Слайд 19

Элен пустая, как дворцы, в которых полумрак и тишина, нарушаемая только шуршанием

Элен пустая, как дворцы, в которых полумрак и тишина, нарушаемая только шуршанием
мыши
Новый вариант
Исправить текст невозможно

Сопоставление логически несопоставимых явлений

Слайд 20

1. Оскверняя Маргариту, Воланд помогает ей.
2. Некрасов доказал, что народу есть, что

1. Оскверняя Маргариту, Воланд помогает ей. 2. Некрасов доказал, что народу есть,
показать окружающим
3. По наказанию отца Гринёв едет в захолустную Белгородскую крепость
4. Скупка мёртвых душ была типа распространённой аферой.
5. Поцелуй Фенечки – безнравственный поступок.
6. Нигилизм – это отрицание того, чем живет, на мой взгляд, нормальный человек
7. Он вошел в квартиру старухи-процентщицы, проведя там полчаса
8. Из-за своей мелочности и корыстности помещики становятся соучастниками Чичикова
9. Писатель старается показать, а главное, раскрыть внутренний мир и характер героя
10. Состояние природы вдохновляло поэта во время осеннего сезона

Исправьте стилистические ошибки

Слайд 21

1. Произведения классической литературы

Откуда черпать знания литературного языка?

1. Произведения классической литературы Откуда черпать знания литературного языка?